Окружность и ее круг
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Дербенева Ирина Алексеевна

Урок математики в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_5_urok_okruzhnost_i_ee_krug.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика  5-й класс  урок по теме «Окружность и ее круг».

Цели урока:

Обучающая: Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах; развитие практических умений – пользоваться чертежными инструментами, построение окружности любого радиуса; повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.

Развивающая: Развитие математической речи, наблюдательности, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; работа над математической терминологией (путем распознания); развитие непроизвольной памяти (в учебной деятельности).

Воспитательный аспект: Развитие познавательной активности учащихся, интереса к предмету, расширение кругозора, привитие умений совместно работать.

Цели исследовательской работы.

Прививать интерес учащихся к изучению математики, развивать мышление учащихся, увлечь их исследовательской деятельностью, расширить представление об окружающем мире.

Задачи работы:

знакомство с геометрическими фигурами – окружность и круг; изучение их элементов; построение окружности и круга; измерение радиусов окружности и круга.

Методы обучения:

элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (приём предметных действий через тактильные ощущения); передача информации с помощью практической деятельности; словесная передача познавательной информации и ее слуховое восприятие;

частично-поисковый; инновационные методы.

Оборудование:

Проектор и экран. Презентация “ Окружность и круг”. Компьютер. Тест

Ход урока.

1. Организацион-ный момент ( слайды №№ 1-2,25,26)

2. Постановка проблемы Объявляет цели урока, постановка проблемы, используя при этом наглядно оформленные в презентации стихи.

3. Проводит фронтальный опрос по чертежу на слайде. №№4-15

1.Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?

2.Какие из них являются ломаными, какие – кривые?

3.Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые.

4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Приглашаю трех исследователей убедить в этом класс, измерьте расстояние, остальные исследователи сравните фигуры 6 и 8.

5.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью?

6.Назовите существенные признаки окружности!

7.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9?

8.Чем отличаются окружности 3 и 8?

9.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! Запиши вывод в тетрадь!

Это расстояние от центра окружности до любой точки на окружности называется радиусом.

Учащиеся: Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры: окружность и круг.

Отвечают на вопросы, записывают ответы.

4. Техника безопасности при работе с циркулем

Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах. №5

Техника безопасности работы с циркулем и ножницами. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. №6,7. Предлагает обучающимся потренироваться в построении окружностей, дуг и вырезании круга.

5. Физкультминутка.  Учитель просит учащихся встать и проследить глазами за фигурами на экране №9

6. Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях.

Затем включает на слайде правильно построенные радиусы.№10

Учащиеся: Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность.

7.  Просит учащихся представить, что они оказались в далеком прошлом и где циркуль еще не изобрели. Ставится задача: как вы нарисуете окружность? Выслушивает способы построения, которые предлагают обучающиеся, и показывает еще один из возможных на слайде.№11, 12

8. .Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? №13

9.  Предлагает выполнить практическое задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности. №14

10. Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? №15

11. Предлагает обучающимся сделать самостоятельное исследование: 

Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр.

Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка.

Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд №16,17. презентации, а также записать определение диаметра.

Предлагает ответить на следующий вопрос: что делает диаметр с окружностью?

Одобряет обучающихся: правильно, он делит её на две части, которые называются дуги

Предлагает обучающимся выбрать на рисунке те окружности, в которых проведен диаметр.

Сколько диаметров можно провести в окружности?”

12. Ставит перед обучающими следующую задачу: “Витя Верхоглядкин провёл 11 диаметров окружности. Потом он сосчитал радиусы. Их оказалось 21. Правилен ли его ответ?” слайд №18

13. Выполняют тест, дублируют свои ответы, после сдачи работ проверяют с комментированием.

“Благодаря исследовательской деятельности вы узнали много нового!”

Во время работы за компьютерами учитель предлагает заключительное задание урока, которое развивает вычислительные навыки и позволяет перейти к следующему этапу урока: “Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу:

14. Итоги урока. Учитель: Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся.№20

15. Домашнее задание Выучить определения п 22 №874-877 слайд№21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Длина окружности и площадь круга

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе....

Урок по теме "Длина окружности и площадь круга"

В материале представлен план-конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга", к нему прилагается презентация. Конспект урока составлен с УМК Л.С. Атанасяна и др. "Геометрия. 7-9 классы"....

Длина окружности и площадь круга

Урок закрепления знаний и умений с использованием активных методов обучения, с мини презентацией. Работа в группах с разнымы сменяющимися заданиями. Группы по очереди работают за компьютером. Решение ...

Конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга"

Материал содержит конспект урока по математике для 6 класса по теме "Длина окружности и площадь круга". Автор: Гончарова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева....

Презентация к уроку по теме "Длина окружности и площадь круга"

Материал содержит презентацию к уроку математики в 6 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"...

Тест по теме "Окружность. Длина окружности и площадь круга"

Рекомендации по использованию теста.Тест направлен на оперативную проверку предметной компетентности учащихся шестых классов по теме «Окружность. Круг. Длина окружности и площадь круга».Цели урока:1....