Без слов и грамматики не учат математике
консультация по геометрии на тему
БЕЗ СЛОВ И ГРАММАТИКИ НЕ УЧАТСЯ МАТЕМАТИКЕ
(Или как помочь математикам средствами русского языка)
«Пока мы будем учить детей на русском языке — не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач — традиционного для отечественной методики средства обучения математике.» (Шевкин А.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_slov_i_grammatiki_ne_uchat_matematike.pptx | 109.25 КБ |
konspekt.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пока мы будем учить детей на русском языке — не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач — традиционного для отечественной методики средства обучения математике. » ( Шевкин А.В.)
Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями , указанными в условии.
Этапы решения задачи осмысление условия задачи (анализ условия) поиск и составление плана решения осуществление плана решения изучение (исследование) найденного решения
Высоты параллелограмма, проведённые из вершины его тупого угла, составляют угол 45˚. Одна из высот делит сторону, на которую она опущена, на отрезки 2 см и 8 см, считая от вершины острого угла. Найдите площадь параллелограмма.
Найдите площадь параллелограмма.
Высоты параллелограмма составляют угол 45˚. Одна из высот делит сторону на отрезки 2 см и 8 см.
Высоты провели из вершины тупого угла. Две высоты провели из вершины тупого угла, и они образуют угол в 45˚ Высоты (какие?) – Проведенные из вершины тупого угла.
Высоту опустили на сторону. Одна из высот опущена на сторону и делит её на отрезки 2 см и 8 см. Считаем от вершины острого угла. Сторону (какую?) – На которую она опущена.
Две высоты провели из вершины тупого угла параллелограмма, и они образуют угол в 45˚. Одна из высот опущена на сторону и делит её на отрезки 2 см и 8 см. Считаем от вершины острого угла. Найдите площадь параллелограмма 45˚ 2 см 8 см
Предварительный просмотр:
БЕЗ СЛОВ И ГРАММАТИКИ НЕ УЧАТСЯ МАТЕМАТИКЕ
(Или как помочь математикам средствами русского языка)
«Пока мы будем учить детей на русском языке — не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач — традиционного для отечественной методики средства обучения математике.» (Шевкин А.В.)
Слайд 3
Связь русского языка и математики в текстовой математической задаче является очевидной. С точки зрения математики, она способствует мотивации введения понятий, выявлению их существенных свойств, усвоению математической символики и терминологии. С точки зрения лингвистики, она представляет собой законченный текст – предложения, соединённые между собой по смыслу и грамматически, объединённые темой и основной мыслью. Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. Таким образом, любая задача, условие которой выражено в словесной форме – текстовая задача.
Слайд 4
Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий с русского языка на математический язык. Зачастую при этом дети испытывают затруднения, или же неправильное прочтение и толкование текста условия задачи сводит на нет все усилия ребёнка по применению знаний в области математики. Какую помощь здесь может оказать интегрирование математики со средствами русского языка?
Процесс решения задачи можно разделить на 4 основных этапа:
- осмысление условия задачи (анализ условия)
- поиск и составление плана решения
- осуществление плана решения
- изучение (исследование) найденного решения
Совершенно очевидно, что на первом и втором этапах целесообразно активизировать те виды мыслительной деятельности, которые напрямую связаны со знаниями по русскому языку.
Слайд 5
С этой точки зрения рассмотрим геометрическую задачу для 8 класса.
Высоты параллелограмма, проведённые из вершины его тупого угла, составляют угол 45. Одна из высот делит сторону, на которую она опущена, на отрезки 2 см. и 8 см., считая от вершины острого угла. Найдите площадь параллелограмма.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и вопроса.
Анализируем текст данной задачи со стороны языковых особенностей. Он состоит из трёх предложений: одно предложение простое, осложнённое причастным оборотом; ещё одно – сложное, содержащее деепричастный оборот. В этих предложениях заключается условие задачи. С точки зрения синтаксиса, первые два предложения чрезвычайно сложны для восьмиклассника. И именно эта лингвистическая сложность при полной сконцентрированности внимания ученика на математической составляющей задачи зачастую и уводит в сторону от правильного понимания условия задачи.
