Обобщающий урок "Многогранники"
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Развивать внимание, пространственное воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать кругозор. Воспитывать дисциплинированность, самоорганизованность, умение ценить фактор времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.ppt | 101.5 КБ |
chertezhi_k_otkrytomu_uroku.ppt | 158.5 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 138.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карточка № 2 1. ПОСТРОЙТЕ четырехугольную пирамиду SABCD 2. Постройте осевое сечение 3.
Карточка№ 3 1. Постройте четырехугольную призму ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через точку М- середину ребра СС1 и вершины А, С, В1. 3.
Карточка № 4 1. Постройте треугольную призму ABCA 1 B 1 C 1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины A , C , B 1 3.
Карточка № 5 1. Постройте параллелепипед ABCDA1B1C1D1 2. Постройте диагональное сечение. 3.
Карточка № 6 1. Постройте куб ABCDA1B1C1D1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины D , C 1 и точки Е-середина ребра АА1, К- середина ребра A 1 B 1 3.
Карточка № 7 1. Постройте треугольную призму ABCA 1 B 1 C 1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через боковое ребро AA 1 и высоту основания, проведенную из вершину А 3.
Карточка № 8 1. Постройте треугольную призму ABCA 1 B 1 C 1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины A 1, B 1, C . 3.
Карточка№ 9 1. ПОСТРОИЙТЕ ТРЕУГОЛЬНУЮ ПИРАМИДУ SABC 2. ПОСТРОЙТЕ СЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТЬЮ, ПРОХОДЯЩЕЙ ЧЕРЕЗ ТОЧКУ М- СЕРЕДИНУ РЕБРА SB , ТОЧКУ К- СЕРЕДИНУ РЕБРА SC , ТОЧКУ N - РЕБРА SA 3.
Карточка № 10 1. ПОСТРОЙТЕ четырехугольную пирамиду SABCD 2. Постройте осевое сечение 3.
Карточка№ 11 1. Постройте четырехугольную призму ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через точку М- середину ребра СС1 и вершины А, С, В1. 3.
Карточка № 12 1. Постройте параллелепипед ABCDA1B1C1D1 2. Постройте диагональное сечение. 3.
Карточка № 13 1. Постройте куб ABCDA1B1C1D1 2. Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины D , C 1 и точки Е-середина ребра АА1, К- середина ребра A 1 B 1 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дайте определение многогранника
ПЛОЩАДЬ БОКОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИЗМЫ S б.п. =
ПЛОЩАДЬ ПОЛНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИЗМЫ S П.П. =
ОБЪЕМ ПРИЗМЫ V=
ПЛОЩАДЬ БОКОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПИРАМИДЫ S б.п. =
ПЛОЩАДЬ ПОЛНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПИРАМИДЫ S П.П. =
ОБЪЕМ ПИРАМИДЫ V=
ПЛОЩАДЬ ПОЛНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, БОКОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ОБЪЕМ УСЕЧЕННОЙ ПИРАМИДЫ S б.п. = S AA 1 B 1 B + S AA 1 C 1 C + S B 1 BCC 1 S П.П. = S Б.П. + 2 · S ОСН V=(1/3) · [ S 1 ОСН. + +S 2 ОСН ] · Н
« Действия с . Как скажут тебе: «усеченная пирамида» в 6, в «площади» по 4 в нижней, по 2 в верхней. Действуй ты: сделай 4 эти _/\ ; получается теперь 16. Действуй ты: удвой 4; получается теперь 8. Действуй ты: сделай 2 эти _А ; получается теперь 4. Действуй ты: сложи ты эти 16 вместе с этими 8, вместе с этими 4; получается теперь 28. Действуй ты: сделай ты-^от 6; получается теперь 2. Действуй ты: делай ты 28 раз 2; получается теперь 56. Смотри: она в 56. Нашел ты хорошо».
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум»
Урок по математике
ТЕМА: «Многогранники»
Провели: Зотова Е.В.
г. Раменское
Тема: Многогранники.
Цель:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Развивающая: развивать внимание, пространственное воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать кругозор.
Воспитательная : воспитывать дисциплинированность, самоорганизованность, умение ценить фактор времени.
