Многогранники и фигуры вращения
методическая разработка по геометрии (6 класс) на тему
В разработке собраны и систематизированы разрозненные сведения о многогранниках и фигурах вращения, данные для ознакомления учащимся 6 класса в конце некоторых пунктов. Считаю, что объединив и систематизировав материал этих обрывочных сведений, экономлю время на уроке. Детям такая тема очень понравилась, да и толку от неё больше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogranniki_i_figury_vrashcheniya.docx | 103.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа №30»
Методическая разработка темы
«Первоначальное знакомство со стереометрией»
для изучения в курсе математики 6 класса
учителя Шаталовой Светланы Николаевны
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Первоначальное знакомство с предметом стереометрия начинается в 6 классе. В учебнике М.Я. Виленкина знакомство с фигурами предложено эпизодически, не в связи с изучаемым материалом. На уроке не всегда удаётся найти время на то, чтобы акцентировать на нём внимание учащихся, способствовать его усвоению. Поэтому я решила обобщить разрозненный материал в отдельную тему и рассмотреть его более системно за счёт уроков повторения и ИГЗ. Думаю, что суммарное время, затраченное на поверхостное знакомство со стереометрическими фигурами и решение предлагаемых задач в течение года, намного больше затраченного мной на обобщённое изучение, а качество знаний – выше, тем более что такое изучение предполагает самостоятельную работу учащихся с моделями геометрических фигур и их развёртками.
В данной разработке материал представлен тремя темами: «Многогранники», «Фигуры вращения», «Объёмы многогранников и фигур вращения». Тема «Объёмы многогранников и фигур вращения» используется с целью более углубленного изучения, подобраны задачи для закрепления тем.
Предмет стереометрии
До сих пор мы изучали свойства плоских фигур, т.е. фигур, целиком расположенных в некоторой плоскости. Такие фигуры, как треугольник, квадрат, окружность, прямоугольник, являются плоскими. Но окружающие нас предметы в большинстве своём не являются плоскими, они расположены в пространстве и не умещаются в какой-то одной плоскости. Раздел математики, в котором изучаются свойства фигур в пространстве, называется стереометрией. В стереометрии наряду с простейшими фигурами – точками, прямыми и плоскостями рассматриваются геометрические тела и их поверхности. Познакомимся с некоторыми многогранниками и фигурами вращения.
Тема 1. Многогранники
Многогранник – это поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое пространство. Напомним, что многоугольник – это геометрическая плоская замкнутая фигура, состоящая из точек и соединяющих их отрезков, в которой более трёх углов. Прямоугольник и квадрат – простейшие знакомые нам многоугольники. Одни из самых простых многогранников – прямоугольный параллелепипед и куб. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются его гранями. Стороны граней называются рёбрами, а концы рёбер – вершинами многогранника. Кроме прямоугольного параллелепипеда и куба есть и другие многогранники. Познакомимся с призмой и пирамидой.
Призма – геометрическая фигура, состоящая из двух одинаковых многоугольников – оснований, и прямоугольников, составляющих боковую поверхность.
Призмы бывают прямые и
наклонные. Форму призмы
имеет шляпка столярного
болта, некоторые соеди –
тельные части мотора авто –
мобиля.
Пирамида – многогранник, составленный из многоугольника, который является основанием и треугольников, составляющих боковую поверхность.
Своё название пирамида наших дней получила от древне –
египедских пирамид, которые владели лишь азами геометрии,
и, тем не менее, смогли сотворить шедевры, часть которых
сохранилась до наших дней. А что вам напоминает пирамида?
Какие предметы повторяют её форму?
Параллелепипед – многогранник, основания и боковые стороны которого состоят из прямоугольников.
Куб – это многогранник, у которого
основания и боковые стороны представ-
ляют собой равные квадраты. Вокруг нас
великое множество предметов, имеющих
форму куба и параллелепипеда. Приведите примеры самостоятельно.
Тема 2. Тела и поверхности вращения.
Возьмём прямоугольник и будем вращать его вокруг одной из сторон. В результате получится тело, которое называют цилиндром.
При вращении сторон прямоугольника образуются два круга –
они называются основаниями цилиндра, а отрезок ОА -
радиусом цилиндра. Какие предметы напоминает вам
цилиндр?
Возьмём прямоугольный треугольник и будем вращать его вокруг одной из боковых сторон. Такое вращение описывает фигуру, называемую конусом. Конусовидную форму имеют колпаки гнома и Деда Мороза. Шпили на куполах церквей тоже конусовидные.
Вращением полукруга вокруг диаметра можно получить шар.
Поверхность шара называют сферой. Отрезок, соединяющий
м центр сферы с любой точкой её поверхности, называют ради-
усом сферы. Сферическую форму имеют многие предметы.
Среди них футбольный мяч, воздушный шарик и школьный глобус – макет Земного шара.
Вопросы и задачи
- Сколько рёбер, граней и вершин имеет: а) прямоугольный параллелепипед ; б) куб; в) пирамида; в) призма?
- Существует ли параллелепипед, у которого: а)только одна грань – прямоугольник; б)все углы граней – острые; в)все углы граней – прямые?
- Задача №771 (м-6)
- Задача №1009
Тема 3. Объёмы многогранников и фигур вращения
Введём обозначения: объём фигуры, площадь основания фигуры, радиус окружности или сферы,
Объёмы многогранников и фигур вращения рассчитываются по следующим формулам:
где длина и ширина основания;
где – длина ребра куба;
.
Задачи
- Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если его длина 15 см, ширина 10 см, а высота 20 см.
- Найдите объём куба с ребром 0,3 м.
- Найдите объём цилиндра, если известно, что его высота равна 12 см, а в основание – окружность с радиусом, равным 4 см.
- Найдите объём четырёхугольной пирамиды высотой 16 см, основанием которой является квадрат со стороной 4 см.
- Чему равен объём конуса, если его высота 25 см, а основание – окружность, радиус которой 6 см?
- Найдите объём треугольной призмы, если известно, что её высота равна 12,6 см, а площадь основания – 17,5 см2.
- Чему равен объём шара, радиус которого равен 3 см?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Многогранники и тела вращения"
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организ...
Многогранники и тела вращения
В презентации рассматриваются определения, свойства, формулы для вычисления площадей поверхности и формулы для вычисления объемов многогранников и тел вращения....
Бинарный урок по математике и кулинарии по теме "Многогранники и тела вращения, простые нарезки овощей"
Данная методическа разработка предназначена для учащихся СПО по профессии "Повар, кондитер". В данной разработке собран познавательный материал по математике и кулинарии, который помогае развить у уча...
Зачет по темам: "Многогранники" и "Тела вращения"
Данная работа может быть использована при организации зачетов по стереометрии...
Дидактический материал по черчению "Сечения многогранников и тел вращения плоскостью"
Инновация. Материал содержит наглядные изображения призм, пирамид, цилиндров и конусов, усеченных плоскостью (по 2 варианта из 8 тел каждый).Построить три проекции по аксонометрии ...
Решебник по черчению "Сечения многогранников и тел вращения"
Решебник "Сечения многогранников и тел вращения" предназначен в помощь учителю при подготовке и проверки графических работ в 10 классе и служит дополнением к дидактическому материалу "Сече...
Тестирование по черчению "Сечения многогранников и тел вращения"
Тесты представлены аксонометрическими изображениями усеченных призм, пирамид, цилиндров и конусов ( по два варианта заданий из восьми каждого геометрического тела). Для заданных аксонометри...