Слайд 6
Последнее предложение, с употреблением глагола в повелительном наклонении, составляет требование: найдите площадь параллелограмма. С точки зрения понимания текста, имеет смысл начинать именно с него, так как, во-первых, оно лаконично и потому понятно, о какой фигуре идет речь; во-вторых, именно повелительное наклонение глагола ориентирует на нахождение конечного результата (что нужно сделать?). Поэтому обращаем внимание прежде всего на это предложение.
Слайд 7
Анализ условия задачи синтаксически более сложен. Упрощаем предложения, находя и временно исключая из них осложняющие конструкции – причастный и деепричастный обороты, придаточную часть второго предложения. Получаем: Высоты параллелограмма составляют угол 45. Одна из высот делит сторону на отрезки 2 см. и 8 см. Конечно, эти данные недостаточны для полного понимания условия задачи. Однако они вычленяют из него главную информацию текста, акцентируя внимание на том, что высот две и одна из них делит сторону на отрезки.
Слайд 8
Конкретизацию условия содержит причастный оборот. От определяемого слова высоты задаём к нему привычный вопрос: какие? - Проведённые из вершины тупого угла. Обращаем внимание на то, что причастие страдательное (т.е. обозначает действие, направленное на предмет) и трансформируем фразу: Высоты провели из вершины тупого угла. В предложении подобного строя с глаголом вместо причастия внимание заостряется на том, что обе высоты проведены из одного тупого угла. Итак, две высоты провели из вершины тупого угла параллелограмма, и они образуют угол в 45.
Слайд 9
Разбираем второе предложение. Оно сложносочинённое и содержит придаточное определительное: на которую она опущена. Находим слово, от которого зависит эта конструкция: сторону. Задаём вопрос: какую? - На которую она опущена. Сказуемое опять выражено страдательным причастием, т.е. обозначает действие которое направлено на предмет. Опять трансформируем фразу: Высоту опустили на сторону. Добавляем деепричастный оборот. Он обозначает действие, дополнительное по отношению к сказуемому. Вставляем вместо него глагол и для облегчения строя предложения переделываем его в самостоятельную синтаксическую единицу. Получаем : Одна из высот опущена на сторону и делит её на отрезки 2см. и 8 см. Считаем от вершины острого угла.
Слайд 10
В итоге всех трансформаций задача приобретает следующий вид:
Две высоты провели из вершины тупого угла параллелограмма, и они образуют угол в 45. Одна из высот опущена на сторону и делит её на отрезки 2см. и 8 см. Считаем от вершины острого угла. Найдите площадь параллелограмма.
Безусловно, в определённой степени пострадала стилистика текста, однако он стал проще для понимания, не нужно тратить столько усилий для его осмысления. Вполне понятно, что на уроках математики заниматься такими упражнениями в синтаксисе невозможно, да и не нужно. А вот работать с текстами на математическую тему на уроках русского языка вполне возможно и, как видим, необходимо. Тем более, что осмысление текстов со сложными синтаксическими конструкциями – это задача, стоящая перед учащимися не только на математике, но, в первую очередь, на уроках русского языка. А изучать русский язык можно на любых текстах, в том числе и математических.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Крепко – накрепко дружить, С детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе".
Классный час...
Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."
Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....
Урок " Без грамматики нет и математики..."( Простые и составные имена числительные)
На уроке открытия новых знаний в 6-м классе на тему " Простые и составные имена числительные" ребята знакомятся с интересной историей происхождения некоторых имен числительных ...
Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация
Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...
Доклад "Мнемотехника. Рисование, как способ запомнить новые слова и грамматику"
Доклад "Мнемотехника. Рисование, как способ запомнить новые слова и грамматику"...
Презентация "Мнемотехника.Рисование, как способ запомнить новые слова и грамматику"
Презентация "Мнемотехника.Рисование, как способ запомнить новые слова и грамматику"...
Без грамматики не выучить математики
Интегрированный урок русского языка и математики в 9 классе...