Ментальные карты на уроках географии
статья по географии (9, 10, 11 класс)
Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. В центре всех ментальных карт- главная идея. От нее отходят главные ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
« География , ты познанье свет, ты ведь биография лучшей из планет.»
Н. Кривцова
На мой взгляд – это лучший предмет в школьном курсе. Я более тридцати лет работаю учителем географии. География это не просто предмет, это особенное видение мира. У людей при упоминании слова география, возникают ассоциации с такими понятиями как: глобус, карта, компас, материки, океаны, морские пути, путешественники… А какие современные методы и приемы можно использовать на уроках географии, чтобы ребенок окунулся с головой в мир увлекательных и познавательных событий. Я хочу поделится своим опытом. На своих уроках я использую технологию критического мышления. Она дает возможность учащимся размышлять, ребята учатся оценивать, анализировать информацию и делать выводы, повышает активность, формируется умение работать в группах, развиваются творческие навыки. Дети не боятся высказывать свое мнение. Сами могут себя оценить и проверить. Сегодня человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества: он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи и последовательно их решать находя оптимальные пути к их достижению. Критическое мышление развивает у человека следующие качества: находчивость и сообразительность, скорость реакции, аналитический склад ума, рациональность и последовательность, самосознание, креативность. Для развития критического мышления учащихся на уроке географии я использую различные приемы: кластер, мозговой штурм, предметная ассоциация, географическая мозаика и ментальная карта. Все приемы хороши, они позволяют ученикам не просто сидеть на уроке, а быстро включаться, рассуждать, делиться друг с другом информацией. Ученик становится главным действующим лицом урока. Подробно хочу остановится на приеме и использовании ментальных карт на своих уроках. Этот прием мне интересен еще и потому, что в молодые годы на своих уроках использовала методику В.Ф. Шаталова - метод опорных сигналов. Карточки памяти создавали мы с детьми, чтобы по ключевым словам можно было легко усвоить содержание урока. И это было здорово! Красивые и последовательные ответы давали ребята, слышалась грамотная монологическая речь с использованием географических терминов. Но «карточки памяти» не имели четких правил составления, а ментальные карты имеют. Их называют интеллект карты или майн-карты или карта мыслей. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. В центре всех ментальных карт- главная идея. От нее отходят главные ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Интеллект карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому ребенок лучше запоминает информацию через картинки и иллюстрации. Интеллект карты можно составлять в программе или на бумаге. Правила составления: 1. Располагайте лист горизонтально.2 Всегда начинайте с центра. 3 Рисуйте ветви от центра в стороны.4 Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку 5 Показывайте иерархию и связь разными цветами.6 Выбирайте сильные и значимые слова для каждого блока.7 Пишите печатными буквами. Применять карты можно на любом уроке в старших классах, они позволяют структурировать любую тему, главное знать правило составления. Если учитывать, что на изучение географии в старших классах отводится всего один час в неделю, то это просто спасение. Учащиеся самостоятельно создают ментальные карты и демонстрируют прекрасные ответы. Четко, ясно и наглядно, а еще показывают творческий подход и креативность. Не перестаю удивляться способностям своих учеников! Они меня вдохновляют на дальнейшую работу в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ментальных карт на уроках истории для оптимизации процесса обучения
Материалы представлены на Городских педагогических чтениях. Дана краткая история появления технологии, ее суть, применение в процессе обучения....

Использование ментальных карт на уроке английского языка.
Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка....

Ментальня карта на уроке литературы
Использование ментальной карты на уроках литературы. Поколение Z требует новых форм работы на уроке....

"Использование ментальных карт на уроках"
Ментальные карты - это один из приемов технологии критического мышления. Они помогают визуально представить информацию, где отображаются связи между понятиями....

Создание ментальной карты (пример по географии)
Теоретический и практический материал создания ментальной карты ( пример создание ментальной карты по географии)...

Использование ментальных карт на уроках английского языка в средней школе
Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов тех...

Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.
Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это...