Перспектива-геометрия живописи.Агеева Полина,11б
проект по геометрии (11 класс) на тему
Перспектива-геометрия живописи.Агеева Полина,11б
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva-geometriya_zhivopisi.ageeva_polina11b.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: Перспектива - геометрия живописи.
Агеева И.А., учитель математики
Ченцова Дарья, ученица 11А класса
Гипотеза исследования:
Живопись ,как искусство неразрывно связанно с математическими законами
Цель исследования: Выяснить роль геометрии в живописи
Задачи проекта:
Рассмотреть приемы передачи окружающего мира на двухмерную плоскость картины.
Проследить историю развития геометрии живописи.
Исследовать геометрию в картинах художников родного города.
Методы исследования: сбор информации, изучение литературы, анализ.
Практическая значимость:
данный материал можно использовать для привития интереса к математике; способствует формированию представления о прикладных возможностях математики, её связи с живописью.
Презентация "Перспектива -геометрия живописи"
Вывод: Мы не осознаем, насколько наша жизнь связана с математикой. Даже такие творческие направления деятельности человека, как музыка, живопись, архитектура без математических законов не могут существовать и развиваться. В своей работе я постаралась это показать и считаю, что моя работа дает более широкие представления о математике и ее использовании в разных областях деятельности человека и отвечает на вопрос: «Зачем изучать математику?» Представленные мною материалы будут интересны многим учащимся и покажут математику с новой стороны, с которой они ее еще ни разу не видели.
1.А.И.Азевич «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. Москва «Школа-Пресс», 1998год
2. А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение»,
1992 год.
3. А.Г.Яблонский «Линейная перспектива на плоскости», Москва, 1966 год
4. М.Н.Макарова «Перспектива», Москва, 1989 год.
5. И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998 год.
6. DVD Tsarskoe selo Master Video, 2004
7. CD Microsoft Office at school
Введение.
Почему я выбрала тему: "Геометрия и живопись "?
Услышав слова: "Без геометрии живопись мертва", я решила сама убедиться в этом. Решила узнать, действительно ли это так.
Роль живописи в наши дни возрастает. Живопись не только отражает жизнь, но и формирует её. Она взывает нас к совести, побуждает задуматься, как мы живём, как поступаем, делает человеческую душу богаче, обращает к красоте. А красота ведёт человека к доброте. Я ничуть не сомневаюсь в словах Достоевского: "Красота спасёт мир". Поэтому мне захотелось выяснить, какова же роль геометрии в живописи.
Математика и изобразительное искусство очень удаленные друг от друга дисциплины, первая - аналитическая, вторая - эмоциональная. Математика не играет очевидной роли в большинстве работ современного искусства, есть художники ,которые редко или вообще никогда не используют перспективу. Однако есть много художников, у которых математика находится в центре внимания. Одним из них является Леонардо да Винчи. На искусство он смотрел не только глазами художника-творца, но и инженера, естествоиспытателя, математика, провозглашая, что достоверности нет в науках там, где нельзя приложить, ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
На уроках алгебры и геометрии нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает?» Поэтому в своей работе я хочу показать тесную связь между жизнью человека и математическими науками, их применении не только для решения задач, но и для использования в повседневной жизни.
Перспектива- геометрия живописи
Люди издавна научились отображать всевозможные объекты окружающего их трёхмерного мира на двумерную плоскость картины.
Какие же основные возможности имеются в решении задачи отображения трёхмерного пространства на двумерную плоскость?
В основе геометрии лежит метод проекций, сущность которого такова. В пространстве выбирают фиксированную точку-центр проектирования и плоскость проекции (картинную плоскость), не проходящую через центр проектирования.
Для получения изображения- проекции- объекта на плоскость проекции через центр проекции и каждую точку объекта проводят проектирующие лучи до пересечения с картинной плоскостью.
Совокупность точек пересечения проектирующих лучей с плоскостью проекции и даст изображение объекта, которое называют центральной проекцией.
Когда центр проектирования уходит в бесконечность, тогда проектирующие лучи становятся параллельными между собой. Считая центр проектирования расположенным в бесконечно удалённой точке, мы приходим к важному случаю центрального проектирования - параллельному проектированию.
Важным частным случаем параллельных проекций являются ортогональные проекции, когда проектирующие лучи ортогональны картинной плоскости, то есть образуют прямые углы с плоскостью проекций.
Перспектива открыла перед живописцами небывалые возможности. Впервые у художников появился геометрический метод изображения не отдельного предмета, а всего видимого трёхмерного пространства, всего окружающего мира.
Художнику прежде всего необходимо иметь ясное представление о линии горизонта, так как с ней связаны все перспективные построения. Линия перспективного горизонта всегда находится на уровне глаз. Как её определить? Если налить в стакан воды и поднести к глазам, то поверхность воды в стакане будет иметь форму эллипса, если смотреть на неё сверху или снизу. Чем ближе эллипс к перспективному горизонту, тем сильнее он сплющен. А на уровне глаз он сольётся в одну прямую линию, совпадающую с географическим горизонтом. Все удаляющиеся от нас горизонтальные параллельные линии всегда кажутся нам сходящимися на горизонте. Место их пересечения называется точкой схода. Точка схода параллельных линий, которые находятся под прямым углом к горизонту, всегда расположена против глаз и называется главной. Для каждой группы параллельных прямых, где бы они не находились и каким бы предметам не принадлежали, существует только одна точка схода.