Этапы занятия:
- Организационный этап.
- Этап проверки знаний с помощью видеопроектора.
- Площадь боковой поверхности призмы.( Sб.п.)
- Площадь полной поверхности призмы (Sп.п.)
- Объем призмы (V)
- Площадь боковой поверхности пирамиды .( Sб.п.)
- Площадь полной поверхности пирамиды (Sп.п.)
- Объем пирамиды (V) (см. приложение 2.2.)
- Практическая часть.
Решение задач с использованием компьютера
3.1. решение задачи первого вида (№1):
построить заданный многогранник.(см. приложение 3.1)
3.2 построение сечений полученных многогранников (7 вариантов) (№2)
(см. приложение 3.2)
3.3. решение задачи второго вида (№3):
нахождение элементов, площадей поверхностей и объемов многогранников (3 варианта) (см. приложение 3.3)
3.4. Самопроверка (см. приложение 3.4)
Подготовительный этап:
В папке «Бухгалтер» учащиеся заранее создают папки «Математика» и «Ответ».
Соответственно перед началом урока преподаватель в папку «Математика» загружает условия задач №1, №2, №3 (см. приложение 3.1-3.3)
Условия задач №1, №2 набраны в текстовом редакторе “MICROSOFT WORD”
Задача № 3 создана в графическом редакторе “PAINT”
В папку «Ответ» учащиеся сохраняют решенные задачи: задача №1, задача№2, задача №3.
Этапы решения задачи первого вида (№1) (см приложение 3.1):
- Найти на «диске С» папку «Бухгалтер».
- В папке «Бухгалтер» выбрать папку «Математика» и открыть ее.
- Выбрать задачу №1 и открыть ее.
- Скопировать условие задачи.
- Закрыть текстовый документ «Задача№1»
- Открыть графический редактор “Paint”
- В выбранном месте вставить скопированное условие задачи №1
- По указанному условию задачи построить геометрическое тело.
- Сохранить решенную задачу необходимо в папке «Ответ» под названием «Задача №1»с помощью команды ФАЙЛ→СОХРАНИТЬ КАК…
- Закрыть графический редактор.
Этапы решения задачи первого вида (№2) (см приложение 3.2):
- В папке «Математика» выбрать задачу №2 и открыть ее.
- Скопировать условие задачи.
- Закрыть файл «Задача №2»
- Открыть графический редактор “Paint”
- В выбранном месте вставить скопированное условие задачи №2
- Свернуть графический редактор «PAINT» на панель задач.
- Открыть папку «Ответ»
- Выбрать файл «Задача №1» и открыть его.
- Скопировать построенное геометрическое тело.
- Закрыть файл «Задача №1»
- Развернуть графический редактор и вставить скопированное решение задачи №1
- По заданному условию задачи №2 на построенном геометрическом теле построить сечение.
- Сохранить решенную задачу необходимо в папке «Ответ» под названием «Задача №2»с помощью команды ФАЙЛ→СОХРАНИТЬ КАК…
- Закрыть графический редактор.
Этапы решения задачи второго вида (№3) (см. приложение 3.3)
- В папке «Математика» выбрать задачу №3 и открыть ее.
- Прочитать условие задачи.
- Если необходимо, сделать дополнительные построения.
- Решить задачу в тетради.
- Записать ответ в открытом файле «Задача №3»
- Сохранить рисунок в папке «Ответ» под названием «Задача №3»
Этапы самопроверка:
- Учащимся предлагается проверить решенные задачи:
- Ответы находятся в папке по адресу: «Диск С» → «Информатика» → «Ответ» (см. приложение (см. приложение 3.4)
4.Резерв времени:
Дополнительные сведения
4.1. определение призмы и пирамиды, данные Евклидом.
4.2. вычисление объема усеченной пирамиды в Древнем Египте (см. приложение 4.2)
4.3. изображение икосаэдра, выполненное Леонардо Да Винчи (см. приложение 4.3)
4.4. Звездчатые многогранники французского механика Пуансо (XIX в.)
(см. приложение 4.4)
- Заключительный этап.
- Подведение итогов занятия.
