Методические рекомендации организации повторения геометрии при подготовке к ГИА.
методическая разработка по геометрии (9 класс) на тему
Требования к организации повторения для успешной сдачи ГИА.
Материал для учителей, родителей, обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekpovtor.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации проведения повторения курса
геометрии при подготовке к ГИА
Учитель математики МБОУ СОШ №1 Е.А.Черненькая.
Для обеспечения прочности знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения геометрии, необходимо так организовать повторение, чтобы окончательно доработать программный материал и закрепить его в памяти учащихся. Цели и время повторения тесно связаны и взаимообусловлены и в свою очередь определяют методы и приемы повторения.
При планировании повторения необходимо отобрать необходимый материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам и по этапам каждого урока, установить формы и методы для осуществления повторения, учитывать психические и физиологические особенности обучающихся, свойства памяти.
Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения и специфики геометрии как учебного предмета.
Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени. Повторение следует проводить в течение всего учебного года. Выбор тем для повторения, последовательность, интенсивность проработки учитель должен составлять с учетом того, как усвоен обучающимися материал соответствующих разделов.
Характер урока математики с переходом учащихся из одного класса в другой значительно меняется. В старших классах существенно увеличивается объем фактического материала, выносимого на закрепление и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит в тематическое или перерастает в обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.
Второе требование к организации повторения – тема повторения.
1. Не следует повторять все подряд. Нужно выбрать для повторения наиболее важные темы, вопросы, вокруг которых группируется учебный материал.
2. Выделять для повторения такие моменты, которые по трудности своей традиционно недостаточно прочно усваиваются обучающимися.
3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом и особенности класса.
Третье требование к организации повторения математики - определение методов и приемов, которыми должно осуществляться повторение. Они должны находиться в тесной связи с видами повторения. О полезности многообразия методов и приемов знает каждый учитель - лучше одну теорему разобрать десятью способами, чем десять теорем одним.
Разнообразием методов повторения можно устранить противоречие, которое возникает, с одной стороны, ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды, а с другой — в силу необходимости повторять с целью углубления, обобщения и систематизации ранее изученного материала.
Для успешности повторения необходимо соблюдать следующие условия:
1. Повторять надо регулярно в течение всего учебного года, чтобы повторение входило органической частью в саму методику изучения геометрии.
2. Должна быть четкая цель в работе, сознательное отношение учащихся к повторению, мотивация и осознание ими задач и результатов, которых они должны добиться при повторении.
3. Тщательно отбирать материал и продумывать планирование его при повторении, соблюдать связь повторения с изучением.
4. Стимулировать самостоятельность и активность в процессе повторения, что достигается разнообразием форм, средств и методов повторения.
5. Правильно распределять материал повторения во времени.
6. Соблюдать установку: «Учить, чтобы усвоить и запомнить».
Без целевой установки даже многократное повторение может не дать желаемого результата.
7. Органически связывать и продумывать сочетание отдельных видов повторения, они должны дополнять друг друга, представлять стройную систему педагогически целесообразного повторения.
Работа на уроках повторения и на уроках первичного усвоения различна. Это объясняется своеобразием работы ученика по усвоению нового материала от работы при повторении.
Повторением, которое должно помочь учителю в приведении в систему знаний и умений учащихся, можно:
а) выявить и устранить недочеты в знаниях учащихся;
б). углубить и расширить знания учащихся по данному вопросу;
в). предупредить забывание основного содержания материала;
г). воспроизвести ранее изученный материал на более высокой ступени в новых связях и комбинациях;
д). обобщить, систематизировать и закрепить наиболее существенное из учебного материала.
8. Уроки повторения должны быть продуманы как с точки зрения содержания, так и организации. Постановка самих вопросов и разбор упражнений по своей форме и характеру должны заставлять несколько по-иному осмысливать прежний материал.
