"Пирамида". Геометрия 10 класс
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме
Урок геометрии в 10 классе с использованием информационно-коммуникативных и проектных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piramida.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 10 классе
с использованием информационно-коммуникативных и проектных технологий
«Пирамида».
Цель урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с понятием пирамиды, её элементами. формулами вычисления объёма и площади поверхности.
- Научить применять полученные знания для решения задач.
Развивающие.
- Формировать интерес к науке «Математика».
- Развивать творческую активность учащихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований.
- Развивать познавательную деятельность учащихся, которая, в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.
Воспитательные
- Воспитывать у учащихся стремление к самообразованию.
- Развивать коммуникативные качества, умение выслушивать и анализировать чужое мнение.
- Воспитывать чувство ответственности за взятые на себя обязательства.
Рабочие группы и вопросы для исследования.
Филологическая группа
1.Найти информацию о возникновении термина «пирамида»
Историко-географической группе:
1.подготовить сообщение об истории постройки пирамид и географии их распространения.
Химико-биологической группе:
1.подготовить информацию об уникальных свойствах пирамид
Группа “Математики”
1.Найти определения пирамиды, которые были сформулированы древними учеными.
2.Сравнить современные трактовки с древними.
Отчетные материалы
- Создание презентации (слайды, рисунки).
- Подготовка сообщений.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы и приемы работы: реализация проектно-исследовательской технологии.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование:
- Учебник геометрии для 10-11х классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие;
- Презентация
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Решение простейших задач.
- Итог.
Ход урока.
- Организационный момент (учащиеся записывают число, тему урока).
(слайд 1) Эпиграфом нашего урока являются слова известного математика Иоганна Бернулли «Ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знаний, как постановка трудной, но в то же время полезной задачи». Сегодня на уроке перед вами, ребята, будет поставлено несколько задач, которые вы должны будете решить, вы узнаете много нового и полезного.
Но в начале урока думаю, будет целесообразно повторить ранее изученное.
- Повторение пройденного материала (слайд 2)
Ответить на вопросы:
- С какими пространственными телами вы знакомы?
- Что называется тетраэдром?
- Как построить тетраэдр? Построить тетраэдр и назвать все его элементы.
- Изучение нового материала .
.
Одним из важнейших видов многогранников являются пирамиды, с которыми вы уже неоднократно встречались. Сегодня мы с вами приступаем к изучению темы «Пирамида». Является ли это понятие для вас совсем новым? Встречались ли вы с пирамидами до сегодняшнего дня? Еще в раннем детстве вы играли игрушкой - пирамидой, на уроках истории знакомились с пирамидами Египта, пирамиды используются в архитектуре (церковь Преображения в Кижах, церковь в Каменском). Изучением пирамид занимались многие археологи, математики, географы. Вот и мы займемся их изучением не просто из праздного любопытства. Эта тема запланирована у нас по программе, да и в задачах ЕГЭ пирамида встречается довольно таки часто.
Любой школьник наверняка сможет отличить пирамиду от многогранника другого вида. Сегодня же мы дадим само определение пирамиды. А помогут нам в этом творческие группы, которые самостоятельно подготовили презентацию о пирамидах.
(выступление творческих групп:
Рабочие группы и вопросы для исследования.
Филологическая группа
1.Возникновении термина «пирамида»
Историко-географической группе:
- История постройки пирамид и географии их распространения.
Химико-биологическая группа:
- Уникальные свойства пирамиды.)
Группа “Математики”
- Определения пирамиды, которые были сформулированы древними учеными.)
- . Древнегреческий ученый Евклид говорил: «Это телесная фигура, ограниченная плоскостями, которые от одной плоскости (основания) сходятся к одной точке (вершине)».
- Герон утверждал, что «Это фигура, ограниченная треугольниками, сходящимися в одной точке, и основанием которой служит многоугольник».
- английский математик Тейлор писал, что «Это многогранник, у которого все грани, кроме одной, сходятся в одной точке».
- Французский математик Лежандр отмечал, что «Это телесная фигура, образованная треугольниками, сходящимися в одной точке и заканчивающаяся по различным сторонам плоского основания».
После выступления группы «математиков» учащимся дается задание: построить п-угольник и точку, не лежащую в плоскости многоугольника. Соединив точку отрезками с вершинами многоугольника, получим п треугольников и предлагается попытаться дать определение получившейся пирамиды.
2) Элементы пирамиды: показать на чертеже основание, боковые грани, боковые ребра, вершину, высоту пирамиды сформулировать вместе с учащимися их определения, все элементы показать цветными мелками!
После введения определения правильной пирамиды учащиеся отвечают на вопросы:
- Какая пирамида называется правильной?
- Являются ли равными боковые ребра правильной пирамиды?
- Чем являются боковые грани правильной пирамиды?
- Что называется апофемой?
- Сколько высот в пирамиде? Сколько апофем в пирамиде?
- Сколько апофем в правильной пирамиде?
- Равны ли апофемы правильной пирамиды друг другу? Почему?
4. Отработка умений и навыков в решении задач.
Практико-ориентированная задача:
1.Работа в парах:
На парте – модель пирамиды. Сделайте необходимые измерения и вычислите площадь боковой поверхности пирамиды.
- Какие измерения вы сделали?
- Какие формулы использовали?
Проверь себя
Продолжите предложения:
1.Высотой пирамиды называется…
2.Апофемой пирамиды называется…
3.Площадью полной поверхности пирамиды называется…
4.Площадью боковой поверхности правильной пирамиды называется
2. Решение задач с http://reshuege.ru/test?theme=154
Дом.задание: п. 28-29 № 243, 248
5. Итог урока
Итак: (рефлексия) подведем итоги нашей совместной работы – продолжите, пожалуйста, мое предложение –
- Сегодня я узнал новое...
- На уроке мне пригодились знания...
- Для меня было сложно...
- На уроке мне понравилось...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта изучения темы "Пирамида"(геометрия 10) по уч. Атанасяна
Карта разработана с учетом современных требований....
Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.
Использование инновационных технологий, кейс технология....
Презентация по теме «Объем пирамиды». Геометрия 11 класс.
Используется при изучении темы по геометрии в 11 классе "Объем пирамиды"....
Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс
Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс...
Разработка урока "Моделирование пирамиды" геометрия 10 класс
Научить учащихся моделировать пирамиду в соответствии с условием геометрической задачи....
Тестовая работа по теме "Пирамида" Геометрия 10 класс
Итоговая работа по теме "Пирамида" с выбором ответов, учебник Атанасяна...