Факультативное занятие по теме "Центральная симметрия".
план-конспект занятия по геометрии (6 класс) по теме
Данное занятие проводилось в рамках изучения пропедевтического курса "Наглядная геометрия" в 6 классе.
Материал содержит конспект урока - исследования в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование "Центральная симметрия" в 6 классе. | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме
«Центральная симметрия».
(объяснение нового материала)
Учитель: Щемерова Оксана Валерьевна
Основные цели: формировать понятие центральной симметрии, тренировать способность к построению симметричных точек и фигур.
Оборудование:
- проектор
- папки для наглядной геометрии с набором чертежных принадлежностей
-лист нелинованной бумаги (половинка А4)
- калька
-кнопка для прикалывания кальки
- Актуализация.
- Что мы изучали на последних уроках? (Симметрию).
- Какие виды симметрии мы рассмотрели? (Осевую и поворотную).
- Какими свойствами обладают симметричные фигуры? (Равны)
- Сегодня мы рассмотрим еще один вид симметрии. Но сначала немного повторим.
2. Устные упражнения. |
1. Длина отрезка MО равна 6,5 см. Чему равна длина отрезка M1О1 симметричного отрезку MО относительно прямой b. (6,5см)
- Каким свойством симметричных фигур вы воспользовались? (Симметричные фигуры равны).
2. Является ли прямая m осью симметрии точек А и В? M и N? А и M? (В первых двух случаях да, а в третьем - нет).
3. Согните произвольно лист бумаги, разверните и проведите карандашом по линии сгиба. Отметьте на прямой точки С и О. Постройте точку С1 симметричную точке С относительно точки О. (30 с. обсуждают варианты решения в парах)
- Постановка цели деятельности.
- Каким видом симметрии мы сегодня будем заниматься? (Симметрией относительно точки).
- Такую симметрию называют центральной симметрией.
- Сформулируйте цель урока. (Выяснить, что такое центральная симметрия)
- Сформулируйте тему урока. (Центральная симметрия).
- Формирование представления о центральной симметрии.
-Вернемся к построению симметричной точки. Проведите половину дуги окружности с центром в точке О и радиусом СО. Точка пересечения дуги окружности и прямой а и есть искомая симметричная точка С1.
-Рассмотрите внимательно полученную модель. Еще раз мысленно проделайте все действия.
-Центральную симметрию иногда называют поворотной симметрией. Как вы думаете, почему? (обсуждаются варианты ответа)
- На какой угол осуществляется поворот и вокруг какой точки? ( 180о, вокруг точки О).
-Проведите в тетради прямую р, отметьте на ней точки Е и К. Постойте точку К1 симметричную точке К относительно точки Е. Придумайте название для точки Е.
-Расскажите соседу по парте как вы выполняли построение.
-Точка Е называется центром симметрии.
- Исследование свойств точек, симметричных относительно точки.
-Вернемся снова к точкам С, О и С1. Что вы можете сказать о длинах отрезков ОС и ОС1? (они равны как радиусы окружности)
-Давайте убедимся в этом, измерив отрезки ОС и ОС1.
Запишите ОС=ОС1. Отметьте равные отрезки.
- Отметьте точку М на прямой а. Постройте ей симметричную точку М1 относительно точки О, не используя циркуль. (Дети обязательно догадаются, что она будет равноудалена от точки О, т.е МО=ОМ1). Сформулируйте правило построения точки симметричной данной.
- Что вы можете сказать о длинах отрезков МО и ММ1? (ММ1 в два раза длиннее МО).
- Построение центра симметрии.
- Отметьте на обратной стороне листа точки Т и Т1. Известно, что они симметричны относительно точки А. Постройте точку А. (Дети измеряют расстояние ТТ1, могут соединить точки по линейке и находят его середину. Отмечают точку А).
- Выпишите равные отрезки. (АТ=АТ1)
-Сформулируйте правило построения центра симметрии.
7. Построение фигуры, симметричной относительно точки.
Постройте в тетради произвольный остроугольный треугольник АВС. Постройте треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно точки О, где О – середина АВ.
Задание у некоторых или у всех вызовет затруднение.
- Наложите на ваш треугольник кальку и обведите его. Закрепите кальку в точке О кнопкой и поверните кальку на некоторый угол.
- Что произошло?
- При симметрии относительно точки, на какой угол производим поворот? (На 180 градусов). Поверните кальку на 180о.
- В какие точки перешли точки А, В и С? (В, А и С1)
- В какую точку перешла точка О? (О) Как она называется? (Центр симметрии).
- Как назвать фигуры АВС и АВС1? (Симметричные относительно точки).
-Такие фигуры называются центрально-симметричными.
8. Закрепление.
-Проверьте с помощью кальки, обладают ли фигуры симметрией относительно точки О.
9. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект и презентация к факультативному занятию по теме "Танграм"
Я предлагаю план-конспект и презентацию к факультативному занятию по теме "Танграм", которое можно провести в 5-7 классах. В папке также содержится раздаточный материал....
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов
Тема занятия. Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...
Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...
Разработка занятия. Удивительный мир симметрии
мастер - класс по ИЗО. 5 КЛАСС...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...