Урок геометрии на основе ФГОС ООО «Решение задач на применение признаков равенства треугольников» для 7 класса
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Долгих Елена Викторовна

Предложена разработка урока геометрии для 7 класса в соответствии с ФГОС ООО. Тема урока "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgikh_e.v._urok_geometrii_7_klass.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии «Решение задач на применение признаков равенства треугольников» для 7 класса

Долгих Елена Викторовна, учитель математики МБОУ «СОШ №12», г.Братск

Класс:

Предмет:

Дата проведения урока:

Тип урока:

Геометрия

19.02.2014

Урок подготовки к контрольной работе

Тема:

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Цель

Образовательная: создать условия для формирования умений и навыков применения признаков равенства треугольников при решении задач.

Развивающая: создать условия для развития навыков организации и самоорганизации учебного сотрудничества, познавательной мотивации и творческой инициативы в конструировании, преобразовании предложенных и самостоятельно разработанных задач.

Воспитательная: создать условия для формирования навыков самоконтроля, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группе.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Личностные: создание условий формирования  критичности  мышления; воли и настойчивости в достижении цели,  развитие таких инициативности, трудолюбия,  ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  Умение перенести опыт использования алгоритма решения задачи на реальную жизнь: условия -  проблема – инициатива – решение.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана и алгоритма решения задачи,

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач на сравнение треугольников, в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям, применять и обосновывать выводы, заключения.

Коммуникативные: понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, строить высказывания;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности: выполнять учебное мини исследование, использовать такой математический прием как алгоритм решения задач.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (читательская компетентность): решать учебно-познавательные  и учебно-практические задачи,  откликаться на содержание текста: связывать информацию обнаруженную в тексте со знаниями из других дисциплин; высказывать свою точку зрения при помощи полученных знаний.

Предметные результаты

Определять необходимые и достаточные условия для применения признаков равенства треугольников при решении задач.

Расширение класса задач на  использование признаков равенства как промежуточные действия при решении более сложных задач.

Критерии достижения планируемых результатов

(признаки успешности)

Обучающиеся научатся использовать алгоритм решения задач на вычисление с аргументацией, использованием оснований  и выводами.

Организация продуктивной  работы  в парах.

Основные понятия

Признаки равенства треугольников, элементы треугольников, вертикальные углы, смежные углы.

Организация пространства

Межпредметные связи

 Формы, приемы, методы работы

Ресурсы

обществознание

Формы: фронтальная работа, работа в парах,

Методы: системно – деятельностный метод, частично-поисковый и практический методы.

Приемы: защита работы, переконструирование текстов задач, работа с деформированным текстом

Компьютер, аудиовизуальные (презентация) для оформления оригинала как одного из способов решения, дидактический материал (карточки с задачами на готовых чертежах, алгоритм работы, лист самоконтроля)

Этапы урока. Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые и формируемые  действия

Осуществляемые и формируемые  действия

Осуществляемые и формируемые  действия

I этап. Исходная мотивация. Создание личностно-смысловых ситуаций. Погружение в проблему

 Задачи этапа: Создание проблемной ситуации,  интриги с мотивацией  на поиск большего количества вариантов решений этой ситуации.  Психологический настрой. Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию цели и задач на предстоящую деятельность.

Формулирование задачи с недостающими данными:Отрезки АЕ и DС аются в точке В, являющейся серединой каждого из них. Докажите, что треугольники  ABC и  EBD равны. Выведение  учащихся на самостоят. формулировку темы урока.

Анализ предложенной задачи, организация диалога  с обучающимися, подведение обучающихся к осознанию целей и задач урока.

Планирование  путей достижения цели, постановке  познавательных задач.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, строят высказывания.

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.

Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

II этап. Актуализация знаний и постановка проблемы

Задачи этапа:   актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их  обобщения

Организовать актуализацию изученных способов действий на основании  проблемного изложения фактов, учебной задачи.

Осуществляют  актуализацию полученных знаний.

Предлагают варианты решения проблемы. Строят логические высказывания, соотносят с  полученными знаниями на практике.

Осуществляют самоконтроль, находят  возможные ошибки и исправляют их в соответствии с оригиналом.

