Статья на тему "Интернет -уроки математики как одна из форм дистанционного обучения"
статья по геометрии (11 класс) по теме

Бушмелева Любовь Петровна

В данной статье дается  краткий   анализ дистанционного обучения в школе и  Интернет - уроков в частности, а также  приводится план-конспект урока  математики   для 11 класса с применением интернет ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интернет-уроки как одна из форм дистанционного обучения.

         

                                                   

                                                                                             

             В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условий успешного  решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает  материальную и  методологическую основу  для возникновения и развития новых форм получения образования. Одной из таких  форм является дистанционное обучение, которое открывает новые возможности как для обучаемого, так и для педагога, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

    Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов (дистанционные курсы повышения квалификации, дистанционное обучение в ВУЗах, вебинары и т.п.). Но в школьном образовании дистанционное обучение пока используется недостаточно, хотя потребность в настоящее время реальная.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в своей статье «Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании» говорит о востребованности и актуальности данной  формы обучения:

   1. заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;

   2. очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;

   3. в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;

   4. возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;

   5. весьма полезной могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения;

   6. дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;

   7. дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

   Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов. Одной из форм дистанционного обучения могут стать Интернет- уроки. 

Для чего нужны Интернет- уроки:

  1. они вызывают у учащихся положительный эмоциональный настрой;
  2. оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные;
  3. все большее количество учеников желают участвовать в Интернет- проектах
  4.  успеваемость в целом по классам  повышается.                                                                                                   Зачем ученикам Интернет- уроки? В большинстве своем учащиеся  не понимают, что Интернет – это не только  развлечение, но и  средство получения знаний. Поэтому учителям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности Интернет. Он должен стать источником знаний, таким же, как учебник.     Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистанционной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной деятельности в открытом интернет–пространстве. Интернет- уроки должны  научить молодежь более продуктивно использовать возможности Всемирной паутины, а также  правильно сортировать информацию, дать им представление о том, что и где искать.

   Зачем учителям проводить Интернет-уроки? Учитель должен идти в ногу со временем; а проведение таких уроков являются  повышением своей квалификации.

Как можно использовать Интернет на уроках математики: это и проведения тестовой проверки знаний, просмотра объемных моделей тел и их пересечений, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися. Кроме уроков, учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. 

   Для успешного проведения Интернет - урока учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не доверять никаким рекомендациям и Интернет-адресам, пока сам все не перепроверишь;
  2. Сайт, на котором будет вестись работа, учитель должен знать досконально.

  Очень эффективно выполнение тестовых заданий  on-line на компьютерах, т.к. каждый  учащийся может работать в своем темпе, не надо много писать (что учащимся особо нравится), можно пропускать вопросы, а затем  возвращаться к их решению и т.п. Приведу пример такого урока.

План-конспект  урока по теме: «Подготовка к итоговой аттестации».

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

2 мин

Работа с журналом. Проверка оборудования. Сообщение плана урока.

Подготовка к уроку

2. Проверка Д/З

2 мин

Собирает тетради на проверку.

Сдают тетради учителю

3.Устная работа

8-10 мин

Ставит слайды с вопросами, заслушивает ответы, комментирует.

Отвечают на вопросы   с места, друг за другом, начиная с учащихся, сидящих на первой парте. Если кто-то затрудняется ответить на вопрос, то этот вопрос переходит к следующему учащемуся

Проверочная работа на компьютерах

20-25 мин

Напоминает, как выйти на нужный сайт   http://www.uztest.ru/                     и найти тест. Наблюдает за работой учащихся, по окончании работы записывает баллы, чтобы затем выставить отметку.

Садятся за компьютеры, читают инструкцию о том, как выйти на сайт, выполняют тест, по окончании которого программа оценивает работу учащегося в баллах.

Итоги урока

2-3 мин

Достиг ли каждый из вас нужного результата?

Оценивают результат своей работы и урока в целом.

   Изучение большого количества материалов на тему дистанционного обучения дает возможность сделать вывод о том, что использование дистанционного обучения в повседневной практике учителя вещь вполне реальная. Она  дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.

Используемая  литература  и  Интернет-ресурсы.

  1. Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга/. Под ред. д. э. н. проф. Л. В. Ивановского. Коллектив авторов.-СПб.: Изд-во «Агенство ВиТ-Принт»,2009
  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2011
  3. Сайт http://www.uztest.ru/  (подготовка к ЕГЭ)
  4. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult5.html
  5. Использование мультимедийных технологий в  школе http://www.curator.ru/pedagog/media.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Актуальность методической разработки обусловлена решением задач, поставленных перед современным математическим образованием:устранение излишней формализации обучения, усиление прикладной направленност...

Веб-квест как одна из форм дистанционного обучения английскому языку

Авторы: Ачилдиева Татьяна Александровна, Соколова Валентина Алексеевна, Марушина Ольга Федоровна, ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языкаАннотацияЦелью работы является анализ и предста...

Веб-квест как одна из форм дистанционного обучения английскому языку

Авторы: Ачилдиева Татьяна Александровна, Соколова Валентина Алексеевна, Марушина Ольга Федоровна, ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языкаАннотацияЦелью работы является анализ и предста...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...