Перспектива заняла ведущее место в живописи. Она оказалась лучшим из приёмов передачи окружающего мира. Композиция картины стала строго симметрична относительно вертикальной оси, проходящей через главную точку , а образы параллельных линий, сходящиеся к главной точке, привели зрителя в эту точку.
Если художнику необходимо создать серьёзную композицию, то без серьёзных знаний линейной перспективы никак не обойтись.
Перспектива - это только геометрическая основа живописи. Но эта основа будет мертва, если художник не вложит в неё частичку своей души.
Геометрия и живопись: страницы истории
Геометрия является связующим стержнем, который проходит через всю историю живописи.
В самом деле, существуют три принципиальных геометрических метода отображения трёхмерного пространства на двумерную плоскость картины: метод ортогональных проекций, аксонометрия и перспектива.
Все принципиальные возможности изображения пространства на плоскость были реализованы в живописи, причём в разных пластах художественной культуры каждый из этих методов находил своё наиболее выражение.
Система ортогональных проекций составила геометрическую основу живописи Древнего Египта, аксонометрия (параллельная перспектива) характерна для живописи средневекового Китая и Японии; обратная перспектива- для икон Византии и Древней Руси; прямая перспектива- это геометрический язык живописи европейского искусства .
Ортогональные проекции – аксонометрия - перспектива. Именно по такой схеме шло развитие геометрии живописи.
Метод ортогональных проекций как наиболее простой занял в ней первое место. Но ортогональные проекции никак не передавали глубину реального пространства, поэтому уже в искусстве Древнего Египта появлялись робкие ростки аксонометрии. Аксонометрия передавала без искажений фронтальную плоскость изображаемого предмета, она давала представление о глубине пространства, хотя и трудно было понять, какова эта глубина. Недостатки аксонометрии в передаче глубины пространства были исправлены в ренессансной системе перспективы, построенной с учётом геометрических закономерностей зрения, наиболее точно передающей видимый мир.
Таким образом, каждый из этих трёх методов был очередным этапом в развитии искусства живописи, новой ступенью в поисках более точной и совершенной системы передачи зрительных ощущений.
В зависимости от задач художник выбирает ту или иную систему перспективы.
Перспектива в картинах современного художника Вячеслава Курсеева.
Исследуя перспективу геометрии в живописи я обратилась к картинам художников родного края. Просмотрев множество картин наших художников я остановилась на творчестве только одного , так как на картинах этого художника лучше всего прослеживается перспектива геометрии. Я решила поближе узнать о творчестве современного художника Вячеслава Курсеева.(род.1965 году. г.Саратов)В детстве посещал Художественную Школу. В 1982 году поступил в Саратовское Художественное Училище им. Боголюбова, которое успешно окончил по специальности – художник-оформитель. Затем в МВХПУ (б. Строгановское). Закончив первый курс, уехал в Прагу, затем в 1992 году в Стокгольм, прервав обучение в институте.
В Швеции работал в течение двенадцати лет. Сотрудничал с несколькими галереями. Провёл несколько персональных и совместных выставок в Стокгольме. Картины этогопериода находятся в здании шведского парламента, а также в частных коллекциях ценителей современной живописи. Последние шесть лет основная тема творчества — родной город Саратов.
На картинах художника саратовские здания изображены такими, какими они были сто лет назад. Каждая картина – это достоверная художественно-историческая реконструкция. При их написании он изучал архивные документы, старинные фотографии и открытки. Предпочтительная техника – акварель, масло.
Заключение.
Настоящее искусство имеет свою теорию. Иногда эту теорию можно выразить в терминах математики, так как она тесно связана практически со всеми разновидностями современно искусства и искусства древних времен.
Мы не осознаем, насколько наша жизнь связана с математикой. Даже такие творческие направления деятельности человека, как музыка, живопись, архитектура без математических законов не могут существовать и развиваться. В своей работе я постаралась это показать и считаю, что моя работа дает более широкие представления о математике и ее использовании в разных областях деятельности человека и отвечает на вопрос: «Зачем изучать математику?» Представленные мною материалы будут интересны многим учащимся и покажут математику с новой стороны, с которой они ее еще ни разу не видели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон" Лебединая песня"
Применение технологии РКМЧП . Тема урока "И от белых стай мир светлее стал..."...
Программа "Полином" (для учащихся 5-9 классов)
Модифицированная программа по решению развивающих задач по математике...
Полина Виардо - композитор. Романс "Заклинание" на стихи А. С. Пушкина. Обзор истории взаимоотношений писателя и певицы.
Муза Ивана Тургенева (а также: Шарля Гуно и Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Камиля Сен-Санса и Джакомо Мейербера). Жорж Санд главную героиню своего романа "Консуэло" писала с Полины Виардо. В...
Конкурсная творческая работа учащейся 7 класса Скворцовой Полины на тему "Лучше нет родного края" (3 место в республиканском конкурсе "Волшебное русское слово")
Лучше нет родного края! Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот уголок, где ты родился, где люби...
Урок литературы" История великой любви. Полина Виардо в жизни Тургенева."
Интересный урок по литературе. Цель:1) раскрыть новые факты биографии И. С. Тургенева;2) познакомить с личностью Полины Виардо;3)...
Перспектива - геометрия живописи.
Презентация по теме "Перспектива - геометрия живописи"....