разработка урока по географии в 7 классе по теме "Внутренние воды Африки"
план-конспект занятия по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Предмет | География | ||
Класс | 7 класс | ||
Учитель | Бахтеева Р.М. | ||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ с. Неверкино филиал в с. Бигеево | ||
Тема урока | Внутренние воды Африки | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Авторы УМК | В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, учебник: География материков и океанов. 7 класс, 2017 г. | ||
Цель: | познакомить обучающихся с крупнейшими реками и озерами Африки | ||
Задачи: | 1. Формирование навыков и умений знания о внутренних водах Африки и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; 2. Создание условия для формирования умений работать с географическими картами. #1060;ормирование навыков работы с разными источниками информации. | ||
Методы и формы обучения | Методы: проблемно - поисковый, применение знаний, самостоятельная работа, практическая работа, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Формы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, работа у доски, работа со статистическим материалом. | ||
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход | ||
Раздаточный материал: | Рабочие листы, разработанные учителем | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Давать определения терминов и понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; объяснять факторы, влияющие на размещение внутренних вод; выявлять особенности внутренних вод отдельных территорий; классифицировать внутренние воды; устанавливать взаимосвязь и формулировать вывод между климатом и размещением внутренних вод материка; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для определения их значения; приводить примеры внутренних вод. | Познавательные УУД: Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; классифицировать объекты и явления; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; проводить математические расчёты Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, разрешать конфликты | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или не успешности. |
Структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||
1 | Мотивация к учебной деятельности, осмысление учебных задач | - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы откроем еще одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным. Я думаю, что у нас все получится. А для этого улыбнемся друг другу. | Приветствие учителя. | ||||||
Проверка Д/З | #1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе | Взаимопроверка. | |||||||
Целе- полагание | А)Отгадайте загадки: #1042; морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) #1052;ного меня — пропал бы мир, #1055;осреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) #1042;се обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи — Нет опоры для ноги. (Болото) #1051;етом бежит, зимой спит, Плавучие не тающие платформы, на которых живут белые медведи? (Ледники) Используя полученные отгадки, определить тему урока Г) Запишите, пожалуйста тему урока «Внутренние воды Африки» и основные задачи Ребята, что бы вы хотели узнать по этой теме ?(познакомиться с реками и озерами Африки, как рельеф и климат влияют на реки, давать их характеристику | Подходят к формулировке темы, записывают ее. | |||||||
2 | Актуализация опорных знаний и умений | А)Составим квест по теме «Внутренние воды Африки»,«Что относится к внутренним водам?». Что мы имеем в виду, когда говорим” внутренние воды"? (слайд) Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий. Б) Выполните самостоятельную работу по теме «Речная система». . Напротив номера запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А – исток,Б- устье,В-правый приток, Г-левый приток, Д-верхнее течение , Е-среднее течение,русло реки. бассейн Вопросы: 1. Mecтo, где начинается река. #1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую реку. #1059;глубление в речной долине, по которому река течет постоянно. 4. Река со всеми притоками и притоками притоков. 5. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. II. Проверьте правильность выполнения работы. В)- Ребята, а почему тему «Внутренние воды» мы изучаем после рельефа и климата? Восстановите схему, которую вы видите на экране На доске написать и выходят два человека пишут первый – рельеф 2 климат – только цифры вариантов ответа: Итог: Мы с вами выявили влияние внешних факторов на реки Африки. - Здесь наша задача состоит в том, чтобы дать общее представление внутренних вод материка в зависимости от рельефа и климата. Для этого. Группа #1074;ыполнит , как влияет рельеф нареки, 2- климат на реки | Ответы учеников Выполняют задание на карточках Показ у доски Ответы Работа у доски 2 человека | ||||||
3 | Изучение нового материала | Цель: составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата А)Пользуясь атласом подготовьте устные ответы на вопросы: Какие крупные реки протекают на территории материка? (Физическая карта Африки) -К бассейнам, каких океанов относятся реки Африки? -Как распределены реки по территории материка? -Как рельеф влияет на направление и характер течения рек? -В каком климатическом поясе больше рек? Почему? - Какое питание характерно для рек Африки? - Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, Атлантического океана? (Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу) Б)Репортаж «Реки Африки»: Нил, Нигер, Конго, Оранжевая, Лимпопо; водопад «Виктория» | Выполняют работу в парах. Работа с картой, учебником. Слушают сообщения учащихся | ||||||