- Мотивирование домашнего задания
- Домашнее задание (см приложение 5.3)
Приложение 3.1
Задачи первого вида № 1:
- ПОСТРОИЙТЕ ТРЕУГОЛЬНУЮ ПИРАМИДУ SABC
- ПОСТРОЙТЕ четырехугольную пирамиду SABCD
- Постройте четырехугольную призму ABCDA1B1C1D1
- Постройте треугольную призму ABCA1B1C1
- Постройте параллелепипед ABCDA1B1C1D1
- Постройте куб ABCDA1B1C1D1
- Постройте треугольную призму ABCA1B1C1
Приложение 3.2
Задачи вида №2
- ПОСТРОЙТЕ СЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТЬЮ, ПРОХОДЯЩЕЙ ЧЕРЕЗ ТОЧКУ М- СЕРЕДИНУ РЕБРА SB, ТОЧКУ К- СЕРЕДИНУ РЕБРА SC, ТОЧКУ N- РЕБРА SA
- Постройте осевое сечение
- Постройте сечение плоскостью, проходящей через точку М- середину ребра СС1 и вершины А, С, В1.
- Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины A, C, B1
- Постройте диагональное сечение
- Постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины D, C1 и точки Е-середина ребра АА1, К- середина ребра A1 B1
- Постройте сечение плоскостью, проходящей через боковое ребро AA1 и высоту основания, проведенную из вершину А
Приложение 3.3
Задача №3
Задача №1
Задача№2
Задача №3
Приложение 3.4
Ответы к задачам второго типа.
ЗАДАЧА № 1
Порядок действий:
- Запишем формулы для нахождения площади полной поверхности, площади боковой поверхности, площади основания.
Sп.п.= Sб.п. +Sосн.
Sб.п=Росн.·Н
Sосн.=АВ2
- Сделаем дополнительное построение:
а) проведем SE- высоту боковой грани SDC
б) т.к. пирамида правильная, то DE=EC
в) соединяем т. О и т. Е
3. Найдем отрезок ОЕ
ОЕ = АВ= 5=2,5 см., т.к. отрезок ОЕ параллелен АВ
- Найдем площадь основания:
S осн. = АВ2 = 52 = 25 см2
- Найдем периметр основания:
P осн = 4· АВ = 4 · 5 = 20 см.
- Найдем апофему (высоту боковой грани) из ∆ SOE
SE2 = SO2 + OE2 = 62 + 2,52 = 36+6,25 = 42,25
SE = = 6,5 см.
- Подставим полученные значения в формулу для нахождения площади боковой поверхности:
Sб.п.= = 65 см2
- Найдем площадь полной поверхности. Для этого подставим полученные значения в формулу:
Sп.п.= 65 + 25 = 90 см2
Ответ : Sп.п.= 90 см2
Задача № 2
- Запишем формулы для нахождения высоты и объема :
V = Sосн. · Н
S п.п. = Sб.п. + 2 · Sосн = Pосн. · Н + 2 ·АВ ·AD
Из последней формулы легко находится значение высоты:
Н =
- Найдем периметр основания:
Pосн = 2 · АВ + 2 · AD = 2· 5 + 2· 4 = 18 см.
- Найдем площадь основания:
Sосн = АВ ·AD = 5 · 4= 20 см 2
- Подставим полученные значения в формулу для нахождения высоты:
Н = 6 см 2
- Найдем объем параллелепипеда:
V = 20 · 6 = 120 см 3
Ответ : Н = 6 см 2
V = 120 см 3
Задача № 3
- Напишем формулы для нахождениявысоты и объема:
V = Sосн. · Н
S п.п. = Sб.п. + 2 · Sосн = Pосн. · Н + 2 · Sосн
- Выведем из последней формулы формулу для нахождения высоты:
Н =
- Найдем периметр основания:
Росн. = АВ + ВС + АС = 13 +14 +15 =42
- Найдем площаль основания, для этого воспользуемся формулой Герона:
Sосн =
Sосн = = 84 см 2
- Подставим полученное значение в формулу для нахождения высоты:
Н = = 5 см
- Найдем объем треугольной призмы:
V = 5 · 84 = 420 см 3
Ответ : Н = 5 см;
V = 420 см 3
Приложение 4.1
Определение многогранника и пирамиды в древности.
