Тема урока: «Народы России и ХМАО. Культура, религия и быт»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Прокопьева Анна Васильевна

Комбинированный урок географии и географии ХМАО.

Тема урока: «Народы России и ХМАО. Культура, религия и быт»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_rossii_i_hmao.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок географии и географии ХМАО.

Тема урока: «Народы России и ХМАО. Культура, религия и быт.

Цель урока:  выявление особенностей этногеографического и религиозного положения России и ХМАО.

 Задачи:

- Продолжить формирование знаний о национальном и религиозном составе России и ХМАО.

- Научить ориентироваться в многообразии культурного мира России и ХМАО.

-Познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма.

-Воспитание уважительного отношения к традициям любого народа России

- Продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой, Интернет- ресурсами, компьютером.

-Формирование умения выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения:  практические методы (при подготовке к уроку, работа с картой «Народы России», практикум «Описание своего народа»), словесно-наглядные (сообщения, использование слайдов), работа в малых группах.

Средства обучения: при подготовке к уроку (дополнительная литература, Интернет-ресурсы), карта «Народы России», школьный атлас, слайды.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Изучение нового материала (25 мин.)

3. Закрепление: Практикум (7 мин.)

4. Подведение  итога урока (5мин.)

5. Домашнее задание (1 мин.).

Этапы урока:        

1.Подготовительный: При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения, класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению о культуре народов.

1 группа – русские;

2 группа – коренные народы ХМАО;

3 группа – народы Северного Кавказа;

4 группа – народы, исповедующие буддизм (буряты, калмыки);

5 группа – народы Средней Волги (татары, башкиры).

 2. Организационный момент:

Знакомство учащихся с  темой и целью урока.

3. Изучение нового материала: 

Вступительное слово учителя:

Россия многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и малых народов  Знакомство с понятиями этнос, этногеографическое положение, этнография.

Этнос-это народ, исторически сложившаяся, устойчивая группировка людей.

Этнография – наука о народах.

Этногеографическое положение – это положение страны по отношению к местам проживания других народов, традиционные взаимоотношения с этими народами. И их перспективы.

 Самые распространённые народы России: русские (81%),татары (3,8%), украинцы (3%).

В ХМАО проживают люди почти 100 национальностей.

Самые распространённые народы ХМАО: русские, украинцы и татары.

Каждый из народов отличается по языку, культуре, религиям, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Выступление  групп по плану:

1.Краткая история народа.

2. Религиозная принадлежность, праздники.

3. Традиции, быт, национальная кухня.

4. Народные художественные промыслы, фольклор, искусство.

При выступлении группы используют слайды, которые приготовили заранее.

Каждый обучающийся выступает по своему вопросу.

Выступление 1 группы.

Тема: « Культура русского народа»

Выступление 2 группы.

Тема: « Коренные народы ХМАО»

Выступление 3 группы.

Тема: «Народы Северного Кавказа»

Выступление 4 группы.

Тема: «Народы, исповедующие буддизм (буряты, калмыки);

Выступление 5 группы.

Тема: «Народы Средней Волги (татары, башкиры)

4. Закрепление:

Практикум.

Задание:

 Используя карты атласа и учебника: «Карта народов России», «Религии России» (стр.275, стр.231) опиши свой народ по плану:

  1. Название народа.
  2. К какой языковой семье относится твой народ.
  3. К какой языковой группе относится твой  народ.
  4. Есть ли национальные территориальные образования у народа.
  5. Где в основном проживает народ.
  6. Традиции и национальные блюда.

Заслушивание нескольких практических работ.

5. Подведение  итога урока:

Главная черта этнической географии - чрезвычайная перемешанность народов при преобладании русских в большинстве регионов России, в том числе и в ХМАО. Российское государство православная страна, но в тоже время является страной многих религий. Поэтому необходимым условием нормального развития страны является уважительное отношение к народам другой национальности и вероисповедания. У каждого народа - свои особенности, обычаи. Разница в культуре, взглядах на жизнь, в обычаях, языке, религиях не должна приводить к межнациональным конфликтам, а возникшие конфликты должны решаться только мирным путём.

Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание: параграф  51,52,53.Подготовиться к тестированию по теме:

« Народы и религии России».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя образовательная школа №7»

Открытый комбинированный урок по географии и географии ХМАО.

Тема урока: « Народы России и Ханты-Мансийского автономного округа.

Культура, религия, быт»

                                                                                     

                                                                                       Учитель географии А.В.Прокопьева.

                                                        Г. Когалым-2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой лучший урок. Народы России.

Материалы представляемые на конкурсе "Мой лучший урок" в 2011 году. Тема урока "Народы РОссии". Используется краеведческий материал. Анкета, рецензия к уроку....

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом» Цель урока:   - систематизировать знания об особенностях этнокультуры народов, населяющих Кубань...

Народы России и ХМАО.

Разработка комбинированного урока по теме "Народы России и ХМАО"....

План- конспект урока французского языка на тему « Франция и Россия в диалоге культур» 9 класс

План-конспект урока французского языка на тему « Франция и Россия в диалоге культур»    9 класс...

Презентация "Народы России: наследие и культура. Молдаване"

Презентация "Народы России: наследие и культура. Молдаване"...