4 | Физминутка | Отправляемся в поход Держим путь мы на восток (поворот на В) А потом идем на запад (поворот на З). Вправо, влево повернулись, Рук коленями коснулись, улыбнулись. Мы на звезды посмотрели И опять за парты сели | Выполнение физминутки | ||||||
Изучение нового материала | Африка богата озерами.Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория– третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные. | Слушают учителя | |||||||
3 | Закрепление | Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Африки, их особенностях, размещении #1055;роверим знание номенклатуры озер ( электронный учебник) 3.закрепить знания по рекам Африки
#1043;еографический прогноз: Что может произойти, если Великий африканский разлом станет больше? #1048;спользуя статистические данные из таблицы, продолжите предложение: В данном задании вы узнаете особенности озер Африки
| Определяют климатический пояс и реку Отгадывают кроссворд Работают со статистическим материалом п о группам | ||||||
Рефлексия | . Подведем итоги.? Где вам пригодиться изучаемый материал Вспомните еще раз цели урока. У нас была цель – познакомится с внутренними водами Африки. Достигли вы заданных целей? 1) на уроке я работал активно / пассивно; 2) своей работой на уроке я доволен / не доволен; 3)за урок я не устал / устал; 4)мое настроение стало лучше / стало хуже; 5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен; 6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок | Подведение итогов | |||||||
Домашнее задание | Выберите домашнее задание: Отметить на к./к реки и озера. Составьте описание реки по плану на стр .332 Всем спасибо за активную работу! До свидания! | Записывают Д/З | |||||||
Раздаточный материал:
Кроссворд
1 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
3 |
Проверка домашнего задания
#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе
| #1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе |
#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе
| #1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе |
#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе | #1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года #1042;есь год преобладают влажные воздушные массы. #1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С. #1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм. #1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей #1053;ет смены времен года. #1059; растений не формируются годичные кольца #1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки. #1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш. 10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Т | Э | Т | Т | сТ | ЭТ | Э | Т | Э | Т |
ФИ, класс | № 1 | № 2 | № 3 | №4 | Итог | ||||||||||||||||||||
№ 1 задание I. Выполните самостоятельную работу по теме «Речная система». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А - исток, Б - речная система, В - река, Г- водораздел, Д - озеро, Е - водопад, Ж - устье, 3 - бассейн, И - дельта, К - русло. Вопросы: 1. Mecтo, где начинается река. #1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую реку. #1059;глубление в речной долине, по которому река течет постоянно. 4. Река со всеми притоками и притоками притоков. 5. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
| № 1 задание I. Выполните самостоятельную работу по теме «Речная система». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А - исток, Б - речная система, В - река, Г- водораздел, Д - озеро, Е - водопад, Ж - устье, 3 - бассейн, И - дельта, К - русло. Вопросы: 1. Mecтo, где начинается река. #1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую реку. #1059;глубление в речной долине, по которому река течет постоянно. 4. Река со всеми притоками и притоками притоков. 5. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
| ||||||||||||||||||||||||
Закрепление
#1055;родолжи предложение, используя статистические таблицы
А) Самое большое по площади озеро ________________
Б) Самое мелководное озеро _______________
В) Самое длинное озеро __________________
Г) Почти все крупные озера Африки находятся в ______________________ на Восточно-Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют _____________________________________.
Статистические данные по озерам Африки:
№ | Наименование озера | Площадь | Глубина | Длина |
1 | оз. Виктория | 68 000 км² | 40-80 м | 320 км |
2 | оз. Чад | 1350 км² | 2-11 м | 650 км |
3 | оз. Ньяса | 29 600 км² | 292-706м | 560 км |
4. | оз. Танганьика | 32900 км² | 570 –1470 м | 676 км |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии (7 класс) на тему: "Номенклатура Африки"
Аннимационную презентацию " Номенклатура Африки" можно использовать при проверке знаний при изучении материка Африка по темам : " ГП материка:Крайние точки материка, береговая линия"...
Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».
Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...
Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».
Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...
Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Вода в природе. Свойства воды".
урок изучения нового материала...
Разработка урока по географии по теме: Географическое положение исследование Африки
Урок на тему: Географическое положение и исследование АфрикиУчебник Коринская В.А., И.В.Душина, В.А. Щенев, " География материков и океанов"Цель урока: направлена на формирование учебнй мотиваци...

Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...