Правильные многогранники
проект по геометрии (10 класс) по теме
Проект изучения темы "Правильные многогранники". Авторы Бывшева В.В. ,Щербнин Д.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_seminara.doc | 153 КБ |
proekt.pdf | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект изучения темы «Правильные многогранники».
Разработка урока-семинара по теме
«Правильные и полуправильные многогранники»
Выполнили студенты очной формы обучения 5 курса 355 группы Бывшева В.В., Щербинин Д.Н.
Нижний Новгород
2012 г.
Оглавление
- Обзор математической литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Общая характеристика темы:
2.1. роль темы в математике и в школьном курсе математики; . . . .4
2.2. программа по математике для профильных классов: инвариантное содержание темы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.3. сравнительный анализ содержания темы в общеобразовательных и профильных классах; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
3. Обзор методической литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
4.Логико-дедактический анализ теоретического и
задачного материала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Тематическое планирование
6. Подробный конспект урока.
1.Обзор математической литературы
- Гончар В.В. «Модели многогранников».- М.:, «Аким», 1997
В нем представлен схемы развертки всех 5 платоновых и 13 архимедовых тел (правильных и полуправильных многогранников).
Приведены номограммы для построения моделей разной величины, выкройки-развертки звездчатых форм многогранников
- БоллУ., Коксетер Г. «Математические эссе и развлечения».-М.:Мир, 1986.
В книге рассматриваются правильные многогранники, их история возникновения, их взаимное расположение со сферами. Рассмотрены различные способы представления правильных многогранников, .а также их различные разбиения, говорится о симметрии в правильных многогранниках.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники».-М.:МЦМНО,2010
В книге представлены правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники, рассмотрены их свойства и предложены задачи для самостоятельного решения. Она предназначена для учителей математики и учащихся старших классов и может быть использована для проведения элективного курса, а также для самостоятельных занятий по геометрии.
- Энциклопедия элементарной математики. Книга IV. Геометрия.-М, 1963
В энциклопедии представлена основная информация о правильных многогранниках определения, теоремы, свойства. Представлены изображения правильных многогранников. Рассказывается о возможных случаях взаимного расположения правильных многогранников, правильных многогранников и сфер. Представлена подробная информация о полуправильных многогранниках.
- Ж.Адамар Элементарная геометрия, часть 2 Стереометрия. Пособие для учителей средней школы.
В данном пособии в теме правильные многогранники рассматривается понятие правильного многогранника, приведены свойства правильных многогранников (без доказательства), виды правильных многогранников.
- Характеристика темы:
- роль темы в математике и в школьном курсе математики.
Исторически, математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы, подразумевающем реалистичное изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги. Согласно современным взглядам, математика и изобразительное искусство очень удаленные друг от друга дисциплины, первая - аналитическая, вторая - эмоциональная. Математика не играет очевидной роли в большинстве работ современного искусства, и, фактически, многие художники редко или вообще никогда не используют даже использование перспективы. Однако есть много художников, у которых математика находится в центре внимания. Несколько значительных фигур в изобразительном искусстве проложили дорогу этим индивидуумам.
Правильные геометрические тела - многогранники - имели особое очарование. Одной из частых тем математического искусства является использование многогранников, которые были изучены достаточно давно. Платон (427-348 до н.е.) описал пять правильных многогранников, которые также иногда называются телами Платона. Однако открыты они были раньше Платона, и детали открытия правильных многогранников остаются загадкой. Платон соотносил эти тела: огонь - тетраэдр, воздух - октаэдр, вода - икосаэдр, земля – куб.
Далее, он писал, что существует пятая комбинация, которой Бог ограничил Мир, это додекаэдр. Архимед (290/280-212/211 до н. э) описал 13 полуправильных многогранников. Так же как правильные многогранники называют Платоновыми, полуправильные многогранники называют архимедовыми. Записи Архимеда об этих многогранниках были утеряны вместе с фигурами многогранников.
