Элективный курс "Решение задач второй части ЕГЭ по математике"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование по подготовке к ЕГЭ на учебный год, основную используемую литературу по решению задач второй части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_vtoroy_chasti_ege_po_matimatike.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Обсуждено на методсовете Утверждаю:
Протокол № ___________Касаткин А.А.
От «___» сентября 2015 года директор МБОУ «СОШ№5»
От «___» сентября 2015 года
Согласовано:
Зам.директора
_____________
От «___» сентября 2015 года
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ»
(11 КЛАССЫ, 34 ЧАСА)
СОСТАВИЛА ПЕТЯКШЕВА В. П. –
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МБОУ «СОШ №5»,
П. АЙХАЛ, МИРНИНСКИЙ РАЙОН,
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЦЕЛИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
- знакомство учащихся с методами решения различных по формулировке нестандартных задач;
- привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач;
- расширение и углубление знаний по математике по программному материалу;
- подготовка учащихся к продолжению образования в вузе.
Элективный курс рассчитан на учащихся, выбравших, физико-математический профиль. Курс позволяет учащимся глубже познакомиться с нестандартными приемами решения сложных задач, успешно развивает логическое мышление, умение найти среди множества способов решения тот, который комфортен для ученика и рационален. Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость такого курса вызвана несколькими причинами:
- необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников;
- тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;
- задания абитуриентов почти на 50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного курса.
Практика работы в школе показывает, что задачи с параметрами и модулем представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства с параметрами и модулями - это тема, где проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. И, естественно, что цена задачи резко возрастает, если в нее включен параметр или модуль, или их конфигурация, и возрастает вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным, оригинальным способом.
Данный элективный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с параметрами и модулем. К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, элективный курс призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.
Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами и модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Элективный курс позволяет значительно сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа.
Поэтому, особая установка элективного курса - подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в ВУЗы соответствующего профиля, и поэтому, преподавание должно обеспечить систематизацию знаний и умений, учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов, так как учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются и с другими задачами.
Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный. В процессе работы возможно перераспределение часов в зависимости от уровня подготовки старшеклассников.
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВТОРОЙ ЧАСТИ»
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС 34 ЧАСА)
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля. | 2 ч | ||
2 | Построение графиков, содержащих знак модуля | 2 ч | ||
3 | Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений. | 3 ч | ||
4 | Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов. | 2 ч | ||
5 | Простейшие задачи с параметрами. | 1 ч | ||
6 | Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена. | 2 ч | ||
7 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. | 2 ч | ||
8 | Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. | 1 ч | ||
9 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. | 2 ч | ||
10 | Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром у. | 2 ч | ||
11 | Графический способ решения уравнений и неравенств. | 2 ч | ||
12 | Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. | 2 ч | ||
13 | Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум. | 2 ч | ||
14 | Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей. | 4 ч | ||
15 | Нетрадиционные задачи. Задачи группы "С" из ЕГЭ. | 5 ч | ||
Итого: | 34ч |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ: в результате изучения курса учащиеся должны уметь
- решать линейные и квадратные уравнения с параметром;
- строить графики элементарных функций, и их комбинации, усложненные модулями;
- решать иррациональные, логарифмические, тригонометрические, показательные уравнения с параметром как аналитически, так и графически;
- применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач;
- иметь четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: домашние контрольные работы, рефераты и исследовательские работы.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(34 часа)
1. Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля (2 часа). Что такое модуль числа? Модули и расстояния. Освобождение от модулей в уравнениях. Методы решения уравнений содержащих несколько модулей. Параллельное раскрытие модулей. Метод интервалов в задачах с модулями. Модули и квадраты.
2. Построение графиков, содержащих знак модуля (2 часа). Графики элементарных функций, содержащие знак модуля, как у аргумента, так и у функции; двойные модули; графики уравнений и соответствий, содержащие знак модуля. Знакомство и работа с компьютерными программами для построения графиков.
3. Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений (3 часа). Рациональные уравнения, однородные уравнения, симметрические уравнения, возвратные уравнения. Иррациональные уравнения: простейшие, уравнения с несколькими радикалами, полные квадраты под знаком радикала, домножение на сопряженное, замена переменной, посторонние корни, применение свойств функций. Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным.
4. Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов (2 часа). Решение неравенств методом интервалов. Неравенства с одним модулем. Освобождение от модуля в неравенствах. Способы решения рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата, приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д.
5. Простейшие задачи с параметрами (1 час). Понятие параметра. Две основных формы постановки задачи с параметром. Графическая интерпретация задачи с параметром. Методы решения простейших задач с параметрами.
6. Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена (2 часа). Условия существования корней квадратного трехчлена. Знаки корней. Расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка. Графическая интерпретация.
7. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами (2 часа). Решение задач с помощью построения графиков левой и правой части уравнения или неравенства и «считывания» нужной информации с рисунка. Область определения. Множество значений. Четность. Монотонность. Периодичность. Симметрия графика относительно начала координат или оси ординат в зависимости от четности функции.
8. Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. (1 час). Демонстрация приёма составления задач с параметром методом «от картинки к задаче».
9. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств (2 часа). Применение метода оценки левой и правой частей, входящих в уравнение или неравенство. «Полезные неравенства»: сумма двух взаимно обратных чисел, неравенство для суммы синуса и косинуса одного аргумента, неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел.
10. Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром у (2 часа). Основные приемы решения уравнений: тождественные преобразования, замена переменной. Равносильность уравнений. Исключение «посторонних» корней. Приемы решения рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений.
11. Графический способ решения уравнений и неравенств (2 часа). Работа по построению графиков с помощью компьютерных программ Advanced Grapher, школьный графопостроитель – 1С, Математика + от AV.
12. Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений (2 часа). Основные приемы решения систем уравнений и неравенств: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Системы неравенств с одной и двумя переменными. Сравнение графического и алгебраического способов решения уравнений и неравенств. Уравнения, неравенства и системы с параметрами, их решение и исследование.
13. Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум (2 часа). Производная сложной функции. Производная и касательная. Вторая производная. Исследование функций с помощью производной. Применение производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум.
14. Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей (4 часа). Перенос метода интервалов с прямой на плоскость. Обобщенный метод областей. Нахождение площади фигур, ограниченных неравенством. Применение метода областей к решению уравнений и неравенств с параметрами и модулем, и их комбинации.
15. Нетрадиционные задачи. Задачи второй части из ЕГЭ (5 часов). Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами. Задачи с параметром. От общего к частному и обратно. Задачи с: логическим содержанием. Практикум по решению задач, относящихся к второй части, входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий.
При планировании спецкурса нельзя недооценивать возможности персональных компьютеров как средство организации самостоятельной работы школьников при повторении материала в старших классах, когда надо вспомнить теорию, обратившись к компьютеру как к справочнику.
Предоставляемые компьютером новые методические возможности представляют качественно иной уровень и характер информационных задач (наглядность, динамичность, зримая акцентировка, модульность, визуализация объектов) и настолько расширяют методические горизонты и роль графических представлений, при изучении многих понятий и процессов в математике, что не применять их нельзя.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- решать задачи на движение, совместную работу, проценты, на оптимизацию, смеси и сплавы;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих тригонометрические функции;
- решать тригонометрические уравнения, неравенства и их системы различной степени сложности;
- решать простейшие планиметрические задачи в треугольниках, по нахождению площадей фигур;
- решать уравнения, неравенства, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- решать рациональные неравенства, их системы;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить графики изученных функций;
- решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- определять координаты точки; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
ЛИТЕРАТУРА:
- Горнштейн П.И., Полонский В. Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике "Решение задач" (10 класс).
- Шарыгин И.Ф., Голубев. В. И. Факультативный курс по математике "Решение задач" (11 класс).
- Кухарчик П.Д., Федосенко B.C., Сборник конкурсных задач по математике. М., Наука, 1986.
- Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие./ Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. –М.: Наука; 1987.
- Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену». – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, 2002. – (Домашний репетитор)
- Балаян Э.Н. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент», Ростов на –Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
- «Математика абитуриенту. Версия 2.0.: «1145 задач по математике», компакт – диск для работы на компьютере.
- «Тригонометрия. Более 500 задач с подсказками и решениями», компакт – диск для работы на компьютере.
- «Репетитор: Математика, часть 1», компакт – диск для работы на компьютере.
- «Алгебра 7 – 11 класс» , электронный учебник – справочник, компакт – диск для работы на компьютере.
- «Математика 5 – 11 классы. Практикум», учебное электронное издание, компакт – диск для работы на компьютере.
- материалы с сайтов ФИПИ, Александра Ларина, МИОО и других.
- 1)Тренировочные тесты ЕГЭ-2014-2016гг. ФИПИ.
- 2) Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 классы», А.Н.Колмогоров, 2011г.Приложение-диск.
- 3) Учебник «Геометрия 10-11 классы», Л.С.Атанасян, 2011г.
- 4) Журнал «Математика в школе», 2016г.КИМЫ-ЕГЭ-2015 - 2016г.
- 5) Самостоятельные , контрольные работы. Тренировочные задания по плану ЕГЭ. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Повторение курса в формате ЕГЭ. 11класс, Легион-М, 2011г.
- 6) Учебно-тренировочные тесты. Теоритический справочник. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ-2012г. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.
- 1. Элементы теории вероятностей и статистики. Подготовка к ЕГЭ. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.Легион-2012г.
- 2. К новой официальной демонстрационной версии ЕГЭ. ФИПИ-2016г.,50 вариантов. Под редакцией И.В.Ященко. Москва, «Экзамен».
- 3. Типовые экзаменационные варианты-36. ЕГЭ-2016г.Под редакцией И.В.Ященко, С.А.Шестаков, А.С.Трепалин. А.В.Семенов, П.И.Захаров. ФИПИ.
- 4. Задачи по геометрии. 7-11классы. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. Москва «Просвещение», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению заданий второй части экзамена по математике в 9-х классах в новой форме.
Эвристические методы решения задач....
Разбор задач второй части ЕГЭ. Геометрия.
Ресурсный центр...
Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...
Выступление на республиканском семинаре по теме "Некоторые методы решения геометрических задач второй части ОГЭ"
Тема "Некоторые методы решения геометрических задач второй части ОГЭ". Дата проведения семинара : 28.02.2020г...
Доклад на МО: "Критерии проверки второй части ГИА по математике и особенностей оформления задач"
Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление р...
Консультация для учащихся "Критерии проверки второй части ОГЭ по математике и особенностей оформления задач"
Консультация для учащихся призвана познакомить выпускников с требованиями к выполнению заданий с развернутым ответом и оформлением решения задач...