План-конспект урока "Теорема косинусов"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
». Урок геометрии разработан для учащихся 9 класса. Цели урока - изучить формулировку и доказательство теоремы косинусов, научить учащихся применять теорему при решении задач, закрепить полученные знания при тестировании. Урок ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся. Изучение нового материала предусматривается за счет использования совокупности разнообразных методов, средств обучения, педагогических технологий. Материал урока направлен на развитие самостоятельных навыков работы у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по теме: «Теорема косинусов»
Учитель : Калинина Евгения Геннадьевна, МОУ «СОШ №33» Г. Саранск
- Цели урока: Образовательные:
- Доказать теорему косинусов и показать ее применение при решении задач
- Способствовать усвоению всеми учащимися стандартного минимума по теме;
- Формировать и совершенствовать надпредметные умения обобщать путем сравнения, постановки и решения проблем, оперированием уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами, рассуждением по аналогии;
- Развивающие:
- развивать тригонометрический аппарат как средство решения геометрических задач;
- развивать психические свойства: память, вербальную и образную, произвольное внимание, воображение.
- Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока
- Новый материал
Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным –математиком аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов , можно будет полностью решить задачу: «Решить треугольник», т.е. как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие.
Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
Дано:
Треугольник АВС.
Доказать:
1. ;
2. ;
3. .
Доказательство.
Одно из самых красивых и простых доказательств теоремы косинусов является доказательство её в координатной плоскости.
Внесём в координатную плоскость произвольный треугольник ABC так, чтобы точка А совпала с началом координат, а прямая АВ лежала на прямой ОХ. Введём обозначения AB=c,AC=b,CB=a, a угол CAB=α(пока будем считать что α≠90°).
Тогда точка A имеет координаты (0;0), точка B(c;0). Через функцию sin и cos, а также сторону АС=b выведем координаты точки С. С(b×cosα;b×sinα). Координаты точки С остаются неизменными при тупом и остром угле α.
Зная координаты С и B, а также зная, что CB=a, найдя длину отрезка, мы можем составить равенство:
Так как
(основное тригонометрическое тождество), то
Теорема доказана.
Стоит отметить, что для прямого угла α, теорема также работает cos90°=0 и a²=b²+с² - известная всем теорема Пифагора.
- Закрепление материала:
Задачи по готовым чертежам. Чертежи проектируются при помощи кодоскопа. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы.
Задача 1
Ответ: .
Задача 2
Ответ: 4.
Задача 3
Ответ: 60°.
3.Итог урока
Проводится тест
- Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) тупого угла
б) прямого угл
в) острого угла
- В АВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину:
а) угла А
б) угла В
в) угла С
- Треугольник со сторонами 5, 6 и 7 см:
а) остроугольный
б) прямоугольный
в) тупоугольный
- Если в АВС А=48°; В=72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона:
а) АВ
б) АС
в) ВС
- Если квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) острого угла
б) прямого угла
в) тупого угла
Самопроверка. Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б | б | а | б | в |
4.Домашняя работа: п. 98 №1025(б, в, г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока алгебры и начал анализа в 10 кл. по теме: "Синус и косинус разности аргументов"
План-конспект урокатригонометрии в 10 классе по теме: "Синус и косинус разности аргументов". Цели: вывести формулы синуса и косинуса разности, вырабатывать умение и навыки применять их, выполня...
План-конспект урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по теме "Синус, косинус, тангенс углов а и -а".
Материал содержит методическую разработку плана-конспекта урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по теме "Синус, косинус, тангенс углов а и -а"....
План-конспект урока геометрии в 9 классе на тему "Синус, косинус, тангенс угла"
Урок сопровождается презентацией, изложение нового материала, индивидуальная и групповая работа....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока по геометрии по теме "Синус, косинус и тангес угла. Формулы приведения"(9 класс)
План-конспект урока по геометрии по теме "Синус, косинус и тангес угла. Формулы приведения"(9 класс)...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...