внеклассное мероприятие по геометрии "По следам Пифагора".
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по геометрии для 8 класса на тему "Теорема Пифагора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pifagor.docx | 69.26 КБ |
pifagor.pptx | 321.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия
по геометрии в 8 классе
учителя математики
Заричанской Ольги Анатольевны.
Тема: По следам Пифагора.
Цель: Закрепить и расширить знания учащихся теоремы и биографии Пифагора.
Развивать интеллектуальные навыки: сравнение, классификация, анализ.
Развивать коммуникативные навыки и математическую речь.
Воспитывать диалоговую культуру.
Воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: раздаточный материал, проектор.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
а) приветствие
б) проверка готовности к уроку.
II Основная часть.
1) Сообщение темы и цели.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд, а ключом к разгадыванию кроссворда будут правильные ответы на вопрос учителя.
1. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
(катеты и гипотенуза).
2. Каким является катет ВС по отношению к углу А? (противолежащим)
3. Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе? (Косинусом острого угла прямоугольного треугольника).
4. Каким является катет АС по отношению к углу А? (прилежащим)
5. От чего зависит косинус угла? (от градусной меры).
6. Задача. На стороне угла ВАС отложены равные отрезки по5см.
Из точек М, N, Р к стороне АС проведены перпендикуляры MK, NE, PF. Расстояние АК=4 см.
Найти: из МАК cosA ,NAE cosA, PAF cosA
Решение: т.к. , и , то .
На основании теоремы Фалеса имеем: AK=KE=EF=4cm. Из МАК имеем: cosA=AK/AM; cosA=4/5
NAE имеем: cosA=AE/AN, cosA=8/10=4/5
APAF имеем: cosA=AF/AP, cosA=12/l5=4/5
Вопрос: Что можно сказать о значении косинуса угла А?
Ответ: Не зависит от размеров треугольника, а зависит только от градусной меры угда.
Вопрос: Какую теорему использовали при доказательстве равенства длин отрезков, т.е. AK=KE=EF?
Ответ: Теорему Фалеса.
- обратите внимание на то, что при разгадывании кроссворда, получим слово, «Пифагор».
тему занятия: «Теорема Пифагора».
«Во мгле веков пред нашим взором
Блеснула истина одна.
Она, как теорема Пифагора
До наших дней еще верна».
г | п | |||||
и | р | к | к | п | ||
п | и | ф | а | г | о | р |
о | л | а | т | р | с | о |
т | е | л | е | а | и | т |
е | ж | е | т | д | н | и |
н | а | с | у | у | в | |
у | щ | с | с | о | ||
з | и | л | ||||
а | й | е | ||||
ж | ||||||
а | ||||||
щ | ||||||
и | ||||||
й |
2) Устная разминка.
А) 1 Какие треугольники называются, прямоугольными?
2 Как называются стороны прямоугольного треугольника?
3 Как сравнить катеты и гипотенузу?
4 Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?
Б) тест
1. Какой треугольник называется прямоугольным? Как называются его стороны? (катеты, гипотенуза лежит против угла в 90°)
2. Продолжите предложение: В прямоугольном треугольнике любой катет
а) равен гипотенузе;
б) меньше гипотенузы;
в) больше гипотенузы;
г) определить нельзя.
3. В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 20°.Найдите второй острый угол. (90°-20°=70°)
4. Один из катетов прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, острые углы равны:
а) 60° и 30°;
б) по 45°;
в) однозначно определить нельзя.
В). Решите устно задачи по чертежу.
Найдите неизвестную сторону треугольника.
-Как иначе называют треугольник со сторонами 3, 4 и 5? (египетским).
ответ к задаче 2: х2=132-52 = 144 , х=12 )
3) Выступление учеников.
Учитель: Молодцы, а сейчас мы с вами заслушаем реферат и узнаем интересные факты из жизни Пифагора.
Историческая справка.
Пифагор родился на острове Самос, приблизительно в 580г. до нашей эры в семье богатого купца Мнесарха. Долгое время жил в Египте, по некоторым данным (т.к. для всей литературы о Пифагоре характерна полнейшая недостоверность), в Вавилоне.Известно, что в молодости он много путешествовал по дальним странам: египетские жрецы обучали его геометрии, вавилоняне – арифметике и астрономии, персидские – маги тайным обрядам и жертвоприношению.
