разработка урока по географии в 7 классе по теме "Внутренние воды Африки"
план-конспект занятия по географии (7 класс)

урок ознакомления с новой темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._vody_afriki_bahteeva_r.m.docx129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Предмет

География

Класс

7 класс

Учитель

Бахтеева Р.М.

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ с. Неверкино филиал в с. Бигеево

Тема урока

Внутренние воды Африки

Тип урока

Урок изучения нового материала

Авторы УМК

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, учебник: География материков и океанов. 7 класс, 2017 г.

Цель:

познакомить обучающихся с крупнейшими реками и озерами Африки

Задачи:

1. Формирование навыков и умений знания о внутренних водах Африки и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний;

2. Создание условия для формирования умений работать с географическими картами.

#1060;ормирование навыков работы с разными источниками информации.

Методы и формы обучения

Методы: проблемно - поисковый, применение знаний, самостоятельная работа, практическая работа, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

Формы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, работа у доски, работа со статистическим материалом.

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Раздаточный материал:

Рабочие листы, разработанные учителем

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Давать определения терминов и понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; объяснять факторы, влияющие на размещение внутренних вод; выявлять особенности внутренних вод отдельных территорий; классифицировать внутренние воды; устанавливать взаимосвязь и формулировать вывод между климатом и размещением внутренних вод материка; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для определения их значения; приводить примеры внутренних вод.

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; классифицировать объекты и явления; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; проводить математические расчёты

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, разрешать конфликты

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или не успешности.


Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация к учебной деятельности, осмысление учебных задач

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы откроем еще одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным.

Я думаю, что у нас все получится. А для этого улыбнемся друг другу.

Приветствие учителя.



Проверка Д/З

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

Взаимопроверка.

Целе-

полагание

А)Отгадайте загадки:

#1042; морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

#1052;ного меня — пропал бы мир,
Мало меня — пропал бы мир,

#1055;осреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

#1042;се обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

#1051;етом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала. (Река)

Плавучие не тающие платформы, на которых живут белые медведи? (Ледники)

Используя полученные отгадки, определить тему урока Г) Запишите, пожалуйста тему урока «Внутренние воды Африки» и основные задачи

Ребята, что бы вы хотели узнать по этой теме ?(познакомиться с реками и озерами Африки, как рельеф и климат влияют на реки, давать их характеристику

Подходят к формулировке темы, записывают ее.

2

Актуализация опорных знаний и умений

А)Составим квест по теме «Внутренние воды Африки»,«Что относится к внутренним водам?». Что мы имеем в виду, когда говорим” внутренние воды"? (слайд)

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Б) Выполните самостоятельную работу по теме «Речная система».

. Напротив номера запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Ответы: А – исток,Б- устье,В-правый приток, Г-левый приток, Д-верхнее течение , Е-среднее течение,русло реки. бассейн

Вопросы:

1. Mecтo, где начинается река.

#1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую реку.

#1059;глубление в речной долине, по которому река течет постоянно.

4. Река со всеми притоками и притоками притоков.

5. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

II. Проверьте правильность выполнения работы.

В)- Ребята, а почему тему «Внутренние воды» мы изучаем после рельефа и климата?

Восстановите схему, которую вы видите на экране

На доске написать и выходят два человека пишут первый – рельеф

2 климат – только цифры вариантов ответа:

Итог: Мы с вами выявили влияние внешних факторов на реки Африки.

- Здесь наша задача состоит в том, чтобы дать общее представление внутренних вод материка в зависимости от рельефа и климата. Для этого. Группа #1074;ыполнит , как влияет рельеф нареки, 2- климат на реки

Ответы учеников

Выполняют задание на карточках

Показ у доски

Ответы

Работа у доски 2 человека

3

Изучение

нового материала

Цель: составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата

А)Пользуясь атласом подготовьте устные ответы на вопросы:

Какие крупные реки протекают на территории

материка? (Физическая карта Африки)

-К бассейнам, каких океанов относятся реки Африки?

-Как распределены реки по территории материка?

-Как рельеф влияет на направление и характер течения рек?

-В каком климатическом поясе больше рек? Почему? - Какое питание характерно для рек Африки?

- Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, Атлантического океана?

(Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу)

Б)Репортаж «Реки Африки»: Нил, Нигер, Конго, Оранжевая, Лимпопо; водопад «Виктория»

Выполняют работу в парах.

Работа с картой, учебником.

Слушают сообщения учащихся

4

Физминутка

Отправляемся в поход

Держим путь мы на восток (поворот на В)

А потом идем на запад (поворот на З).

Вправо, влево повернулись,

Рук коленями коснулись, улыбнулись.

Мы на звезды посмотрели

И опять за парты сели

Выполнение физминутки

Изучение

нового материала

Африка богата озерами.Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория– третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.

