Сумма углов треугольника. 7 класс
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Конспект урока по геометрии "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок открытия нового, первый урок по теме. в ходе эвристической беседы учащиеся "открывают" формулировку теоремы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summa_uglov_treugolnika.rar | 67.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
Конспект урока по геометрии в 7 классе
На тему «Сумма углов треугольника»
(1-й урок по теме)
Подготовила: Емелина Елена Валерьевна,
учитель математики
Учебник: геометрия 7-9 класс, авт. - Атанасян Л.С. и др.
Цель: ввести и доказать теорему о сумме углов треугольника и свойство внешнего угла треугольника, ввести определение внешнего угла треугольника, понятие остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников.
Задачи:
- образовательные – обучать применению теоремы о сумме углов треугольника при решении простейших задач;
- развивающие – развивать познавательную активность учащихся, используя исторический материал;
- воспитательные – прививать навык аккуратности при построении чертежей.
Ход урока:
- Орг. Момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь
- Актуализация опорных знаний
Начнем наш урок с устной работы. Посмотрите на первый рисунок.
Нам дан ∆ABC, m ll AC, <=60⁰, <2=50⁰. Найдите углы ∆ABC.
Найдем сначала <3. /<1, <2, <3 – образуют развернутый угол, значит <1+ <2+ <3=180⁰, тогда <3= 180⁰-(50⁰+60⁰)=70⁰/
А что вы можете сказать об углах 1 и4? /<1и <4 – накрест лежащие при пересечении параллельных прямых m и AC секущей AB, значит <1=<4 по 1 свойству параллельных прямых, значит <4=60⁰/
А что вы можете сказать об углах 2 и5? /<2и <5 – накрест лежащие при пересечении параллельных прямых m и AC секущей BС, значит <2=<5 по 1 свойству параллельных прямых, значит <5=50⁰/
Молодцы!
Следующая задача. Найдите углы 3 и 4 ∆MNK, если NC II MK, <2=70⁰, <1=40⁰.
Что вы можете сказать об углах 1 и4? /<1и <4 – накрест лежащие при пересечении параллельных прямых NC и MK секущей NK, значит <1=<4 по 1 свойству параллельных прямых, значит <4=40⁰/
Что вы можете сказать об углах MNC и NMK? / <MNC и <NMK – односторонние при пересечении параллельных прямых NC и MK секущей MN, тогда по 3 свойству параллельных прямых <MNC + <NMK =180⁰ . Тогда <3=180⁰-70⁰-40⁰=70⁰/
Молодцы!
- Историческая справка
Ежедневно мы с вами усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки на основе наблюдений и из практического опыта делали выводы, высказывали предположения – гипотезы, а затем на встречах ученых – симпозиумах – эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: «В споре рождается истина».
- Практическая работа.
Сегодня на уроке мы с вами тоже попытаемся выдвинуть предположение – гипотезу и попробуем ее доказать. Для этого начертите в своих тетрадях произвольный треугольник. /один учащийся чертит треугольник на доске/
Измерьте углы этого треугольника. /каждый учащийся измеряет углы своего треугольника/
Сложите градусные меры этих углов.
Какой результат у вас получился? /по очереди говорят свои результаты/
Попробуйте высказать гипотезу. /Сумма углов треугольника равна 180⁰/
Проведем еще один опыт для подтверждения нашей гипотезы. Вы получили модели треугольников. Разорвите треугольник на 3 части, отрывая его углы. (Учитель разрывает модель своего треугольника, показывая детям)
Составьте из углов треугольника угол. (Учитель тоже составляет)
Какой угол у вас получается? /Развернутый/
Чему равна градусная мера развернутого угла? /Градусная мера развернутого угла 180⁰/
Выскажите еще раз нашу гипотезу. /Сумма углов треугольника равна 180⁰/
В геометрии наша гипотеза является теоремой.
- Введение нового
Запишем эту теорему: «Сумма углов треугольника равна 180⁰»
Этой теоремой мы начинаем изучение новой главы, где узнаем новые интересные и важные свойства треугольника.
Докажем эту теорему, убедимся, что она справедлива для любого треугольника. (Учащиеся совместно с учителем доказывают теорему)
Рассмотрим произвольный треугольник ABC. Докажем, что <A+<B+<C=180⁰
Дано: ∆ABC
Доказать: <A+<B+<C=180⁰
Доказательство:
Проведем через вершину В прямую а, параллельную стороне АС. Запишем это:
1. Д.п. – проведем аllАС, так что В
Посмотрите внимательно эта задача похожа на ту, которую мы решали в начале урока.
Посмотрите на углы 1 и 4. Какие они? (учащиеся отвечают)
Запишем это:
2. <1 и <4 – накрест лежащие при пересечении параллельных прямых а и АС, секущей АВ, то <1=<4(по 1 свойству параллельных прямых)
А что вы можете сказать об углах 3 и 5?
Запишем это:
3. <3 и <5 – накрест лежащие при пересечении параллельных прямых а и АС, секущей ВС, то <3=<5(по 1 свойству параллельных прямых)
Теперь попробуем найти сумму углов 1,2 и 3
4. <1+<2+<3=<4+<5+<6=180⁰,
А что вы можете сказать об углах 4,2,5? /они образуют развернутый угол/
Чуму равна их сумма? /180⁰/
Значит <A+<B+<C=180⁰
А сейчас каждый из вас получит карточку с заданием.
К доске выходят три человека.
Найдите углы равнобедренного треугольника, если один из его углов равен 30⁰
Учащиеся должны решить задачу двумя способами
Почему задачу можно решить двумя способами? /В задаче сказано ,что один из углов равен 30⁰. А так как угол острый, значит он может быть как при вершине, так и при основании/
А) Дано: ∆ABC – равнобедренный, <A=30⁰
Найти: <B, <С
Решение:
<A=<С=30⁰ (т.к. ∆ABC – равнобедренный)
<A+<B+<С=180⁰ (по теореме о сумме углов треугольника)
<B=180⁰-(30⁰+ 30⁰)=120⁰
Ответ: <С= 30⁰<B=120⁰
Б) Дано: ∆ABC – равнобедренный, <B=30⁰
Найти: <A, <С
Решение:
<A=<С (т.к. ∆ABC – равнобедренный)
<A+<С=180⁰-<B=180⁰-30⁰=150⁰
<A=<С=150⁰:2=75⁰
Ответ: <А= 75⁰<С=75⁰
Найдите углы равнобедренного треугольника, если один из его углов равен 100⁰ .
Почему выбрали угол при вершине, а не при основании? (∆ABC – равнобедренный, если взять угол в 100⁰ при основании, то получим сумму двух углов 200⁰, а в треугольнике сумма трех углов равна 180⁰)
Дано: ∆ABC – равнобедренный, <B=100⁰
Найти: <A, <С
Решение:
<A+<B +<С =180⁰ (по теореме о сумме углов треугольника)
<A+<С=180⁰-<B=180⁰-100⁰=80⁰
<A=<С=80⁰:2=40⁰(т.к. ∆ABC – равнобедренный)
Ответ: <А= 40⁰, <С=40⁰
Найдите углы равнобедренного треугольника, если угол при основании равен 50⁰
Дано: ∆MNK– равнобедренный, <M=50⁰
Найти: <N, <K
Решение:
<M=<N =50⁰ (т.к. ∆MNK – равнобедренный)
<M+<N+<K=180⁰(по теореме о сумме углов треугольника)
<N=180⁰-50⁰-50⁰=80⁰
Ответ: <N= 80⁰, <K=50.
А теперь запишем определение: Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.
Покажем это на рисунке.
<BCD – внешний угол ∆ABC
Запишем свойство внешнего угла треугольника: Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
Докажем это свойство.
Ребята, может ли треугольник иметь два прямых угла? /нет, так как сумма углов треугольника 180⁰. Сумма двух прямых углов 180⁰, а на третий угол ничего не остается/
Может ли треугольник иметь два тупых угла? /нет, так как градусная мера тупого угла больше 90⁰, их сумма будет уже больше 180⁰/
Может ли треугольник иметь один прямой и один тупой угол? /нет, их сумма будет больше 180⁰/
Запишем такое замечание: В любом треугольнике либо все три угла острые, либо два угла острые, а третий тупой или прямой.
Ребята, если в треугольнике все три угла острые, то треугольник называется остроугольным.
Остроугольный треугольник
Начертите его в тетрадях
Если один из углов треугольника тупой, то треугольник называется тупоугольным.
Тупоугольный треугольник
Начертите такой треугольник в тетради.
Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным.
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой. Стороны образующие прямой угол катетами.
- Подведение итогов
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какой угол называется внешним углом треугольника?
Каким свойством обладает внешний угол треугольника?
Домашнее задание №223(б; г); №228(а; б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"
С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....
Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника
Урок-закрепление с использованием пространственного воображения и логического мышления, развития геометрической интуиции....
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника»
Разработка урока по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника" с использованием цифровых образовательных ресурсов....