Урок "Воды суши"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Косякова Татьяна Васильевна

Расширить и углубить знания о водах суши – подземных водах.

Сформировать, систему новых понятий по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Воды суши"373.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Косякова Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока по учебному предмету «география» в 6 классе на тему

«Воды суши. Подземные воды»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Авторы УМК

Е.М. Домогатских; Н.И. Алексеевский

Цели урока

1. Расширить и углубить знания о водах суши – подземных водах.

 2. Сформировать, систему новых понятий по теме.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты:

 - формировать  у учащихся  эмоционально-ценностного отношения к природе,  осознание необходимости её сохранения и рационального использования.  

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные результаты:

(познавательные)

- ориентироваться в учебном материале;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

(регулятивные)

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;        

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  (коммуникативные)

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:

- иметь представление о понятиях «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «водоносный слой»,  «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»;

- уметь описывать образование подземных вод, родников;

- уметь определять разновидности подземных вод;

- знать о вреде влияния человека на загрязнение подземных вод;

- уметь изображать на структурной схеме «водные горизонты» для определения типа подземных вод;

- уметь выполнять сравнение, сопоставление подземных вод по способу их образования и нахождения.

Оборудование

Атласы, учебник ( География, 6 класс. Начальный курс. М.: 2017), презентация, рабочие тетради, дидактические карточки к уроку.

Образовательные ресурсы

Интернет - ресурсы, методическая литература

Этап урока

 Формируемые способы деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I.Организационный момент

Обучающиеся принимают и сохраняют эмоциональный настрой на урок.

Учитель проверяет подготовку учеников к занятию, содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

II Актуализация опорных знаний

Осуществляют  контроль и оценку учебных действий.

1. Вступительное слово.

2. Фронтальный опрос:

 -  Ребята, давайте вспомним, какую большую тему вы сейчас изучаете? (гидросферу).

-А что такое гидросфера? (водная оболочка земли).

-Вспомните, в каких состояниях бывает вода в природе? (твёрдая, жидкая, газообразная)  

-Какие части Мирового океана вам известны?

-Какие виды внутренних вод вы знаете?

3. Предлагает выполнить задание на карточке: заполнить схему "Воды суши".

D:\СКАНИРОВАНИЕ\Scan_20150224_161305.jpg

Используют изученный ранее материал по теме.

Мобилизуют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание на карточке.

Предлагают варианты ответов.

III. Мотивация к учению. Создание проблемной ситуации.

Осуществляют  контроль и оценку учебных действий.

Проектируют свои действия для решения проблемной ситуации.

1. Отгадайте, о чём идёт речь в стихотворении:

Если руки наши в ваксе,                     Без чего, мы скажем прямо,
Если на нос сели кляксы,                   Человеку умирать?
Кто тогда нам первый друг,               Чтобы лился дождик с неба,
Снимет грязь с лица и рук?                Чтоб росли колосья хлеба,
Без чего не может мама                      Чтобы плыли корабли -
Ни готовить, ни стирать,                     Жить нельзя нам без ...      (Воды)

2. Создаёт проблемную ситуацию:

"Действительно, человек не может жить без воды и использует её каждый день в больших количествах, по сути, загрязняя водные ресурсы. Почему же чистая вода на земле не заканчивается? Помогите решить проблему очистки воды, используемой людьми во всём мире".

Выполняют задание.

Анализируют, выделяют общие признаки явления, делают вывод, строят собственное высказывание.

Предлагают пути решения проблемы, строят собственные высказывания.

III Постановка учебной задачи.

Определение темы и цели урока.

Целеполагание

Обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу.

Активизируют свой жизненный опыт.

Высказывают и аргументируют своё мнение относительно обсуждаемой проблемы.

1. Организует "Мозговой штурм":

- Назовите свои ассоциации со словосочетанием "подземная вода".

 2. Обращается к жизненному опыту учащихся:

- Откуда мы берём воду для своих нужд?

