открытое занятие по теме "Полимино"
план-конспект занятия по геометрии (6 класс) на тему

Моисеева Светлана Геннадьевна

Одно  занятие, входящее в методические рекомендации курса "Введение в геометрию" для обучающихся 6 класса, разработанного мною в рамках городской площадки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_polimino.rar82.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

муниципального образования города Братска

Открытое занятие спецкурса

«Введение в геометрию»

по теме: Полимино

Учитель математики

Моисеева С.Г.

2013 г


Тема: Полимино

Цель: познакомить с понятием «полимино» и их типами; формировать интеллектуальную компетенцию  через игры, связанные  с полимино.

Результаты обучения

Критический уровень: обучающийся затрудняется определить все  виды тримино и тетрамино и может составить фигуру только из тримино.

Достаточный уровень: обучающийся может самостоятельно определить все  виды тримино и тетрамино и может составить несколько фигур из тримино и одну фигуру из тетрамино.

Творческий уровень: обучающийся  самостоятельно определяет  все  виды тримино и тетрамино и  составляет все фигуры из тримино и тетрамино.

Ход урока

I этап. Исходная мотивация. Погружение в проблему.

Предлагаю вам поиграть.

 Как называется игра, которая лежит у вас на столах? (Домино)

Давайте поиграем.

II.  Организация деятельности

Деятельность учителя: проводит беседу с учащимися.

Деятельность учащихся: играют в домино, разбивают слово на части и проводят анализ слова по составу

Каждый возьмите по костяшке, разберем смысл названия «домино». Оно состоит из двух частей, попробуйте разбить это слово на части и определить смысл каждой части. (доми-но, дом-ино, до-мино). Какой из предложенных вами вариант нам поможет узнать смысл? Рассмотрите костяшку. Из каких фигур она состоит, сколько их? (Два квадрата).

До- это два, мино- квадрата или клетки. Значит это слово означает? (Две клетки)

А еще есть такие понятия: мономино, тримино, тетрамино ,пентамино, гексамино.

III. Осуществление деятельности.

Деятельность учителя: выводит на слайд понятия и дает задание Достроить каждому понятию соответствующую фигуру.

Учитель раздает фигуры тримино и предлагает составить различные фигуры, придумать им название и зарисовать в тетрадь.

Учитель проходит и смотрит работы по количеству и по названиям, после этого выводит на слайд фигуры: Грузовик, гусь, крыльцо, топор, буква Г и т.д.

Деятельность учащихся: строят фигуры к каждому понятию. Строят фигуры из тримино, тетрамино и придумывают им названия.

 Достройте каждому  понятию фигуру.

Мономино      

Домино

Тримино

Тетрамино

Пентамино

Гексамино

А может быть семь, 8, 9, 10? А много? Как можно назвать? (Многомино)

Это по-русски, а моно, до , тетра, три, пента, гекса- это греческие  слова и много- это «поли»,тогда название будет какое? (Полимино).

И тема нашего занятия сегодня «Полимино», а цель  занятия-  познакомиться с понятием полимино и их типами и попробовать научиться играть в игру полимино. Целую серию игр связанных с полимино, т.е. с фигурами составленными из одинаковых квадратов, примыкающих друг к другу полными сторонами, придумал профессор Южнокалифорнийского  университета С. Голомб.

Теперь разберемся с видами разных полимино. Мы посмотрели только один способ расположения клеток- в строчку. Как еще можно расположить клетки в тримино? Найдите все возможные способы.( На слайде все два вида тримино).Сколько их получилось?

А в тетрамино? Найдите все возможные способы.(На слайде 5 видов тетрамино)

Теперь давайте будем учиться играть .

Давайте усложним игру и я вам предлагаю тетрамино. Попробуйте сначала каждый нарисовать в тетради фигуру, составленную из всех видов тетрамино, придумайте ей название, выберите на ваш взгляд лучшую и соберите ее из элементов.

Учитель выдает фигуры.

IV. Защита результатов деятельности.

 Деятельность учителя:

После того как составлены фигуры и придумано название предлагается провести экскурсию , пригласить соседей и гостей.

Деятельность обучающихся: предъявляют составленные фигуры

На этом наше занятие на сегодня закончено.Спасибо за работу. На следующих занятиях мы продолжим игру с полимино.

V.Рефлексия.

Закончить предложение, оценив результаты своей деятельности на занятии. Выбрав подходящее словосочетание из следующих словосочетаний:

  1. Проанализировать смысл понятий домино, полимино.
  2. Построить все виды тримино и тетрамино.
  3. Составить несколько фигур из тримино и несколько фигур из тетрамино.

А) У меня сегодня получилось……..

Б) Мне было трудно………

В) В следующий раз я постараюсь………..

         Ф.И. ученика…………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...