Изучение темы «Многогранники» в школьном курсе позволяет расширить и систематизировать сведения о пространственных фигурах – многогранниках. На протяжении всего курса математики учащиеся сталкиваются с различными примерами многогранников и отдельными их свойствами. Например, при изучении параллельности в курсе планиметрии находили примеры на натуральной модели куба, параллелепипеда. В процессе изучения данной темы ребята учатся проводить аналогии между плоскими и пространственными фигурами. Например, можно провести аналогию между треугольником и тетраэдром, прямоугольником и параллелепипедом, различными видами четырехугольников и соответствующих им видам призм.
Неоценимая роль темы «Многогранники» состоит в том, что показать учащимся их разнообразие и многочисленное присутствие в окружающей нас действительности. На уроках изучения призмы, пирамиды и правильных многогранников учащиеся получают яркое представление о их применение в различных областях человеческой деятельности: строительстве, архитектуре, кристаллографии (Е.С. Федоров) и др.
Однако, в курсе геометрии учащимся предлагаются только выпуклые многогранники — выпуклые призмы и пирамиды, выпуклые правильные многогранники. При этом само понятие выпуклости не объясняется, хотя оно является одним из фундаментальных понятий математики. С учащимися учебных заведений естественно-научного и прикладного профиля можно рассмотреть это понятие. Появилось оно относительно недавно. Основы теории выпуклых многогранников были заложены в конце XIX в. в работах математиков Г. Бруна и Г. Минковского. Глубокие результаты в данной области получены нашими отечественными современными математиками А. Д. Александровым и А. В. Погореловым. Теория выпуклых многогранников имеет большое значение как для теоретических исследований по геометрии, так и для широкого практического приложения: в других разделах математики, например в алгебре, теории чисел, в бурно развивающихся в последние десятилетия областях прикладной математики, например линейном программировании, теории оптимального управления, математических методах в экономике.
- Программа по математике для профильных классов: инвариантное содержание темы.
Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы.:-М. Просвещение, 2010
Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Программа по геометрии (базовый и профильный уровни) 10 класс.
2 часа в неделю, всего 68 часов.
Многогранники 14 часов..
Понятие многогранника. Призма. 3ч.
Пирамида. 4ч.
Правильные многогранники. 5ч.
Контрольная работа. 1ч.
Зачет. 1ч.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело. В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий. Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
Наряду с формулой Эйлера в этом разделе содержится также один из вариантов пространственной теоремы Пифагора, связанной с тетраэдром, у которого все плоские углы при одной вершине – прямые. Доказательство основано на формуле площади прямоугольной проекции многоугольника, которая предварительно выводится.
- сравнительный анализ содержания темы в общеобразовательных и профильных классах.
Учебники Атанасяна Л.С, Погорелова А.В., Александрова А.Л..
В учебнике Атанасяна Л.С, в главе «Многогранники» рассмотрены следующие дидактические единицы: многогранники, правильные многогранники, геометрическое тело, пирамида, призма, правильная пирамида, усеченная пирамида, элементы многогранников, симметрия в пространстве, элементы симметрии правильных многогранников, теоремы о площади боковой поверхности призмы, пирамиды, усеченной пирамиды. Задачи на нахождение площади боковой и полной поверхности выше перечисленных видов многогранников. Из них не доказывается только теорема о площади боковой поверхности усеченной пирамиды.
В учебнике Погорелова А.В. помимо дидактических единиц, рассмотренных в учебнике «Геометрия, 10 – 11» Атанасяна Л.С. в главе «Многогранники», рассмотрены следующие дидактические единицы: двухгранный угол, трехгранный угол, многогранный угол, параллелепипед, сечение многогранников. В учебнике Атанасяна Л.С. эти дидактические единицы рассмотрены ранее.
В учебнике Александрова А.Л. тема «Многогранники» разбита на несколько параграфов. Так же есть и параграф «Многогранники». В нем рассмотрены следующие дидактические единицы: тело, поверхность тела, граница тела, внутренность фигуры, многогранники, элементы многогранника (вершина, ребро, грань), правильные многогранники и их построение. Различные виды многогранников, такие как призма, пирамида, усеченная пирамида рассмотрены раньше в отдельных параграфах. Теоремы о площади боковой поверхности пирамиды, и призмы рассмотрены в соответствующих параграфах. При этом призма и пирамида рассматриваются как частные случаи соответственно конуса и цилиндра. Причем, основаниями конуса и цилиндра является любая плоская фигура F (то есть любая плоская замкнутая кривая или ломаная). Симметрия в пространстве также выделена одним параграфом и рассмотрена после параграфа «Многогранники».