 - А как она будет называться?

 - А как она туда попадает?

3. Помогает учащимся сформулировать тему урока.   
4. Предлагает определить значимые цели урока.

5. Ставит проблемный вопрос: " Почему она такая разная?"

Когда хочется пить – она сладкая.
Когда лечишься –  она соленая.
Когда к ней склоняешься в жаркий день – она холодная.
Когда назначает врач – она теплая, но всегда чистая.

Фиксируют проблему.

Высказывают цели и задачи урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1. Интерактивная лекция

2. Поиск ответа на проблемный вопрос: чтение теоретического материала в учебнике.

3. Беседа с использованием приёма "Я знаю".

4. Самостоятельная работа: "Закончи предложение".

Извлекают и сохраняют полученную информацию.

Осуществляют контроль и оценку.

Анализируют, обобщают, сохраняют полученные знания.

Высказывают и аргументируют своё мнение относительно обсуждаемой проблемы.

1. Проводит интерактивную лекцию: используя презентацию,   рассказывает об образовании подземных вод.

Предлагает ответить на вопросы:

- Что такое подземная вода?

 - Какое условие необходимо для образования подземной воды?

 - А что ещё надо, чтобы в земной коре накопилась вода?

2. Организует поиск ответа на проблемный вопрос с использованием теоретического материала учебника с выполнением задания  из карточки.

3. Предлагает оценить полученные знания, используя приём "Я знаю".

4. Организует самостоятельную работу "Закончи предложение":

Подземные воды – это _______________________________ .

Условия необходимые для образования подземных вод – это __ .

По особенностям образования между породами разной проницаемости подземные воды делятся  на ___ и ___ .

Грунтовые воды – это ________________ .

Межпластовые воды – это ______________________ .

Источник – это ___________________________ .

Минеральные воды – это ______________________ .

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Работают с информацией.

Читают теоретический материал, отвечают на проблемный вопрос.

Составляют определения на основе прочитанного текста.

Выделяют существенную информацию

 

Работают самостоятельно.

V. Пауза релаксации

Умеют переключиться на другой вид деятельности

Предлагает, закрыв глаза, послушать фонограмму со звуками льющейся воды и определить, какой из фрагментов передаёт журчание ручья.

Выполняют расслабляющие упражнения.

VI. Первичное закрепление новых знаний

 1. Работа в парах: построение и защита структурно- логических схем.

2. Работа с электронными материалами. Коллективная корректировка составленных схем с использованием материалов презентации.

2. Конкурс знатоков

"Найди пару"

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют поиск средств её решения.

Учатся работать в паре, слушать мнения сверстников, выполнять взаимопроверку, планировать свою работу.

1.  Организует работу в парах:  построение и защита структурно-логических схем.

2. Показывает презентацию, дополняет  рассказ о подземных водах.

3. Проводит конкурс знатоков.

Работают в парах. Строят и защищают структурно-логические схемы.

Определяют причинно-следственные связи.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Выделяют существенные признаки

Внимательно слушают ответы учеников учителя, вносят корректировку в составленные схемы.

Активизируют внимание, участвуют в конкурсе.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1. Общение по типу "вопрос-ответ".

2. Мониторинговая работа.

Анализируют, обобщают, сохраняют полученные знания.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий, коррекцию допущенных ошибок.

1. Ведёт диалог по типу"вопрос-ответ":

 - Какая составная часть вод суши оказывает на жизнь и деятельность человека наибольшее влияние?

 - Почему вода в колодцах даже в жаркие дни всегда холодная, чистая и прозрачная?

 - Какие существуют основные направления в использовании пресных и солёных подземных вод? Приведите примеры из вашей жизни.

2. Предлагает мониторинговую  работу с использованием дидактической карточки "Найди пару".

 (Приложение к уроку)

Отвечают на вопросы.

Пошагово проверяют свои действия, оценивают их, фиксируют положительные результаты, корректируют допущенные ошибки.

