Рабочая программа по географии. Профессия "Машинст локомотива"
рабочая программа по географии

Ретенгер  Анна  Андреевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud_geografiya_2.docx85.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Забайкальский транспортный техникум»

«Утверждаю»

Зам. директора по УПР

___________ О.Н. Куткина

 «10» февраля 2023 года

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07ГЕОГРАФИЯ

по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива

Чита, 2023

Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский транспортный техникум».

Разработчик:

1. Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».

Рассмотрено на заседании Методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский транспортный техникум».

Протокол заседания методической комиссии № 5 от «02» февраля 2023 г.

Лист актуализации программы

Дата обновления

Содержание обновления

Ответственный

за обновление

Программа разработана  в   соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259) на основе примерной программы, предназначенной для получения географии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий технического профиля.

Авторы:

Е.В. Баранчиков, преподаватель кафедры экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета, к. географ. н., доцент.

Программа может использоваться другими профессиональными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).

Программа адаптирована: Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

5.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

23

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259) и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива, входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу;

ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Планируемые результаты освоения дисциплины

Код и наименование формируемых компетенций

Общие:

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

 а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;

- освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:

различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

- владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации

информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

- освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения;

- сформировать умения находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

 В области духовно-нравственного воспитания:

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

- освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

Основное содержание

34

в том числе:

практические занятия

5

контрольная работа

2

Прикладной модуль

7

в том числе:

-

практические занятия

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

подготовка сообщений

5

подготовка рефератов

11

создание презентаций

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Введение

1

Введение

Основное содержание

1

2

ОК1

ОК 02

Теоретическое обучение:

1.

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. Источники географической информации

1

Раздел 1. Общая характеристика мира

42

Тема 1.1. Современная политическая карта мира

Основное содержание

3

2

ОК 02

ОК 04

ОК 09

Теоретическое обучение:

2

1.

Многообразие стран современного мира. Международные отношения и политическая карта мира. Государственный строй стран мира

Практические занятия

Практическая работа № 1. Ознакомление с политической картой мира

1

3

Самостоятельная работа обучающихся №1.

Сообщение на тему: «Новейшие изменения политической карты мира»

5

Тема 1.2. География мировых природных

ресурсов

Основное содержание

3

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Теоретическое обучение:

1

1.

Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов

Практические занятия

2

1

Практическая работа № 2. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира»

3

Тема 1.3. География населения мира

Основное содержание

3

2

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

1.

Численность и воспроизводство населения мира. Состав населения

2.

Размещение и миграции населения. Городское и сельское население. Географический диктант «Крупнейшие по численности города мира»

2

Практические занятия

1

Практическая работа № 3. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах мира

1

3

Тема 1.4. Мировое хозяйство

Основное содержание

28

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ПК 2.1

ПК 2.2

Теоретическое обучение:

1.

Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. Горнодобывающая промышленность

6

2.

Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение

2

3.

География сельского хозяйства и рыболовства. Лесное хозяйство и лесозаготовка

1

4.

Топливно-энергетический комплекс мира. Химическая промышленность

2

Профессионально-ориентированное содержание:

5

1.

География транспорта как отрасль социально-экономической географии. Виды транспорта

2

1

2.

География железнодорожного  транспорта

2

Практические занятия

1

2

1.

Практическая работа № 4. «География железнодорожного транспорта мира»

1

Контрольная работа № 1

1

Самостоятельная работа обучающихся №2.

Презентация на тему: «Развитие железнодорожного транспорта в условиях научно-технической революции»

Самостоятельная работа обучающихся №3

Реферат «География железнодорожного транспорта»

16

Раздел 2. Региональная характеристика мира

15

Тема 2.1. Зарубежная Европа

Основное содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

2

1.

Географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство Зарубежной Европы

2.

Федеративная Республика Германия

2

Тема 2.2. Зарубежная Азия

Основное содержание

3

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

3

1.

Общая характеристика Зарубежной Азии

2.

Китай: пути экономического и социального преобразования

2

Тема 2.3. Африка

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

2

1.

Общая характеристика Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента.

2

Тема 2.4. Америка

Основное содержание

4

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

1.

Общая характеристика Северной Америки. США

4

2.

Общая характеристика Латинской Америки. Бразилия

2

Тема 2.5. Австралия и Океания

Основное содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

2

1.

