Решение задач С4 на ЕГЭ по математике
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме
Материал для консультации. Может быть полезен учителям и учащимся 9 - 11 классов при подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_s4_chast1_.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры решения задач С4 на ЕГЭ по математике.
В последние годы в экзаменационную работу была включена планиметрическая задача С4. Она более сложная, чем С2, и при проверке ее выполнения предполагалось более тщательное отношение к доказательной составляющей решения. Полное правильное решение задачи С4 оценивается 3 баллами. Оценка выполнения задач второй части проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев, базирующейся на следующих требованиях. Метод и форма записи решения могут быть произвольными, но решение должно быть математически грамотным, полным и обоснованным. При этом оцениваются продвижения выпускника в решении задачи. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Рекомендации при решении задач по геометрии:
- внимательно прочитать условие задачи,
- построить чертеж, соответствующий условию (по возможности, наиболее наглядный),
- дать характеристику фигуре, вспомнить определение, свойства, признаки,
- определить зависимости между элементами,
- рассуждать от вопроса задачи, постепенно используя данные условия.
1. Диагонали трапеции АВСD пересекаются в точке О. Отрезки, проведенные из точки Р – середины основания АD, пересекают диагонали в точках М и Т. Найти площадь четырехугольника ОМРТ, если площадь трапеции равна 72.
А
Р
D
С
В
О
Т
М
Дано: трап. АВСD, АD = 2ВС, АС ∩ ВТ = О, Р = ½ АD, ВР ∩АС=М, РС∩ВD=Т, Sтр=72.
Найти: S чет ОМРТ.
Решение.
У трапеции основания параллельны, значит, ∟САD = ∟ВСО, ∟ВDА = ∟СВD как внутренние накрест лежащие при АD║ВС и секущих АС и ВD. Тогда Δ АОD ∞ Δ СОВ по двум углам.
Четырехугольники АВСР и РВСD – параллелограммы, М и Т - точки пeресечения их диагоналей, значит, М и Т середины сторон ВР и СР Δ ВРС, МТ – средняя линия Δ ВРС, МТ = ½ ВС.
Пусть ВС = х, тогда АD = 2х, МТ = ½ х.
Из подобия Δ ВОС и Δ DОА имеем:
тогда h Δ AOD = 2/3 h трапеции.
S чет ОМРТ =
,
S чет ОМРТ =
Ответ: 8.
- В параллелограмме АВСD биссектрисы углов при стороне АD делят сторону ВС точками М и Т так, что ВМ : МТ = 1 : 4. Найти ВС, если АВ = 9.
А
В
М
Т
С
D
Дано: пар АВСD, АТ, DМ – биссектрисы , ВМ : МТ = 1 : 4, АВ = 9.
Найти : ВС.
Решение. АВСD параллелограмм, значит, АВ = СD, АВ║СD, АD = ВС, АD║ВС.
АТ и DМ – биссектрисы, значит, делят углы при стороне АD пополам, ∟ВАС = ∟ТАD, ∟АDМ = ∟МDС.
∟ТАD = ∟АТВ ( как внутренние накрест лежащие при АD║ВС и секущей АТ) = ∟ВАС, т.е. Δ АВТ равнобедренный с основанием АТ. АВ = ВТ = 9 = 5 частей (ВМ + МТ), 1 часть = 9: 5 = 1,8.
Аналогично, Δ МСD равнобедренный с основанием МD (∟СDМ = ∟СМD = ∟АDМ), МС = DС = 9.
ВС = ВМ + МС = 1,8 + 9 = 10,8.
Ответ: ВС = 10,8.
- Дан параллелограмм АВСD, АВ = 3, ВС = 5, ∟А = 60º. Окружность с центром в точке О касается биссектрисы ∟D и двух сторон параллелограмма, исходящих из вершины одного его острого угла. Найти площадь четырехугольника АВОD.
К
А
В
С
D
О
.
Дано: пар АВСD, АВ = 3, АD = 5, окр(О,r) касается биссектрисы ∟D,
сторон АВ и АD.
Найти: S четырехугольника АВОD.
Решение.
АВСD параллелограмм, ∟А = 60º, ∟D = 120º.
Окружность касается АВ, АD, DК, значит, она вписана в Δ АКD.
Δ АКD равносторонний, т.к.
∟А = 60º, ∟АDК = ½ · 120º = 60º, сторона Δ АКD равна 5.
Найдем радиус окружности, вписанной в правильный треугольник, по формуле
Т.к. окружность вписана в Δ АКD, ее радиусы перпендикулярны сторонам треугольника в точках касания, значит, в Δ АВО и Δ АОD высоты, проведенные к сторонам АВ и АD, равны r.
S чет АВОD = SΔABO + S ΔAOD = ½ AB·r + ½ AD·r = ½ ·r ·(AB + AD) = ½· ·8 = Ответ:
- Прямая, проведенная через середину N стороны АВ квадрата АВСD, пересекает прямые СD и АD в точках М и Т соответственно, и образует с прямой АВ угол, тангенс которого равен 4. Найти площадь Δ ВМТ, если сторона квадрата АВСD равна 8.