Вывод. Во всех учебниках тема имеет место, поскольку тема «Многогранники» является одной из ключевых тем не только школьной математики, но и математики вообще. В учебнике Л.С. Атанасяна два частных вида многогранников (тетраэдр и параллелепипед) рассматриваются до изучения темы «Многогранники» в главе I «Параллельность прямых и плоскостей». В двух других учебниках все многогранники рассматриваются в одной главе. У А.Л. Александрова многогранники рассматриваются совместно с другими телами – конус, цилиндр, шар. Такой способ изложения позволяет увидеть взаимосвязи между многогранниками и телами вращения телами.
- Обзор методической литературы
1. Правильные многогранники. Методические рекомендации. – Н.Новгород: НГПИ им. М.Горького, 1991, 48с.
В данных методических рекомендациях содержится один из методических подходов к изложению темы «Выпуклые фигуры и многогранники». Рассматривается симметрия выпуклых многогранников через движение пространства Е2, правильные многоугольники, правильные многогранники (здесь небольшая, но интересная историческая справка). Большое внимание уделено подбору задач и вопросов.
2. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие. Т. А, Иванова, Е. Н. Перевощикова, Т. П. Григорьева, Л. И. Кузнецова; Под. ред. проф. Т. А. Ивановой. – Н. Новгород: НГПУ, 2003, 320с.
В пособии проектируется современная методическая система обучения математике, методологическую основу которой составляют концепции гуманитаризации образования, личностно ориентированного, деятельностного и технологического подходов к обучению. С этих позиций анализируются цели общего математического образования, их конкретизация на уровне учебной темы конкретного урока; выявляется структура гуманитарно-ориентированного содержания математического образования; излагается технология обучения основным дидактическим единицам и построение уроков различных типов, где ученик выступает как субъект учебной деятельности; описывается диагностика процесса обучения на всех его этапах. Так же рассмотрены различные типы уроков и дана характеристика каждому типу.
3. Журнал «Математика в школе». № 3, 1995 год. Статья Смирнова И.М. «Об определении понятия правильного многогранника»
В этой статье дается определение выпуклого многогранника, рассматриваются и доказываются некоторые свойства выпуклых многогранников, формулируется и доказывается теорема Эйлера, далее рассматривается понятие полуправильные многогранники. Статья снабжена большим количеством иллюстраций, для многих видов многогранников приведены специальные названия.
4. Логико-дидактический анализ теоретического и задачного материала.
Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. ср. шк. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.В. Кадонцев и др. – М.: Просвещение, 2001
Анализ теоретического материала.
Основным понятием данного параграфа является определение правильного многогранника. Определение дается через род и видовые отличия, которые описываются конструктивно. Структура данного определения для учащихся не нова. Вспомогательными, являются понятия связанные с симметрией пространства: точки симметричные относительно точки, прямой, плоскости, центр, ось, плоскость симметрии. Все определения даны через род и видовые отличия. С подобными понятиями учащиеся уже встречались при изучении курса планиметрии, поэтому в данной теме рационально использовать прием аналогии при изучении точек симметричных относительно точки, прямой, плоскости, центра, оси и плоскости симметрии. Данные понятия необходимы для исследования, впоследствии, правильных многогранников, их свойств.
В теме впервые в процессе изучения курса геометрии встречается теорема на доказательство «не существования». Она представлена в виде: «Не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n-угольники при n≥6.» Метод доказательства от противного. Данная теорема фактически показывает существование только пяти видов правильных многогранников, что в учебнике показывается с помощью метода исчерпывающих проб.
В этом параграфе рассматриваются частные виды правильных многогранников: правильный тетраэдр, правильный октаэдр, правильный икосаэдр, куб, правильный додекаэдр. Каждый из перечисленных многогранников исследуется на количество граней, ребер, вершин, а также выделяются элементы симметрии: центр, ось, плоскость симметрии. Целесообразно при изучении правильных многогранников использовать семинарское занятие. На нем необходимо активно использовать учебно-наглядные средства, которые могут быть изготовлены самими учащимися. Данные модели позволяют развить у учащихся наглядное представление изучаемого материала. Так же следует обратить внимание на связь изучаемого материала с реальной действительностью.
