Метод проектов в преподавании геометрии
статья по геометрии (10 класс) по теме
Статья с описанием учебных проектов по геометрии для старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Третьякова Александра Анатольевна
Учитель математики
МБОУ «СОШ №27»
г.Пермь
Метод проектов в преподавании геометрии
В условиях современного развития мира России необходимы молодые люди, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях жизни и производства, способные проявить инициативу.
В связи с этим учителя общеобразовательных предметов должны не только формировать целостную систему знаний, умений и навыков по своим предметам, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, способствовать развитию их личностных качеств и помогать профессиональному самоопределению . Иначе говоря - развивать личность обучающихся, их познавательные и созидательные способности.
Ни для кого не секрет, что математика зачастую не вызывает интерес у обучающихся , а порой потому что они считают, что математика не нужна им в жизни и не пригодится в приобретении профессии. Поэтому учителю нужно найти такие способы, методы и технологии, которые позволили бы повысить уровень заинтересованности учеников, показать значимость математики в практике. Для достижения этого из всех проблемно - развивающих технологий наиболее эффективной считаю метод проектов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания какого-либо продукта, имеющего объективную или субъективную ценность.
При применении данного метода в работе учителю важно помнить, что
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации;
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающихся;
- самоанализу и рефлексии;
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования;
- поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению теоретических знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Из всего многообразия видов учебных проектов выделяются те, которые наиболее выгодны для применения их в области математики
- по ДОМИНИРУЮЩЕЙ в проекте ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (связь с будущей профессией). Здесь важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации.
ОЗНОКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинно научным исследованием. Имеют хорошо продуманную структуру.
- по ПРЕДМЕТНО - СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
МОНОПРОЕКТ (в рамках одного предмета) естественно-научные, обязательно с выходом на профессию. Задача состоит в том, чтобы научить грамотно, логично и творчески излагать свои мысли, желательно математическим языком.
Межпредметный проект – интеграция двух и более предметов ,связь с производственным обучением.
Предлагаю вашему вниманию наиболее удачные учебные проекты.
1. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «Многогранники вокруг нас»
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Доминирующий вид деятельности – ознакомительно-ориентированная, частично- поисковая.
Предметно-содержательная область – межпредметный.
Характер координации проекта – непосредственный.
Характер контактов – внутриклассный.
Количество участников – подгруппы по 4-5 человек.
Продолжительность проекта – 3 недели.
Ознакомительно-ориентированный проект.
Предназначен для учащихся 10 класса
Обучающиеся осуществили проект в рамках изучения математики с использованием сведений из истории математики, биологии, химии, математики-игр, информатики.
На первых уроках изучения темы «Многогранники» ученики определяют темы выступлений будущей учебно-практической конференции ( из тем предложенных учителем). На последующих уроках объявляется тема проекта: « Многогранники вокруг нас» и формируются группы:
- Правильные многогранники у древних;
- Куб;
- Многогранники в биологии;
- Кристаллы;
- Многогранники и игры.
Формулируются цели и задачи проекта:
- подобрать интересный (занимательный) материал по выбранной теме;
- подготовить защиту проекта в любой творческой форме;
- изготовить модели различных многогранников.
Разбившись на группы 4-5 человек, учащиеся самостоятельно распределяют роли: математик-исследователь, математик-конструктор, секретарь-профессионал(оформитель презентации). Подготавливают презентацию результатов в виде рефератов ,моделей, слайдов. На последней консультации в каждой группе, после обсуждения защиты проекта, участники дают взаимооценку и самооценку каждому участнику проекта. Обговариваются параметры внешней оценки. Результаты представляются для оценивания на уроке - конференции.
На учебно-практической конференции каждый участник проекта получает оценку своей деятельности.
2.УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «Пифагор и его теорема»
ХАРАКТЕР ПРОЕКТА:
Доминирующий вид деятельности – ознакомительно-ориентированная, частично поисково-исследовательская
Предметно-содержательная область – монопроект ,математика, история математики
Характер координации проекта – непосредственный.
Характер контактов – внутришкольный.
Количество участников – 2 человека, парный.
Ознакомительно-ориентированный и частично поисково-исследовательский проект .
Предназначен для учащихся 9 -10 классов.
Обучающиеся осуществляли проект в рамках участия в научном обществе учащихся с использованием истории математики и практического применения основной теоремы геометрии – теоремы Пифагора и её выхода на решение прикладных задач.
Цели и задачи проекта:
- подобрать интересный материал, изучая библиографическую литературу и справочники;
- обобщить теорему Пифагора;
- рассмотреть различные способы доказательства теоремы (от самых древних до современных); - подобрать ( по уровням сложности) различные задачи, в том и прикладные, которые решаются с помощью теоремы Пифагора;
- подготовить защиту реферата в любой творческой форме.
Обговариваются возможные параметры внешней оценки проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в выбранную проблему.
Эти проекты объединяют учебно-педагогические цели и задачи.
ЦЕЛИ:
Повышение личной уверенности у каждого участника учебного проекта (развитие у каждого позитивного образа себя и других; развитие у учащихся умения истинно оценивать себя и других ,свои достижения);
Обеспечение механизма развития самостоятельного критического мышления учащегося, умения искать и правильно отбирать нужную интересную информацию, используя свои знания.
Развитие у учащихся такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Воспитание интереса к изучаемым предметам .
ЗАДАЧИ:
Приобщить к полезной деятельности;
Развивать умения грамотно излагать мысли математическим языком;
Развивать творческие и профессиональные способности учащихся;
Формировать навыки исследовательской работы и защиты рефератов (выпускных квалификационных работ)
ВЫВОДЫ: Осуществление данных проектов - это путь к саморазвитию личности через осознание собственной значимости как исследователя, через самореализацию в предметной деятельности ( изготовление моделей многогранников, головоломок) .Работа над проектами позволила обучающимся не только развить навыки решения задач по математике, но и навыки чтения чертежей; развить не только навыки анализа, систематизации и обобщения материала, но и совершенствовать свои способности. А так же эти проекты позволили ученикам выявить взаимосвязь изучаемых предметов, необходимую связь теории с практикой и понять значимость математики в жизни. Помимо работы с конкретными математическими задачами, историческими и научно-математическими материалами учащимся был предложен широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в классе, с педагогами. В процессе такой творческой работы участники проектов получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного. развивается их учебная активность, определяется социальная позиция и воспитывается чувство ответственности.
Конечно, подготовка, организация и создание учебного проекта требует больших усилий и временных затрат как со стороны учителя, так и со стороны учеников, но именно использование метода проектов позволяет формировать у обучающихся способность самостоятельного решения проблем, самостоятельного углубления и расширения своих знаний с целью саморазвития и самосовершенствования, т.е.личностного роста. И, самое главное, для меня, как учителя математики – меняется отношение учеников к математике как значимой и нужной науке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов в преподавании информатики
В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...
Использование метода проектов в преподавании физики
Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....
Применение метода проектов в преподавании физики
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...
Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"
Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....
Метод проектов в преподавании географии
Цель пректов - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющиз жизненный смысл для учащихся. Материальным продуктом пректирования является учебный проект, который представляется в...
" Использование метода проектов в преподавании физики"
В презентации рассказано о способах, методах работы учащихся над исследовательскими проектами. Показаны способы обработки результатов исследования, используя компьютерные технологии....