Слушают учителя

3

Закрепление

Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Африки, их особенностях, размещении

#1055;роверим знание номенклатуры озер ( электронный учебник)

3.закрепить знания по рекам Африки

Цель:

  1. Разгадайте кроссворд

а) Третья по длине и площади бассейна река Африки (Нигер)

б) самая длинная река Африки (Нил)

в) самая полноводная река Африки (Конго)

г) О ней написал в своей сказке "Айболит" Корней Чуковский. (Лимпопо)

д) Река, текущая в Индийский океан (Замбези)


#1043;еографический прогноз: Что может произойти, если Великий африканский разлом станет больше?

#1048;спользуя статистические данные из таблицы, продолжите предложение:

В данном задании вы узнаете особенности озер Африки

Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Африки, их особенностях, размещении

  1. Продолжи предложение, используя статистические таблицы

А) Самое большое по площади озеро ________________

Б) Самое мелководное озеро _______________

В) Самое длинное озеро __________________

Г) Почти все крупные озера Африки находятся в ______________________ на Восточно-Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют _____________________________________

Работаете самостоятельно

Определяют климатический пояс и реку

Отгадывают кроссворд

Работают со статистическим материалом п о группам

Рефлексия

. Подведем итоги.? Где вам пригодиться изучаемый материал

Вспомните еще раз цели урока.

У нас была цель – познакомится с внутренними водами Африки. Достигли вы заданных целей?

1) на уроке я работал активно / пассивно;

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;

3)за урок я не устал / устал;

4)мое настроение стало лучше / стало хуже;

5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;

6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок

Подведение итогов

Домашнее задание

Выберите домашнее задание:

Отметить на к./к реки и озера.

Составьте описание реки по плану на стр .332

Всем спасибо за активную работу! До свидания!

Записывают Д/З

Раздаточный материал:

Кроссворд

1

4

5

3



Проверка домашнего задания

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

#1042; этом поясе жарко и сухо в течение всего года

#1042;есь год преобладают влажные воздушные массы.

#1051;етом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.

#1054;садков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

#1047;имой приходят умеренные ВМ, которые приносят осадки виде зимних дождей

#1053;ет смены времен года.

#1059; растений не формируются годичные кольца

#1042; этом поясе находятся основные пустыни Африки.

#1069;тот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка, частое явление в этом поясе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Т

Э

Т

Т

сТ

ЭТ

Э

Т

Э

Т

ФИ, класс

1

2

3

4

Итог

1 задание

I. Выполните самостоятельную работу по теме «Речная

система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты

ответов, определите правильный ответ. Напротив

номера вопроса запишите букву, которая

соответствует правильному ответу.

Ответы: А - исток, Б - речная система,

В - река, Г- водораздел, Д - озеро,

Е - водопад, Ж - устье,

3 - бассейн, И - дельта, К - русло.

Вопросы:

1. Mecтo, где начинается река.

#1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую

реку.

#1059;глубление в речной долине, по которому река

течет постоянно.

4. Река со всеми притоками и притоками притоков.

5. Поток воды, текущий в углублении, называемом

руслом.

1

2

3

4

5

1 задание

I. Выполните самостоятельную работу по теме «Речная

система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты

ответов, определите правильный ответ. Напротив

номера вопроса запишите букву, которая

соответствует правильному ответу.

Ответы: А - исток, Б - речная система,

В - река, Г- водораздел, Д - озеро,

Е - водопад, Ж - устье,

3 - бассейн, И - дельта, К - русло.

Вопросы:

1. Mecтo, где начинается река.

#1052;есто впадения реки в море, озеро или в другую

реку.

#1059;глубление в речной долине, по которому река

течет постоянно.

4. Река со всеми притоками и притоками притоков.

5. Поток воды, текущий в углублении, называемом

руслом.

1

2

3

4

5

Закрепление

#1055;родолжи предложение, используя статистические таблицы

А) Самое большое по площади озеро ________________

Б) Самое мелководное озеро _______________

В) Самое длинное озеро __________________

Г) Почти все крупные озера Африки находятся в ______________________ на Восточно-Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют _____________________________________.

Статистические данные по озерам Африки:

Наименование озера

Площадь

Глубина

Длина

1

оз. Виктория

68 000 км²

40-80 м

320 км

2

оз. Чад

1350 км²

2-11 м

650 км

3

оз. Ньяса

29 600 км²

292-706м

560 км

4.

оз. Танганьика

32900 км²

570 –1470 м

676 км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии (7 класс) на тему: "Номенклатура Африки"

Аннимационную презентацию " Номенклатура Африки" можно использовать при проверке знаний  при изучении  материка Африка по темам : "  ГП материка:Крайние точки материка, береговая линия"...

Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».

Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...

Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».

Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Разработка урока по географии по теме: Географическое положение исследование Африки

Урок на тему: Географическое положение и исследование АфрикиУчебник Коринская В.А., И.В.Душина, В.А. Щенев, "  География материков и океанов"Цель урока: направлена на формирование учебнй мотиваци...