Подобно тому как треугольник в понимании Евклида не является пустым, т. е. представляет собой часть плоскости, ограниченную 'тремя неконкурентными (т. е. не пересекающимися в одной точке) отрезками, так и многогранник у него не пустой, не полый, а чем-то заполненный (по-нашему — частью пространства).
В античной математике, однако, понятия отвлеченного пространства еще не было. Евклид определяет
призму как телесную фигуру, заключенную между двумя равными и параллельными плоскостями (основаниями) и с боковыми гранями — параллелограммами.
Для того чтобы это определение было вполне корректным, следовало бы, однако, доказать, что плоскости, проходящие через пары непараллельных сторон оснований, пересекаются по параллельным прямым. Евклид употребляет термин «плоскость» как в широком смысле (рассматривая ее неограниченно продолженной во все направления), так и в смыс ле конечной, ограниченной ее части, в частности грани, аналогично применению им термина «прямая» (в широком смысле — бесконечная прямая и в узком—отрезок).
В XVIII в. Тейлор дал такое определение призмы:
Призма: многогранник, у которого все грани, кроме двух, параллельны одной прямой.
Пирамиду Евклид определяет так
Пирамида: телесная фигура, ограниченная плоскостями, которые от одной плоскости (основания) сходятся к одной точке (вершине).
Это определение подвергалось критике уже в древности, например Героном::
Пирамида- фигура, ограниченная треугольниками, сходящимися в одной точке, и основанием которой служит многоугольник.
Приложение 4.2
Вычисление объема усеченной пирмаиды в Древнем .Египте.
В древнейших египетских и вавилонских памятниках отсутствуют примеры на вычисление объема полной пирамиды, но в них встречается вычисление объема усеченной пирамиды с квадратным основанием. У вавилонян последняя рассматривается как частный случай призмы. Объемы усеченных пирамид с квадратным основанием вычисляются как объемы параллелепипедов, вместо площади основания которых берется средняя арифметическая площадей оснований усеченной пирамиды.
Самой интересной из известных задач древнего Египта является 14-я задача Московского папируса, написанного около 400 лет назад. В ней вычисляется, вероятно, впервые в истории, объем усеченной пирамиды.
Знак «идущих ног» -/\ означает возведение в квадрат, а пирамида изображена в виде трапеции. Нижнее основание равно 4, верхнее— 2; их площади соответственно равны 16 и 4. Высота равна 6. Текст решения задачи примерно таков:
«Действия с О\.
Как скажут тебе: «усеченная пирамида» в 6, в «площади» по 4 в нижней, по 2 в верхней.
Действуй ты: сделай 4 эти _/\ ; получается теперь 16.
Действуй ты: удвой 4; получается теперь 8.
Действуй ты: сделай 2 эти _/\ ; получается теперь 4.
Действуй ты: сложи ты эти 16 вместе с этими 8, вместе с этими 4; получается теперь 28.
Действуй ты: сделай ты-^-от 6; получается теперь 2.
Действуй ты: делай ты 28 раз 2; получается теперь 56.
Смотри: она в 56.
Нашел ты хорошо».
Приложение 4.3
Правильный икосаэдр, нарисованный Леонардо да Винчи для
книги Луки Пачоли «О божественной пропорции»
Приложение 4.3
- тетраэдр (от греческих слов «тетра» — четыре и «эдра» грань), имеющий 4 грани, 4 вершины, 6 ребер;
- гексаэдр («гекса» — шесть): 6 граней, 8 вершин, 12 pe6eр
- октаэдр («окто» — восемь): 8 граней, 6 вершин, 12 ребер;
- додекаэдр («додека» — двенадцать): 12 граней, 20 вершин, 30 ребер;
5) икосаэдр («эйкоси» — двадцать): 20 граней, 12 вершин, 30 ребер.
Приложение 5.3
- Повторить формулы.
- Повторить определения.
- Задачи
- Построить диагональное сечение куба и найти его площадь, если его ребро равно 5 см.
- Найти объем правильной треугольной пирамиды, если периметр ее основания равен 12 см, а высота равна 7 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Предлог"
Урок в стихах со множеством забавных и занимательных упражнений для закрепления темы....
Обобщающие слова
Опорный конспект по знакам препинания при обобщающих словах....
Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...