Различные виды повторения тесно взаимодействуют; от своевременного и успешного проведения одного из видов повторения, например тематического или текущего, зависит продолжительность и успешность повторения другого вида — заключительного повторения или повторения в конце учебного года.
Подготовка учителя к урокам повторения должна быть своевременной. Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторения является важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя значительной профессиональной подготовки. Часто повторение сводится к стереотипному воспроизведению ранее изученного, при этом не раскрываются новые связи этого материала с изучаемым, не делаются обобщения, не устанавливаются те идеи, которые лежат в основе темы или раздела программы и в основе курса в целом.
Недочеты, допускаемые учителями при проведении повторения.
1. К урокам повторения учителя готовятся редко, считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки. Поэтому уроки повторения недостаточно продуманы и проводятся в методическом отношении неумело и однообразно.
2. Повторение организуется только в конце года. Это приводит к перегрузке учащихся, осмысливание и углубление материала заменяется механическим, стереотипным воспроизведением пройденного.
3. Учитель не умеет и не учит выделять главное, существенное из учебного материала для повторения.
4. Неумело распределяется по времени материал для повторения и не устанавливается целостное соотношение между повторением изученного и изучением нового материала.
5. При отборе материала для повторения не всегда учитываются значимость и степень связи повторяемого материала с вновь изучаемым;
степень трудности усвоения этого материала учащимися; необходимость расширения и углубления основных понятий курса геометрии, способствующих обобщению и систематизации знаний.
6. Отсутствует продуманная система вопросов и упражнений при повторении.
7. Бессистемность и эпизодичность повторения.
8. Недостаточное, а часто и неправильное использование наглядности.
9. Неумелое использование видов повторения, их сочетания и чередования.
10. Повторение используют для устранения многочисленных пробелов и для накопления оценок.
11. Недостаточно ясное представление учителя: на чем сосредоточить внимание учащихся, в каком порядке и когда целесообразно и эффективно проводить повторение.
12. Повторение проводится однообразно, однотипными методами и приемами, в одной и той же последовательности и в одних и тех же формах.
13. Отсутствует органическая связь между объяснением и повторением.
14. Повторение сводится к запоминанию без достаточного понимания и осмысливания старого, что поверхностным усвоением учебного материала и приводит к перегрузке памяти учащихся.
15. Часто при повторении контроль подавляет момент обучения, в результате оно превращается в бесконечный и малополезный диалог (устный или письменный) между учителем и учеником.
16. Повторение сводится к «натаскиванию» при подготовке к экзаменам, знания учащихся не обобщаются и не систематизируются.
17. Повторение сводится к бесконечному выполнению упражнений, которые не могут заменить систематическое повторение. При этом ограничивается возможность проводить углубление и систематизацию знаний, группировку учебного материала вокруг основных идей курса и т. д.
18. При проведении «шаблонных», однотипных уроков внимание и интерес обучающихся снижаются, новый подход к уже известному материалу придает повторению элемент новизны, повышает внимание и интерес учащихся к повторению учебного материала. Поэтому приемы и методы повторения, как и формы организации, очень важны для достижения целей повторения.
Для устранения недостатков в организации и методике проведения повторения от учителя требуется:
- тщательно продумывать содержание и цели урока как с теоретической, так с методической стороны.
- больше внимания уделять методике проведения таких уроков, используя различные формы и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, повышающие интерес к изучаемому. Особенно важно это для уроков в конце учебного года после прохождения всего программного курса;
- планирование повторения должно быть индивидуальной творческой работой учителя, необходимо ясно понимать, почему именно этот материал или упражнения следует использовать для данного повторения;
- учитель должен охватить наиболее существенные вопросы темы и расположить их в логической последовательности. Этим можно добиться целей:
- облегчить понимание нового материала,
- показать учащимся логику предмета;
- провести определенную систематизацию ранее изученного материала;
- учитывать психологические особенности класса - нередко возникают какие-то обстоятельства, заставляющие учителя в данном классе повторить более глубоко тот или иной материал, в отличие от другого класса, и это должно найти отражение в планировании;
- при подготовке к урокам повторения определять принципиально важные элементы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ученик по повторяемой теме, выделение этих элементов определяет объем повторяемого материала;
- исходя из вышеперечисленного следует установить, надо ли придерживаться той последовательности повторения, которую предлагает учебник, или же перекомпоновать материал, определив новое сочетание элементов повторения;
- на уроки повторения выносить материал, знакомящий учащихся с ведущими идеями курса, имеющий важное мировоззренческое значение, а также материал, который впоследствии из предмета изучения перерастает в средство изучения другого материала. Объектом обобщения могут быть понятия, методы доказательства теорем, методы решения задач и т. п. Содержание уроков строить как на теоретическом материале, так на системе упражнений, либо на их сочетании.
