Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 9 классе
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_dlya_9_klassa.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская СОШ»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики и физики Председатель МО ___________ /Ахметова Н.Д./ Протокол № __ от «_____»_______2014г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МОУ «Ялгинская СОШ» ________/Малышкина Н.В./ «_____»_______2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Ялгинская СОШ» _________/ О.С. Михайлова/ «___» ______________2014г |
Рабочая программа
учебного курса «Геометрия»
в 9 классе
Подготовила:
Бутырина Л.М.
2014 -2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
- Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
- Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
- Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
- Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
- Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
- Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
- Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
- Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
- Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
- Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
- Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
Повторение (2 ч)
I. Векторы. Метод координат. (18 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
II. Соотношения между сторонами и углами треугольника (12 ч).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
III. Длина окружности и площадь круга - 11 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
IV. Движения - 8 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
V. Об аксиомах геометрии. (2 ч.)
Беседа об аксиомах геометрии
VI. Начальные сведения из стереометрии. (7 ч.)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Повторение. Решение задач. (8 ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Контрольные работы | Всего | ||
ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 2 | ||
ВЕКТОРЫ. МЕТОД КООРДИНАТ | 17 | 1 | 18 | |
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ. | 11 | 1 | 12 | |
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА | 10 | 1 | 11 | |
ДВИЖЕНИЯ | 7 | 1 | 8 | |
ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ | 2 | 2 | ||
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ | 6 | 1 | 7 | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 8 | 8 | ||
Всего: | 63 | 5 | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения (конк. даты) |
1 | Повторение. Четырехугольники и их свойства | 1 | ||
2 | Повторение. Подобие треугольников | 1 | ||
ВЕКТОРЫ. МЕТОД КООРДИНАТ - 18 часов | ||||
3 | Понятие вектора, длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от одной точки | 1 | ||
4 | Сумма двух векторов. Законы сложения | 1 | ||
5 | Сумма нескольких векторов | 1 | ||
6 | Вычитание векторов | 1 | ||
7 | Умножение вектора на число | 1 | ||
8 | Решение задач | |||
9 | Применение векторов к решению задач. | 1 | ||
10 | Средняя линия трапеции | 1 | ||
11 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | ||
12 | Координаты вектора | 1 | ||
13 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | ||
14 | Простейшие задачи в координатах | 1 | ||
15 | Уравнения окружности и прямой. | 1 | ||
16 | Уравнения окружности. Решение задач | 1 | ||
17 | Уравнение прямой. | 1 | ||
18 | Решение задач | 1 | ||
19 | Подготовка к к/р | 1 | ||
20 | Контрольная работа №1 по теме «Метод координат» | 1 | ||
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ – 12 часов | ||||
21 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла | 1 | ||
22 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус и тангенс одного и того же угла | 1 | ||
23 | Решение задач | 1 | ||
24 | Теорема о площади треугольника Теорема синусов | 1 | ||
25 | Теорема косинусов | 1 | ||
26 | Решение треугольников | 1 | ||
27 | Измерительные работы | 1 | ||
28 | Решение задач | 1 | ||
29 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | ||
30 | Скалярное произведение векторов в координатах. Свойство скалярного произведения векторов | 1 | ||
31 | Подготовка к к/р | 1 | ||
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | ||
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА - 11 часов | ||||
33 | Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники | 1 | ||
34 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 | ||
35 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | ||
36 | Построение правильных многоугольников | 1 | ||
37 | Длина окружности, число | 1 | ||
38 | Площадь круга | 1 | ||
39 | Площадь кругового сектора | 1 | ||
40 | Решение задач | 1 | ||
41 | Решение задач | 1 | ||
42 | Подготовка к к/р | 1 | ||
43 | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | ||
ДВИЖЕНИЕ - 8 часов | ||||
44 | Анализ контрольной работы. Отображение площади на себя | 1 | ||
45 | Понятие движения. Наложения и движения | 1 | ||
46 | Решение задач на движение | 1 | ||
47 | Параллельный перенос | 1 | ||
48 | Поворот | 1 | ||
49 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | ||
50 | Решение задач по теме «Движение» | 1 | ||
51 | Контрольная работа №4 по теме «Движение» | 1 | ||
ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ - 2 часа | ||||
52 | Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии | 1 | ||
53 | Пятый постулат Евклида и его история | 1 | ||
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ – 7 часов | ||||
54 | Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | ||
55 | Призма. Параллелепипед. | 1 | ||
56 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
57 | Пирамида | 1 | ||
58 | Тела и поверхности вращения. Цилиндр Конус | 1 | ||
59 | Тела и поверхности вращения. Сфера и шар | 1 | ||
60 | Контрольная работа №5 | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ – 8 часов | ||||
61 | Повторение темы «Треугольники» | 1 | ||
62 | Повторение темы «Равенство и подобие треугольников.» | 1 | ||
63 | Повторение темы «Решение треугольников» | 1 | ||
64 | Повторение темы «Окружность» | 1 | ||
65 | Повторение темы «Четырехугольники и их свойства» | 1 | ||
66 | Повторение темы «Площади» | 1 | ||
67 | Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение» | 1 | ||
68 | Повторение темы «Движение» | 1 | ||
Итого | 68ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
- Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2013.
- Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2013
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2011.
- Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
- «Дидактические карточки – задания по геометрии 9 класс» Т.М.Мищенко
- «Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 9 класс» А.В. Фарков,
Литература для ученика:
- Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
- Геометрия 9 класс, рабочая тетрадь под редакцией Атанасяна Л.С.;
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
- Энциклопедия по геометрии;
- “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса геометрии 7 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и ...
Рабочая программа учебного курса геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089)...
Рабочая программа учебного курса геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и ...
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год....
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ....
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс...
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 7 класс
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом исовременных мировых требо...