На родине взгляды Пифагора не встретили сочувствия, поэтому он переехал на юг Италии в город Кротон, где основал свой союз. Он начал преподавать свое собственное учение, привлекая к себе множество слушателей. Здесь же возникла пифагорейская школа. Своим ученикам Пифагор преподавал три главных предмета: математику, музыку и учение о переселении душ. Эти три предмета составляли единую науку о космосе и космической гармонии. Рассказывают, что он своими глазами видел стройное движение небесных сфер и слышал их гармоническую мелодию. Пифагор первым назвал вселенную космосом, т.е. миром украшенным или прекрасно устроенным. Предания рисуют Пифагора чудотворцем, волшебником – говоря по-нашему. Рассказывали, что он предвидел землетрясения, укрощал волны, останавливал эпидемии, беседовал с животными. Число- Пифагор считал тем чудесным инструментом, и с помощью которого был сотворен космос. «В основе всех вещей – числа» - говорил он. Отцом и матерью Мира он называл единицу и двойку. По учению Пифагора единица – знак светлой божественной энергии, а двойка – знак темной, мертвой стихии. И ныне, покупая на день рождения нечетное число цветов, а на похороны – четное, мы соблюдаем, не ведая того – это древнее правило Пифагора. Имя древнегреческого математика Пифагора пользуется уважением и в наше время. На родине, в Греции, выпущена почтовая марка с его изображением. Его именем названа одна из улиц в Амстердаме, расположенная по соседству с улицами Архимеда, Ньютона, Коперника. В последние годы остров Самос переименован в остров Пифагореум.
4) Доказательство теоремы Пифагора.
«Давным-давно на белом свете
Та теорема рождена.
Но нет и места на планете,
Где б неизвестною была.
Как символ вечного союза,
Как верной дружбы знак простой,
Связала ты, гипотенуза
Навеки катеты с собой.
А катет говорит гипотенузе
Сдружились мы с тобой навеки крепко.
И ссориться не будем мы с тобою никогда
Сковал нас Пифагор давно и цепко.
«Теорема Пифагора».
Теорема: Во всяком прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано: АВС, угол С=90°. АС, СВ – катеты, АВ – гипотенуза.
АС=b; СВ=а; АВ=с.
Доказать: а2 +b2 =с2
Доказательство: Достроим АВС до квадрата.
Получим четыре равных прямоугольных треугольника (по 2-м катетам), отсюда следует, что гипотенузы равны. Четырехугольник АВМК – ромб.
т.к. АВС - прямоугольный.
^l, следовательно,
Если у ромба есть угол 90°, то такой ромб является квадратом: АВМК –квадрат.
Sб.кв.=(a+b)2=a2+2ab+b2
Sб.кв.=4S +SABKM= 4l/2ab +c2 =2ab+c2.
Имеем: a2+2ab+b2=2ab+c2, т.е. a2+b2=c2
Теорема доказана.
- Существует более 150 видов доказательств данной теоремы. Но и сейчас еще стремление к умножению этих доказательств не исчезло. Поэтому у вас есть еще возможность дать свое доказательство этой теоремы.
5) Решение стандартных задач.
-Для закрепления данной теоремы предлагается решить ряд задач стандартного типа.
1. В прямоугольном треугольнике катеты равны 24см и 10см.
Найти гипотенузу.
Дано: АВС, угол С=90°.
АС=10см, СВ=24см.
Найти; АВ.
Решение:
Т.к.. АВС прямоугольный, то
АВ2=АС2+СВ2
АВ2=242+102
АВ2=576+100,
АВ=26см.
2. В прямоугольном треугольнике один из катетов 15см, а гипотенуза 25см. Найти второй катет.
Дано: АВС, угол С=90°.
АВ=25см, АС=15см
Найти: СВ.