- методами проведения уроков итогового повторения являются повторительно-обобщающая беседа, обзорная лекция, работа с учебником и другой литературой, просмотр презентаций и т. д. Их применение необходимо сочетать с самостоятельной работой учащихся.
-малоэффективно, не подключив учащихся к самому процессу обобщения, как и при изучении нового материала, сообщать им уже готовые результаты, так как только в процессе самостоятельной деятельности учащихся их знания достигнут высокого уровня обобщенности и системности;
- не пренебрегать самостоятельной работой обучающихся, направленной на формирование умения проводить обоснования. От обычных самостоятельных работ эта отличается тем, что от учащихся не требуется оформлять решения в обычном смысле (занимает много времени на уроке), нужно только зафиксировать теоретический базис - план решения, т.е. дать перечень тех теоретических положений изученной темы, которые входят в обоснование решения задачи. По окончании самостоятельной работы целесообразно организовать ее проверку на этом же уроке. При подготовке к урокам повторения среди прочих вопросов нас волнует, что хуже всего усвоил ученик.
Получению информации о качестве знаний программного материала перед повторительными уроками способствует проверка выполнения той части домашнего задания, которая содержит вопросы, включенные в повторение.
При подготовке к урокам итогового повторения в конце года, учитель может советоваться с учащимися, какие темы необходимо повторить перед итоговой контрольной работой. Чтобы сориентировать учащихся, им может быть предложен список тем и типы задач, которые решались в течение года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации организации повторения для подготовки к ГИА в 9 классе
1. Перед каждым обучающимся четко сформулировать достижимую цель 2. Обязательный дифференцированный подход к каждому 3. Обеспечить прочное усвоение основных формул и правил действий с различными выр...
Рекомендации организации повторения для подготовки к ГИА в 9 классе
1. Перед каждым обучающимся четко сформулировать достижимую цель 2. Обязательный дифференцированный подход к каждому 3. Обеспечить прочное усвоение основных формул и правил действий с различными выр...
Методическая разработка «Организация повторения по алгебре в 11 профильном классе для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
Система уроков повторения по теме «Решение неравенств функционально – графическим методом» содержит: примерное планирование учебного времени; краткий анализ знаний и умений учащихся, полученных на уро...
Методические рекомендации по преподаванию геометрии в 9 классе. Подготовка к ОГЭ.
Методические рекомендации по преподаванию геометриив феврале ― мае 2015 года в 9 классах (направлены Комитетом по образованию Санкт-Петербурга)...
Карточки для повторения геометрии при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по математике
Карточки содержат задания по геометрии, аналогичные материалам ОГЭ, раздел "Геометрия". Они позвояют организовать на уроках повторение курса 7-9 классов при подготовке учащихся к экзамену....
Методическая разработка "Организация повторения при переходе в 5 класс"
Разработка содержит научное обоснование к применению различных технологий на уроках математики,в особенности при организации повторения при переходе из начальной школы в пятый класс.Есть богатый истор...
Методические основы организации повторения при подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Успешность сдачи учащимися ЕГЭ зависит от многих составляющих, и одним из многих факторов является организация повторения. Повторение играет одну из главных ролей на всех этапах обучения ...