План-конспект урока геометрии в 9 классе "Понятие вектора"
план-конспект урока (геометрия, 9 класс) по теме
Конспект урока составлен для 9 класса по учебнику "Геометрия 7-9" Атанасян Л.С.
В конце конспекта предложен один вариант тестирования по теме "Понятие вектора. Умножение векторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_vektora.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 1 Дата_____________
Класс 9
Тема: «Понятие вектора»
Цель:
- ввести понятие вектора, рассмотреть две основные характеристики вектора – абсолютная величина (модуль) и направление; определить равенство векторов
- рассмотреть одинаково направленные и противоположно направленные вектора, равные вектора;
- научить изображать и обозначать вектор, различать начало и конец в записи и на чертеже, распознавать, изображать и записывать сонаправленные и противоположно направленные векторы, откладывать от любой точки вектор, равный данному, применять полученные знания при решении задач.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Многие физические величины характеризуются не только числовыми значениями, но и направлением (перемещение, скорость,…). Такие физические величины называются векторными величинами (или векторами).
Пусть на тело действует сила 8 Н.
Как на рисунке обозначают силу?
Стрелка показывает направление силы, а длина отрезка соответствует в выбранном масштабе числовому значению силы. (рис.240) – 1 Н - 0,6 см(на рисунке), 8 Н – 4,8 см.
Рассмотрим отрезок произвольной величины. Его концы – граничные точки отрезка. На данном отрезке можно отметить 2 направления.
Чтобы выбрать одно из направлений, одну граничную точку отрезка назовем началом, другую – концом. Теперь будем считать, что отрезок направлен от начала к концу.
Опр.: Отрезок, для которого обозначены начало и конец, называется направленным отрезком или вектором.
На рисунке вектор обозначается отрезком со стрелкой, показывающей направление вектора. Обозначается вектор двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например , где А – начало вектора, В – конец вектора.
Также любая точка плоскости – вектор. В данном случае вектор называется нулевым, т.е начало вектора совпадает с его концом. Обозначается такой вектор двумя одинаковыми заглавными латинскими буквами - или .
Длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка АВ. Длина вектора обозначается (). Длина нулевого вектора считается равной нулю: =0. Рассмотреть рис. 243(а,б).
- Рассмотрим движение тела, при котором все его точки движутся с одной и той же скоростью и в одном и том же направлении. Скорость каждой точки М тела является векторной величиной => можно изобразить эту точку в виде направленного отрезка, начало которого совпадает с точкой М. Так как все точки данного тела движутся одновременно и с одной скоростью, то все они направлены и имеют одинаковые направления.
Опр.: Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор коллинеарен любому вектору.
Рассмотреть рис.245.
Если два вектора и коллинеарны, то они могут быть направлены либо одинаково, либо противоположно. В первом случае векторы называются сонаправленными (), а во втором – противоположно направленными ().
Т.к. у нулевого вектора начало и конец совпадают, поэтому определенного направления он не имеет.
Свойства нулевого вектора:
- Если ,(≠0), то .
- Если ,, то .
- Если ,(≠0), то .
Опр.: Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.
- Пусть дана точка А и А – начало вектора . Тогда вектор отложен от точки А
Опр.: От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору , и притом только один.
- Закрепление нового материала.
№ 744, 745, 748 (устно)
№747 в тетрадях.
- Домашнее задание: 1-6 вопросы (с.213), №746,749-752
Тестирование «Понятие вектора. Умножение векторов»
ФИ___________________________________, класс _____, дата _________________
- Вектор – это ________________ отрезок, с указанным началом и концом.
- Любая точка на плоскости - ________________ вектор.
- || - _________________ вектора , ||=___ - длина ________________________________.
- Коллинеарные векторы – векторы, лежащие ________________________________ _______________________________________________________________________.
- Векторы называются равными, если _______________________________________.
- Сложите два вектора по правилу треугольника.
- Сложите два вектора по правилу параллелограмма.
- Найдите разность двух векторов.
- Произведение ненулевого вектора на число k называется такой вектор , длина которого равна _________________
- Перечислите основные свойства умножения вектора на число:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки геометрии по теме "Вектор. Действия с векторами"
Уроки с использованием КМ-школы...
Презентация к уроку геометрии по теме " Векторы"
Презентация к уроку....
урок геометрии по теме "Векторы", 9 класс
Геометрия 8 класс, 9 класс. Тип урока: урок-игра «Остров сокровищ». Образовательные цели: 1. совершенствование умений и навыков в действиях с векторами. Развиваю...
План – конспект отрытого урока по геометрии в 11 классе. «Объем пирамиды»
Урок изучения и закрепления знаний по теме "Объем пирамиды"...
План-конспект к уроку по геометрии в 8-ом классе по теме "Теорема Пифагора".
План-конспект к уроку по геометрии в 8-ом классе по теме "Теорема Пифагора"....
План конспект к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"
Урок изучения нового материала...
План – конспект отрытого урока по геометрии в 11 классе. «Объем пирамиды»
Урок изучения и закрепления знаний по теме "Объем пирамиды"...