Австралия и Океания

Тема 2.6. Россия в современном мире

Основное содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

Теоретическое обучение:

2

1.

Россия на политической карте мира

2.

Современное хозяйство России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда

2

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

4

Тема 3.1. Классификация глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

ПК 2.2

Теоретическое обучение:

1.

Глобальные проблемы человечества. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития

1

1

Профессионально-ориентированное содержание:

2

1.

Экология железнодорожного транспорта

2

2

Контрольная работа № 2

1

Всего

62

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «География».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебники;        

- доска;

- таблицы;

карты

- методические пособия для кабинета географии.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баранчиков Е.В. География: учебник для студ.учреждений проф.образования – М.: Издательский центр «Академия», 2019.-320с.

Дополнительные источники:

1.Атлас. Экономическая и социальная география мира (обновлённый). 10 класс. ООО «Новосибирская картографическая фирма», 2015.

Интернет-ресурсы:

1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

2.https://www.rgo.ru/ru- сайт Русского Географического общества

3.https://rosstat.gov.ru/- Федеральная служба государственной статистики

4.www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

5. https://nationalatlas.ru/- Национальный атлас России

6. https://www.krugosvet.ru/- Энциклопедия Кругосвет. Справочник по странам мира и регионам

7.https://unstats.un.org/unsd/- Статистическая база данных ООН

8.http://geo.historic.ru- страны мира: географический справочник

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01

Введение

Р.1. Темы: 1.2, 1.3, 1.4

Р.2. Темы: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1

Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

Оценка выполнения контрольной работы №1

Оценка выполнения географического диктанта

ОК 02

Введение

Р.1. Темы: 1.1, 1.2, 1.4

Р.2. Темы: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1

Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

Оценка выполнения самостоятельных работ №1,2,3

ОК 03

Р.1. Темы: 1.2, 1.4

Р.2. Темы: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1

Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

Оценка выполнения контрольной работы №2

Оценка выполнения самостоятельных работ №1,2,3

ОК 04

Р.1. Темы: 1.1, 1.4, 3.1

 Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

ОК 05

Р.1. Темы: 1.2

Р.3. Темы: 3.1

Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

Оценка выполнения самостоятельных работ №1,2,3

Оценка выполнения контрольной работы №1,

ОК 06

Р.1. Темы: 1.2

Р.3. Темы: 3.1

Оценка выполнения контрольной работы №2

ОК 07

Р.1. Темы: 1.2

Р.3. Темы: 3.1

Оценка выполнения контрольной работы №1, 2

ОК 09

Р.1. Темы: 1.1

Выполнение и защита практических работ №1,2,3,4,5

ПК 2.1

Р.1. Темы: 1.4

Р.3. Темы: 3.1

Выполнение и защита практической работы № 4

Оценка выполнения самостоятельных работ № 2,3

ПК 2.2

Р.1. Темы: 1.4

Р.3. Темы: 3.1

Выполнение и защита практической работы № 4

Оценка выполнения самостоятельных работ № 2,3

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне  учебных действий)

Введение

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название   традиционных   и   новых   источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

Современная политическая карта мира

Умение показывать на карте различные страны

мира. Умение приводить примеры и характеризовать

современные межгосударственные конфликты в

различных регионах мира.  Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их  социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-

экономического развития.

География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации

хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными видами

природных ресурсов отдельных регионов и стран

мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи  различных  видов  минеральных

ресурсов. Умение называть основные направления

использования ресурсов Мирового океана.

География населения мира

Умение   называть   мировую   десятку   стран   с наибольшей численностью населения. Выделение

различных типов   воспроизводства

населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества

жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и

наиболее разнородным расовым, этническим  и

религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и

наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений   и   причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное

Географическое разделение труда», «международная

специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-

технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить  примеры  отраслей  различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее  отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

Мировое хозяйство

Выделение характерных черт «зеленой революции».

Умение приводить примеры стран, являющихся

ведущими мировыми производителями различных

видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся  ведущими

Мировыми производителями различных   видов

минерального сырья. Умение показывать на  карте  и  характеризовать основные горнопромышленные

и сельскохозяйственные районы мира.

Умение приводить примеры стран, основная часть

электроэнергии   в   которых   производится   на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны,  являющиеся  ведущими

мировыми производителями черных и цветных

металлов. Выделение стран с наиболее высоким  уровнем развития машиностроения. