Средняя линия треугольника
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе "Средняя линия треугольника".Понятие, доказательство свойства средней линии треугольника. Точка пересечения медиан треугольника. Применение в решении задач на площади.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_liniya_treugolnika.zip | 424.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики в 8 классе.
Тема урока "Средняя линия треугольника".
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Ввести понятие средней линии треугольника; доказать свойство средней линии треугольника, а также теорему о пересечении медиан треугольника; рассмотреть свойства медианы и средней линии треугольника применительно к его площади; научить применять их при решении задач.
Развивающие:
- Развивать интерес с к геометрии, логическое мышление, интуицию учащихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
- Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к исследовательской деятельности, к синтезу и анализу.
Воспитательные:
- Мотивировать детей к самообразованию.
- Воспитывать интерес к геометрии, расширять кругозор учащихся
- Прививать аккуратность в оформлении геометрических задач, культуру устной речи.
Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку:
Компьютер. Мультимедийный проектор. Документ камера.
Презентация Microsoft PowerPoint.
Структура урока.
Вид деятельности. | № слайдов. | мин. |
1. Постановка цели урока. Эпиграф к уроку. | 1-3 | 2 |
2. Проверка домашнего задания | 2 | |
3. Повторение изученного материала. Признаки подобия треугольников. | 4-6 | 3 |
4. Понятие средней линии треугольника и её свойство. Математический диктант | 7-9 10-14 | 12 |
5. Физкультминутка. | 1 | |
6. Свойство медиан треугольника. Следствия. | 15-17 18-21 | 15 |
7. Закрепление нового материала. Решение задач. | 22-23 | 8 |
8. Подведение итогов. | 24 | 2 |
9. Домашнее задание. | 25 | 1 |
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты слова французского писателя XIX столетия. Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” (сайд №2).
Давайте последуем совету писателя и на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Многие известные мыслители и писатели прошлого обращались к темам о замечательных точках и линиях треугольника. Сегодня мы тоже займемся этим интересным исследованием.
Тема нашего урока «Средняя линия треугольника». Давайте сформулируем, какие цели мы должны достичь: (учащиеся самостоятельно формулируют цели, слайд №3)
- Дать определение средней линии треугольника.
- Доказать теорему о средней линии треугольника.
- Доказать теорему о пересечении медиан треугольника.
2. Проверка домашнего задания.
С помощью документ камеры решение домашнего задания (№ 568 б) из тетради учащегося проектируется на экран. Учащийся комментирует решение.
3. Устная работа. Повторение изученного материала.
Цель: систематизировать базовые знания по теме «Подобие треугольников»; развивать логическое мышление; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Чтобы успешно выполнить цели сегодняшнего урока, нам не раз придется обращаться к признакам подобия треугольников. Какие признаки подобия треугольников вы знаете? Учащиеся формулируют признаки подобия треугольников (слайд 4-6).
4. Понятие средней линии треугольника и ее свойства.
Цели: сформулировать определение средней линии треугольника и доказать ее свойство; развивать умение сравнивать и анализировать.
- Что общего у треугольников, изображенных на рисунке? (слайд №7)
Учащиеся самостоятельно дают определение средней линии треугольника(слайд №8).
- Сколько средних линий можно построить в треугольнике?
-Средняя линия треугольника - это замечательная линия треугольника. А чем же она замечательна? Давайте сформулируем и докажем свойство средней линии треугольника (слайд №9).
Теорему учащиеся доказывают самостоятельно (задание получено сильным учащимся предварительно). С целью закрепления понятия и свойства средней линии треугольника проводится математический диктант (решение задач по готовым чертежам; слайд № 10-14). Учащиеся получают карточки, выполняют математический диктант.
Математический диктант
Вариант 1 | Вариант 2 |
1)Две стороны треугольника соединили отрезком, непараллельным третьей стороне. Является ли этот отрезок средней линией данного треугольника? | 1)Точки А и В являются серединами двух сторон треугольника. Как называется отрезок АВ? |
2)В ∆АВС сторона АВ=7 см. Чему равна средняя линия треугольника, параллельная этой стороне? | 2)Средняя линия треугольника АВD, параллельная стороне ВD, равна 4 см. Чему равна сторона ВD? |
3) Дано: МК=3, KN=4, MN=5. Найти периметр треугольника АВС. | 3) Дано: АВ=3м, ВС=5м, АС=4м. Найти периметр треугольника MNK. |
4) Концы отрезка АВ лежат на сторонах треугольника, а его длина равна половине третьей стороны. Обязательно ли: АВ – средняя линия этого треугольника? | 4)Концы отрезка MN лежат на сторонах треугольника. Отрезок MN параллелен третьей стороне и равен его четверти. Обязательно ли: MN – средняя линия этого треугольника? |
5) Периметр треугольника равен 5,9 см. Найти периметр треугольника, отсекаемого одной из его средних линий. | 5)Периметр треугольника равен 7,3 см. Найти периметр треугольника, отсекаемого одной из его средних линий. |
5. Физкультминутка
6. Свойство медиан треугольника
Цель: развивать логическое мышление; способность к исследовательской деятельности, к синтезу и анализу.
Вспомните, что называется медианой треугольника? (слайд №15) Укажите рисунок, на котором изображена медиана.
Свойство медиан треугольника: медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины (слайд № 16).
Теорему учащиеся доказывают самостоятельно (задание получено сильным учащимся предварительно).
-Медиану тоже считают замечательной линией треугольника. Как вы считаете, почему? Вспомните, какие треугольники называются равновеликими (слайд 17)?Давайте, исследуем следующие предположения. В треугольнике провели медиану. Как изменится площадь? (слайд № 18)
Утверждение: медиана треугольника делит его на два равновеликих треугольника. |
-В параллелограмме, площадь которого равна S, проведены диагонали. Чему равны площади образовавшихся треугольников (слайд №19)?
Следствие 1: диагонали параллелограмма делят его на четыре равновеликих треугольника.
- В треугольнике проведены три медианы. Являются ли они равновеликими (слайд № 20)?
Следствие 2: медианы треугольника делят его на шесть равновеликих треугольников.
- В треугольнике проведены средние линии. Чему равна площадь треугольника BMN (слайд № 21)?
Следствие 3: средняя линия треугольника отсекает от данного треугольник, площадь которого равна ¼ площади исходного треугольника.
7. Закрепление нового материала. Решение задач
Цель: научить учащихся применять приобретенные на уроке знания при решении задач; развивать логическое мышление; прививать аккуратность в оформлении геометрических задач; совершенствовать графическую культуру.
Задача 1. Медианы ВК и ЕМ, треугольника ВСЕ, пересекаются в точке О. Найти SMOK:SCMK (слайд №22).
Задача 2. Решите задачу устно по готовому чертежу (слайд № 23).
АА1, ВВ1, СС1 – медианы треугольника. Доказать:
|
8. Подведение итогов
Рефлексия.
- Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется средней линией треугольника.
- Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
- Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2 : 1, считая от вершины.
- Средняя линия треугольника отсекает от данного треугольник, площадь которого равна ¼ площади исходного.
- Три средние линии треугольника разбивают его на 4 равоновеликих треугольника, площадь каждого из них равна ¼ площади исходного.
Оценки за урок.
9. Домашнее задание
П. 62, вопросы 8, 9 (стр. 160). Задачи № 616, 571.
Литература
- Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 335 с.: ил. – ISBN 5-09-006554-3
- Лысенко Ф. Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на –Дону: «Легион М», 2012.
- Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.
- Гилярова М. Г. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. Волгоград: « Учитель - АСТ», 2003.
- Интернет-сайты:
Интернет-государство учителей в разделе Инфотека-Математика. http://www.intergu.ru/infoteka/
http://school-collection.edu.ru/
Упражнения для глаз: comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....
Средняя линия треугольника
Материал к уроку геометрии 8 класс по теме"Средняя линия треугольника"...
Средняя линия треугольника 8 класс
Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" 8 класс Атанасян Л. С....
Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».
Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...
«Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника».
laquo;Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника»....
Контрольная работа по теме: «Трапеция, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции»
Комфортная для решения контрольная работа...
Самостоятельная работа 8 класс «Свойства биссектрисы, медиан, средней линии треугольника, высоты прямоугольного треугольника; sin, cos, tg острого угла»
Самостоятельная итоговая работа состоит из 2-х вариантов разного уровня сложности: 1 вариант простой, 2 вариант - сложный. Это позволит провести срез ЗУН учащихся по темам с разным уровнем подготовки....