Дано: квадрат АВСD, FD = 8, N = ½ АВ, прямая NM ∩ СD =M, и NM ∩ АD = T,
tg ∟АNT = 4.
Найти : S ΔВМТ.
М
С
В
К
Т
D
А
N
Решение.
В квадрате все стороны равны, все углы прямые.
S ΔВМТ = ½ МТ ·h, h = ВК.
Из ΔА NТ, ∟А = 90º, АN = 4, tg ∟АNT = 4 найдем АТ.
АТ = АN· tg ∟АNT = 16, тогда DТ = АТ – АD = 16 – 8 = 8.
Из Δ МDТ, ∟D = 90º, DТ = 8, МD = 2 (средняя линия Δ АКТ, D = ½ АТ, МD║АК), найдем МТ.
Из Δ ВКN, ∟К = 90º, ВN = 4, tg ∟ВNК = tg ∟АNТ = 4 ( ∟ВNК = ∟АNТ как вертикальные) найдем ВК. ВК = BN·sin∟BNK.
Найдем sin∟BNK из тождества 1 + ctg 2α = 1/sin2α . sin α =
ВК = 4· =
Ответ: S ΔВМТ = 16.
- В ΔАВС АВ = ВС = , АС = 8см. Точка М делит высоту ВH в отношении 3:2, считая от вершины. Через точки А, М, С проведена окружность. Найдите радиус окружности, проходящей через точку В и касающейся данной окружности.
М
В
H
С
А
М
H
А
В
С
М
H
К
Дано: ΔАВС АВ = ВС = , АС = 8см, ВH – высота, ВМ:МH = 3:2, точки А, М, С лежат на одной окружности, другая окружность проходит через В, окр. касающиеся.
Найти: радиус второй окружности.
Решение.
- Касание окружностей внешним образом.
ΔАВС равнобедренный, АВ = ВС = , АС = 8см.
Тогда высота ВH =
Точка М делит высоту ВH в отношении 3:2, т.е. в одной части содержится 1см. ВМ – диаметр окружности, проходящей через точку В, равен 3см, тогда радиус окружности равен 1,5 см.
- Касание внутренним образом.
По свойствам хорд AH·HC = MH·HK, 4·4 = 2· HK, HK = 8см.
D = MH + HK = 10см, r = 5см.
Ответ: 1,5 см или 5 см.
6. Прямая, перпендикулярная боковой стороне равнобедренного треугольника, отсекает от него четырехугольник, в который можно вписать окружность. Найти радиус окружности, если отрезок этой прямой, заключенный внутри треугольника, равен 24, а синус угла при основании равен 4/5 .
С
М
N
В
D
А
О
С
М
D
А
N
Решение.
1) (По рисунку 1)
Δ АВС равнобедренный с основанием АВ, пусть АС = СВ = х, ∟А = ∟В ,
sin∟A = 4/5, тогда cos∟A = 3/5.
Т.К. окружность вписана в четырехугольник AMNB,то она вписана и в Δ АВС. Значит, О – центр окружности – точка пересечения биссектрис Δ АВС. Радиус окружности
r = ОD.
Из Δ АСD, ∟D = 90º АD = АС· cos∟A = 3/5·х,
СD = АС· sin∟A = 4/5 ·х.
Из формул приведения cos∟ACD = sin∟CAD = 4/5, sin ∟ACD= cos∟CAD = 3/5.
Т.к. АО – биссектриса Δ АСD, то по свойствам биссектрисы угла треугольника
5 · ОD = 12/5 · х – 3 · ОD, 8 ·ОD = 12/5 ·х, ОD = 3/10 · х .
Рассмотрим Δ СМN ∟М = 90º, MN = 24, ∟МСN = 2· ∟АСD.
cos∟ACB = cos∟MCN = cos2∟ACD – sin2∟ACD = 16/25 – 9/25 = 7/25.
sin ∟MCN = Тогда CM = 7, CN = 25.
Окружность можно вписать в четырехугольник, если у него суммы противоположных сторон равны.
АМ + NB = MN + AB,
(х – 7) + (х – 25) = 24 + 6/5 ·х, х = 70. Тогда r = OD = 3/10 ·70 = 21.
2)( по рисунку 2)
Sin ∟A = sin ∟B = 4/5, cos ∟B = 3/5, MN = 24, тогда NB = MN: sin ∟B = 30, MB = 18.
AC + MN = AN + CM
X + 24 = 6/5·x – 30 + x – 18, x = 60.
Значит, ОD = R = 3/10·60 = 18.
Ответ: 21 или 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....
Обобщение опыта по теме "Моделирование при решении задач на движение на уроках математики".
Моделирование в обучении математике служит тем методическим приемом, который формирует у учащихся математические понятия и прививает им навыки математических действий. В то же время использовани...
Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.
Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...
Урок – практикум по решению задач части «Геометрия» ОГЭ по математике.
Открытый урок по геометрии в 9 классе по подготовке к ОГЭ....
Элективный курс "Решение задач второй части ЕГЭ по математике"
Рабочая программа элективного курса содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование по подготовке к ЕГЭ на учебный год, основную используемую литературу по решению задач второй част...
Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...