Осознают  причины своего успеха или не успеха

Выполняют мониторинговую работу.

VIII. Информация о домашнем задании (с выбором задания по сложности)

 Усваивают информацию.

Предлагает домашнее задание на выбор:

1. к § 24 составить  6-7 вопросов;

2. по § 24 составить кроссворд по терминам темы или написать синквейн "Подземные воды".

 Записывают домашнее задание, делая собственный выбор по сложности.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Оценивают свою деятельность на уроке.

1.Предлагает закончить  предложение:

  1. - Я знаю, что такое …
  2. - Я могу …
  3. - Я научился …
  4. 2.Анализирует, подводит итоги, прогнозирует новые цели и задачи обучения, благодарит за сотрудничество.

Отвечают на вопросы, обращают внимание на запись темы урока, поставленной цели, мысленно соотносят  её с полученными на уроке знаниями, анализируют свою деятельность. Слушают высказывания одноклассников,  определяют свой уровень познания в соответствии со сказанным: "Знаю или не знаю".

Приложение к уроку

  1. Игра «Найди пару»  Конкурс знатоков.


  1. Водоупорные породы.                   А. Вода, находящаяся в земной коре.                                                          

   2. Грунтовые воды.                             Б. Горные породы, пропускающие воду.
  3. Артезианские воды.                       В. Горные породы,не пропускающие воду.
  4. Подземные воды.                            Г. Слой, насыщенный водой.
  5. Источник.                                        Д. Вода в верхнем водоносном  слое.
  6. Минеральные воды.                       Е. Вода между двумя водоупорными пластами.
  7. Водопроницаемые                         Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность.
  8. Межпластовые воды.                    З. Подземные воды, насыщенные  газами,
  9. Водоносный слой.                         И. Самофонтанирующие подземные  воды.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9


  1. Выполнить тест.

Вариант 1

Вариант 2

1. Какая из перечисленныз горных пород является водоупорной?  

 а) песок;   б) известняк;   в) глина;   г) торф.

2. На территории какого государства расположен курорт Кавказские Минеральные воды?    

а) Грузия;  б) Армения;  в) Россия;  г)Азербайджан.

3. Какие из утверждений относятся к грунтовым водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.  

а) находятся под высоким давлением;  

б) не соприкасаются с водоупорными породами;  

в) легко подвержены загрязнению;  

  г) не прикрыты с одной стороны водоупорным пластом горных пород.

4. Дополните утверждение.   Выход подземных вод на поверхность называется ___________ .

5. К водам суши не относятся?  

а)подземные воды;  б) озёра;  в) моря;  г) ледники.

1. К водоупорным породам относится:  

а) гранит;   б) песок;   в) известняк;   гипс.

2. Для какой из перечисленных территорий характерны гейзеры?                   а) Кольский п – ов;   б) Камчатский п – ов;   в) Пиренейский п – ов;  

г) п – ов Таймыр.

3. Какие из утверждений относятся к подземным водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.  

а) используются для приготовления пищи;  

б) используются для отопления;

  в) регулируют уровень воды в реках и озёрах;

  г) используют для снабжения промышленных предприятий.

4. Дополните утверждение.  Подземные воды, способные к выходу на поверхность Земли из-за высокого давления, называют ____________ .

5. Как называются воды, содержащиеся в земной коре?   а) грунтовые;   б) межпластовые;  

в) подземные;   г) ледниковые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Воды суши

Презентация для 6 класса....

презентация к уроку в 6 классе Горы суши

работа предназначена при изучении темы Горы суши в 6 классе...

Презентация "Суша" часть 1

Презентация к уроку природоведения 5 класс, тема ""Суша". В 1 части представлены Евразия, Африка и Северная Америка....

Презентация "Суша" часть 2

Презентация по приодоведению в 5 классе, тема "Суша". Во 2 часть представлены Южная Америка, Австралия и Антарктида....

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....