Геометрические тела.Урок черчения (технология) в 9 классе.
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Данная разработка содержит: презентацию с классификацией геометрических тел, конспект урока и карточка-задание для устной проверки усвоения знаний обучающимися.

Разработку можно использовать как на уроках технологии( черчение), так и на уроках изобразительного искусства , а так же геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галганова Елена Алексеевна

Учитель изобразительного искусства и черчения

МАОУ лицей №33 «физико-математический»

Г.Ростова-на-Дону

9 класс

Урок черчения  (область технологии)

Тема урока: «Геометрические тела»

Дидактическое обоснование урока:

Цель: создать условия для формирования знаний о классификации геометрических тел и умения выполнять анализ геометрической формы детали.  

Задачи:

Обучающие:

  • формировать представления о геометрических телах .
  • способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур.
  • развивать умения анализировать форму предметов.
  • способствовать запоминанию основной терминологии (геометрические тела).

Развивающие:

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
  • создать условия для развития абстрактного мышления и познавательного интереса.
  • развивать умения преобразовывать форму предмета.

Воспитательные:

  • формировать уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать) работать коллективно.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

компьютер; проектор; демонстрационный экран;

САПР “КОМПАС”

Дидактическое обеспечение:  

  • презентация «Геометрические тела»
  • материал для контроля знаний(приложение 1- карточки-задания для  работы в группах, приложение 2- карточки-задания для индивидуальной работы на кальке.)

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный с применением  компьютерно- информационных технологий (презентация);

исследовательский

частично- поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная; групповая и индивидуальная.

Тип урока: интегрированный (связь с информатикой и геометрией).

Ход урока

1.Организационный момент:

Сообщение темы и цели урока: - научиться анализировать форму деталей и уметь определять способ её образования. слайд 2

2.Изложение нового материала с просмотром презентации.

-Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела или сочетания нескольких различных геометрических  тел. Что говорили о форме знаменитые люди? слайд 3

Форма  – это внешнее очертание , наружный вид, контр предмета.

 У Аристотеля – форма- это действующая сила, образующая вещи.

По Канту – это содержание познаваемого- вся категория мышления: количество, качество, субстанция, место и время.

Самая распространенная геометрическая форма- призматическая. Архитектура современных городов, мебель в наших квартирах, школьная мебель – все они имеют призматическую форму. Слайд 4

Рассмотреть предметы имеющие форму шестиугольной призмы, пирамиды, цилиндра, конуса , шара(сферы) слайды 5-8

Рассмотрим свойства геометрических тел и дадим определение геометрическим телам. Слайды 9-14

Предложить учащимся составить классификацию геометрических тел. Слайд 15

Анализ геометрической формы предмета

Одна из задач сегодняшнего урока- выяснить, каким образом геометрические тела соединяются между собой и как получаются окружающие нас предметы.

Ребята, мы с вами перечислили различные геометрические фигуры и тела.

Слайд 16  Внимательно рассмотрите  изображение опоры. Выясните из каких геометрических тел она состоит. Выясняем ,что ее форма складывается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие.

Дать определение : Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

3. Закрепление знаний

Слайд 17-20  рассмотреть способы преобразования формы деталей (сложения, вычитания и комбинированный способ) слайд 21 выполнить с фронтальным опросом.

Работа по группам. Карточки-задания (приложение 1) Выполнить анализ геометрической формы детали и определить каким способом она образована. Проверка  слайды 22-25

Творческая работа

Микеланджело, высекая фигуру человека из каменной глыбы,

не создавал её, а «открывал», убирая всё лишнее.

Задача: из деревянного бруска «убрать лишнее»- достроить недостающие линии.

Слайд 26. работа на кальке. Творческое задание : перечертить на кальку изображение. Дополнить чертеж недостающими линиями. Приложение 2. При просмотре ответа на данное задание обратить внимание учащихся на различные варианты ответов.

4. Подведение итогов.

Вопросы:

Перечислите известные вам простейшие геометрические фигуры .

Перечислите известные вам геометрические тела .

В чем заключается отличие геометрического тела от геометрической фигуры ?

О каких способах преобразования формы сегодня вы узнали на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Вариант 1. Проанализируйте форму детали.

Форма детали «Опора» образована (+ или - )

                                        геометрических тел

и представляет собой

 ,у которой сделан вырез
формы.

В центре вертикальной части детали просверлено

сквозное отверстие                                  формы.

Вариант 2. Проанализируйте форму детали.

Форма детали «Основание»  - сочетание суммы и разности

геометрических тел.

Нижняя часть детали имеет форму

в боковых гранях которой выполнены пазы, имеющие

                                                      форму

В центре верхнего основания

вертикально расположен

Вариант 3.  Проанализируйте форму детали.

Форма детали «Ползун» образована (+ или - )

                                       геометрических тел

и представляет собой

в верхней части которой выполнен  вырез

                                       формы

а в нижней -  вырез                                  формы

Приложение 2. Перечертить на кальку изображение. Дополнить недостающими линиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Презентация к уроку черчения в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Презентация содержит основные понятия по теме  "Анализ геометрической формы предмета"...

Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку.                   ...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

Урок по черчению в 8 классе по теме :Анализ геометрической формы предмета (с презентацией)

Представляю вашему вниманию авторский урок в разделе  технология  черчение. Урок был впервые проведен в рамках школьного семинара по использованию ЦОР в образовательном процессе март 2014г И...

Урок по черчению "Анализ геометрической формы предмета" в технологии АМО. 8 класс.

Урок разработан в соответствии с новым ФГОС. Дана технологическая карта урока, конспект  урока, аналитическая информация.  Каким образом данный урок будет содействовать реализации  новы...

«Геометрические построения» в программе «Технология» в 7 классе как пропедевтика черчения

В статье рассмотрены элементы геометрических построений, связанных с изучением опредеоленных разделов геометрии. Описана интеграция предмета "технология" с черчением, изобразительным искусст...