Анализ задачного материала.
Можно выделить пять групп задач:
- Задачи на центральную симметрию (№276 она же является ключевой);
Сколько центров симметрии имеет: а) параллелепипед; б) правильная треугольная призма; в) двугранный угол; г) отрезок?
Решение: а) Один; б) не имеет; в) не имеет; г) один.
- Задачи на осевую симметрию (№277 она же является ключевой);
Сколько осей симметрии имеет: а) отрезок; б) правильный треугольник; в) куб?
Решение: а) бесконечное множество; б) три; в) девять.
- Задачи на симметрию относительно плоскости(№278, 319);
Сколько плоскостей симметрии имеет: а) правильная четырехугольная призма, отличная от куба; б) правильная четырехугольная пирамида; в) правильная треугольная пирамида?
Решение: а) пять; б) четыре; в) три или шесть.
- Задачи на вычисление элементов
- Куба (№279, 280, 281);
Ребро куба равно а. Найдите площадь сечения, проходящего через диагонали двух его граней.
Решение
1).Найдем площадь ΔA1DC1. AD=a. Тогда SA1DC1= это площадь сечения проведенного через диагональ соседних граней.
2). Найдем площадь AB1C1D - прямоугольник. SAB1C1D= AB1 * B1C1=
Ответ ,
- Правильного тетраэдра (№283, 286);
В правильном тетраэдре DABC ребро равно а. Найдите площадь сечения тетраэдра плоскостью, проходящей через центр грани ABC параллельно грани BDC.
Решение:
Линия пересечения плоскости сечения и плоскости ABC параллельна ИС, поэтому проведем через центр О грани ABC линию MK, параллельно BC. Аналогично проведем MN ||CD. Тогда MNK – искомое сечение. Заметим, что ∆MNK подобен ∆CDB, причем коэффициент подобия равен AO/AH=2/3, где AH медиана ∆ABC, т.к. точка O – точка пересечения медиан правильного треугольника ABC.
SMNK=(2/3)2*SABC=4/9*a2*=
Ответ:
- Правильного октаэдра (№282, 287);
Найдите угол между двумя ребрами правильного октаэдра, которые имеют общую вершину, но не принадлежат одной грани.
Решение:
Найдем угол между АВ и CD. Т.к. АВ=ВС=CD=AD, то ABCD – ромб. Но так как в пирамиде MABCD боковые ребра равны, то основание высоты падает в центр описанной вокруг основания ABCD окружности. А раз вокруг ромба можно описать окружность, то этот ромб – квадрат. Т.о. ےBAD=900.
Ответ 900
- Задачи на доказательство и определение видов фигур (№284, 285, 315-318).
Докажите, что в правильном тетраэдре отрезки, соединяющие центры граней, равны друг другу.
Доказательство:
В плоскости ADH треугольники ADH и О2О1H подобны, т.к. AH/O1H=DH/O1H=3/1 и ےDHA общий. Тогда O2O1=1/3AD, аналогично рассматриваются все остальные отрезки, т.к. тетраэдр правильный, то все его ребра равны, а значит и отрезки соединяющие середины граней равны. Ч.т.д.
Данных задач достаточно для закрепления теоретического материала данного параграфа.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Правильные многогранники."
Данную презентацию можно использовать на элективном курсе в 9 классе....
Правильные многогранники
Презентация для проведения уроков геометрии в 11 классе по теме "Правильные многогранники"...
Правильные многогранники
В данной работе ( эту работу мы сделали вдвоем: я, Плетухина ТИ и мой ученик Бинеман Александр) представлен материал для работы как учителя на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся по...
Правильные многогранники
Правильные многогранники...
Проектная работа. Тема:"Правильные многогранники"
Проект "Правильные многогранники" направлен дать наиболее полное представление о многогранниках; рассмотреть многогранники, которые не изучаются в школьном курсе геометрии. Изучение представленных мат...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....