Решение:
Т.к. АВС прямоугольный, то
АВ2=АС2 +СВ2, следовательно
СВ2=AВ2 – АС2
СВ2=252 – 152
СВ2=400
СВ=20
Сделать вывод: а2=с2-b2 и b2=c2-a2
Квадрат катета равен разности квадрата гипотенузы и квадрата другого катета
3. Две стороны прямоугольника равны 6 см и 9 см.
Найти диагональ прямоугольника.
Дано:
ABCD — прямоугольник,
АВ=6см, AD=9см.
Найти: BD.
Решение:
Т.к. ABD прямоугольный, то по теореме Пифагора имеем: BD2=AB2+AD2 BD2= б2 +92, BD2=36+81, BD2=117, . Ответ: .
III Подведение итогов.
- Сформулируйте теорему Пифагора.(В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов).
«Если дан нам треугольник,
И притом, с прямым углом.
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем».
IV Домашнее задание.
Пифагорова головоломка.
Из семи частей квадрата составить снова прямоугольник. Квадрат разрезается так: Е, F, К, L – середины сторон квадрата, О - центр квадрата, ,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Закрепить и расширить знания учащихся теоремы и биографии Пифагора. Развивать интеллектуальные навыки: сравнение, классификация, анализ. Развивать коммуникативные навыки и математическую речь. Воспитывать диалоговую культуру. Воспитывать любовь к предмету.
Разгадаете кроссворд, а ключом к разгадыванию кроссворда будут правильные ответы на вопрос учителя.
Сообщение темы и цели. г п и р к к п п и ф а г о р о л а т р с о т е л е а и т е ж е т д н и н а с у у в у щ с с о з и л а й е ж а щ и й
Назови правильный ответ. 1. Какой треугольник называется прямоугольным? 2.Как называются его стороны? 3. Продолжите предложение: В прямоугольном треугольнике любой катет а) равен гипотенузе; б) меньше гипотенузы; в) больше гипотенузы; г) определить нельзя. 4. В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 20°.Найдите второй острый угол. 5. Один из катетов прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, острые углы равны: а) 60° и 30°; б) по 45°; в) однозначно определить нельзя.
Решите устно задачи по чертежу. - Найдите неизвестную сторону треугольника. - Как иначе называют треугольник со сторонами 3, 4 и 5? Ответ к задаче 2: х 2 =13 2 -5 2 = 144 , х=12 Египетским .
«Давным-давно на белом свете Та теорема рождена. Но нет и места на планете, Где б неизвестною была. Как символ вечного союза, Как верной дружбы знак простой, Связала ты, гипотенуза Навеки катеты с собой. А катет говорит гипотенузе Сдружились мы с тобой навеки крепко. И ссориться не будем мы с тобою никогда Сковал нас Пифагор давно и цепко.
Решение стандартных задач. 1. В прямоугольном треугольнике катеты равны 24см и 10см. Найти гипотенузу. 2. В прямоугольном треугольнике один из катетов 15см, а гипотенуза 25см. Найти второй катет. 3. Две стороны прямоугольника равны 6 см и 9 см. Найти диагональ прямоугольника.
«Если дан нам треугольник, И притом, с прямым углом. То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим – И таким простым путем К результату мы придем». Подведение итогов
Спасибо за внимание! Успехов в учебе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие о вреде курения: "Кто следующий?"
Внеклассное мероприятие о вреде курения...
Внеклассное мероприятие "По следам Колумба"
Мероприятие для учащихся 7-8 классов. Конкурс позволяет учащимися осознать важность английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации....
«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…» Внеклассное мероприятие, посвященное 50-ти летию первого полета человека в космос
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, разработанного и проведенного преподавателем для расширения представлений учащихся о том, что такое кос...
Разработка внеклассного мероприятия "По следам цивилизации" с элементами проектной деятельности
Разработка более эффективна в в совокупности с фильмом и призентацией...
Внеклассное мероприятие ".. Даля оставленный след с человечеством будет всегда".
Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В.И. Даля. в виде игры -путешествия по станциям . Рассчитано для учащихся 5-6 классов....
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по следам капитана де Клие"
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по следам капитана де Клие"...
Внеклассное мероприятие - экспедиция "По следам Цивилизации"
для старших классов...