III этап. Целеполагание и организация деятельности (построение проекта выхода из проблемы)

Задачи этапа: Постановка цели и задачи урока, выстраивание плана будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленных целей.

Организует работу по формулированию цели и задачи урока (конкретизация)

Организует вариативную работу в парах

Преобразуют учебно-практическую в познавательную задачу.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы «Применения признаков равенства к решению задач».

 Высказывают свое отношение к предстоящей деятельности.

Обосновывают необходимые действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагают необходимый набор учебного материала для решения практических задач.

I Vэтап. Самостоятельная работа (первичное закрепление с комментированием во внешней речи). Осуществление деятельности. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Задачи этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Учитель предлагает задания на расширение  знаний(с презентации), побуждает учеников к определению и выбору работы по достижению целей урока, помогает комментировать    учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность.

Задание: Решите задачи, оформив решение. Преобразуйте условия, чтобы изменились основания для решения. Добавьте недостающее условие для решения.

Задача №1.

На сторонах угла CAD отмечены точки В и Е так, что точка В лежит на отрезке АС, а точка Е – на отрезке AD, причём AC=AD и АВ= АЕ. Докажите, что углы СВD и  DEC равны.

Задача №2.

Медиана АМ треугольника АВС равна отрезку ВМ. Докажите, что один из углов треугольника АВС равен сумме двух других углов.

  Организует  диалог по проблемному объяснению нового знания. Организует работу в парах, координирует, консультирует, направляет деятельность учащихся.

 Дана группа задач на применение разных признаков. Решить задачи.  Изменить условия так, чтобы  произошла смена применения признаков.

Решают практические задачи.

Оформляют результаты деятельности в тетрадях, при этом применяют понятийный аппарат, понимают сущность алгоритма решения.

 

 Строят взаимодействие, вступают в диалог, участвуют в обсуждении проблемы, строят монологические высказывания, договариваются о плане отчёта, обсуждают совместное представление полученного продукта.

Оценивают правильность  своих  выводов, решений.     Осуществляют    самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий     -     алгоритм.    

V этап. Защита результата деятельности. Контроль

 Задачи этапа: Представление результатов деятельности

Помогает комментировать учебные действия «ведущему», поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создаёт  ситуации успеха для каждого. Даёт рекомендации для индивидуальной работы  по устранению ошибок.

Проговаривают  вслух алгоритм действий

в ходе   совместного выполнения практического решения задач.

Излагают результаты деятельности понятно, четко, логично, высказывают собственные идеи, соблюдают процедуры обсуждения. Тактично выслушивают оценивание, комментарии.

Понимают  расширение спектра задач, направленных на   развитие практических умений.

Контроль правильности ответов, сравнение с другими ответами.

VI этап. Рефлексия Задачи этапа: Оценка результатов деятельности

Контрольно-оценочная деятельность:

1.Организует рефлексию нового материала, изученного на уроке. 2.Организует  рефлексивный анализ учебной деятельности.

3.Организует оценивание учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4.Организует фиксацию неразрешенных затруднений на уроке.

 

 Определяют результаты самостоятельной деятельности и организуют личную самооценку

Излагают письменно оценку своей деятельности в соответствии с нормой письменной речи.

Излагают аргументированную оценку своей деятельности в соответствии с заданными критериями.

Литература

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия. 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011;
  2. Примерная программа основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2012г.;
  3. Терешин Н.А., Терешина Т.Н., Сборник задач примеров по геометрии, 7-9 класс М.: Просвещение, 2011г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"

Данная презентация предназначена как дополнение к уроку по теме "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"....

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Разработка урока по геометрии с презентацией для 7 класса по теме "Решение задач на применение признаков равенства треугольников". Цель урока: Создать максимальные условия для проведения цен...

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

конспект урока - совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников...

Урок "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"

Разработка урока по геометрии для закрепления признаков равенства треугольников...

Урок по геометрии в 7 кл. “Решение задач на применение признаков равенства треугольников”

Цели урока:Образовательная цель урока. Повторить и закрепить знание учащимися формулировок признаков равенства треугольников. Формировать умение распознавать равные треугольники; доказывать их равен...

Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...