Урок геометрии в 8 классе по теме:"Теорема Пифагора"
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему
Урок по теме:"Теорема Пифагора", урок закрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pifagor.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему : Теорема Пифагора
Цели:
Образовательные – Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, показать исторические истоки теоремы, учить учащихся применять полученные знания к решению практических и древних задач ;
Развивающие – развивать внимание учащихся, логическое мышление, математическую речь;
Воспитательные – прививать интерес к геометрии, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручку, самостоятельность.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- презинтация,подготовленная с помощью Microsoft Power Point
- карточки с заданиями
- Пифагорейская головоломка
Задачи учебного занятия:
- Активизировать знания учащихся о теореме Пифагора, расширить и углубить эти знания.
- Дать возможность учащимся применить на практике полученные знания при решении задач.
- Развивать познавательный интерес к изучению математики.
Ход урока:
1. Мотивационно-организационный этап.
Мы продолжаем изучение одной из самых известных теорем древности, теорему Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит и в том, что с ее помощью можно доказать многие другие теоремы и решить множество задач. Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые задачи.
2. Актуализация опорных знаний.
Еще в 17 веке немецкий астроном и математик И. Кеплер сказал, что геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое – это теорема Пифагора, которую можно сравнить с мерой золота…
Напомните, пожалуйста, формулировку теоремы Пифагора. (ответы учащихся)
А обратная теорема? (ответы учащихся)
Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты.
- Дайте, пожалуйста, определение прямоугольного треугольника?
- Как называются стороны прямоугольного треугольника?
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 15°. Чему равны остальные углы?
- - Один из углов из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 13 см. Чему равна гипотенуза?
- - Катет прямоугольного треугольника равен 16 дм, гипотенуза – 32 дм. Найдите углы треугольника.
3. Проверочная работа (тест)
Вот сейчас с помощью тестов мы и проверим, насколько уверенно вы ориентируетесь в теореме Пифагора. Тесты несложные, но их результаты будут учтены при выставлении оценки за урок. У вас 1 минута
Тест (вариант 1)
1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?
а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним
2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы?
а) нет; б) не знаю; в) да
3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, катет 3 см. Найти длину второго катета?
а) 8 см; б) 4 см; в) 10 см
4. Теорема Пифагора записывается так:
а) а2 = с2 - в2 б) в2 = с2 – а2 в) с2 = а2+ в2
5.Косинус угла зависит от:
а) градусной меры угла; б) от размеров треугольника; в) от расположения
Тест (вариант 2)
1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?
а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним
2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза больше любого из катетов?
а) нет; б) не знаю; в) да
3 Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 9 см и 12 см?
а) 8 см; б) 15 см; в) 10 см
4. В прямоугольном треугольнике углы равны:
а) 90; 30; 90; б) 45; 125;45; в)90; 30; 60
5.Египетский треугольник имеет стороны:
а) 3,4,5 б) 3,5,7 в) 10,13,14
Ответы: В-1
1.б 2.в 3.б 4.в 5. а
В-2
1.б 2.в 3.б 4.в 5. А
4. Решение практических и древних задач
Решение задач по готовым чертежам:
Задача.1.
Дано: D АВС - прямоугольный с гипотенузой АВ;
AC = 8, BC = 6.
Найти: AB
Решение.
По теореме Пифагора:
АВ2 = АС2 + ВС2,
АВ2 = 82 + 62,
АВ2 = 64 + 36,
АВ2 = 100,
АВ = 10.
З а м е ч а н и е. Из курса алгебры известно, что уравнение АВ2 = 100 имеет два корня: АВ = ± 10. АВ = – 10 не удовлетворяет условию задачи, так как длина стороны треугольника всегда положительна. Значит, АВ = 10.
Задача 2
.Дано:
АВСD- прямоугольник. ВС=6 СД= 4 АС=х
Найти: х
Задача № 3В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет
Ответ 40см
Задача № 4.
Диагональ DB прямоугольника ABCD равна 61 см, а сторонa BC равна 11 см. Найти периметр прямоугольника Дано: АВСD – прямоугольник. DB –диагональ; DB=61 см, ВС= 11 см.
Найти : Р
Решение: DС2=DB2-ВС2= 612-112=3600; DС= 60 см; Р= 2(60+11)=144 см.
Ответ: 144 см
Физминутка для глаз «Рисуем бесконечность»
Задача № 5.
Дано: АВСD – квадрат. Диагональ равна 6√2
Найти: х –сторону квадрата
Задача № 6
Диагонали ромба равны 6 см и 8 см. Найти длину стороны ромба.
Ответ 5
Задача№7.
Дано:АВСД-трапеция, АВ=СД=13см, ВС=10см, АД=20см, ВН-высота. Найти: ВН.
Решение: 1.Проведем высоты ВН и СК.
2.ВСКН-прямоугольник, АН=КД по свойству равнобедренной трапеции.
АН=(АД-ВС)/2=5см
3. По теореме Пифагора ВН2 =АВ2-АН2=132-52=144; ВН=12см
Ответ: 12 см
№8 Задача индийского математика XII века Бхасхары:
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?» Ответ: 5 футов
Задача №9
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Ответ : нет
Задача№10 из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого:
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Ответ: 44 стопы.
Задача№11
Задача древних индусов:
Над озером тихим,
С полфута размером, высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
5 Пифагорейская головоломка
- испытания позади, с ним вы неплохо справились, теперь вас ждет минутка релаксации - Пифагорова головоломка. Из семи частей нужно составить квадрат.
6. Домашнее задание
1.Пункт 63 учебника
2.Сочинить песню или стихотворение, сказку о теореме Пифагора.
3.Практическое задание: с помощью веревки построить угол 900.
7.Итог урока:
И закончить урок я бы хотела словами Пифагора:
«Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума».
Будьте благоразумными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии 8 класс по теме:" Теорема Пифагора".
Разработан урок по геометрии в 8 классе по теме: "Теорема Пифагора" с презентацией....
Урок - семинар по геометрии 8 класса по теме "Теорема Пифагора"
Урок может быть интересен учителям геометрии, работающим и по учебнику Погорелова, и по учебнику Атанасяна. Материал к уроку интересный, собран из различных источников....
Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...
урок геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"
Предлагаемый урок проводится в курсе геометрии 8 класса при изучении темы «Площади фигур»...
Методическая разработка урока по геометрии 8 класс по теме Теорема Пифагора
Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" составлена в соответствии с требованиями ФГОС Я является методической разработкой и может быть использована учителем при подготов...
Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"
Конспект урока геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"...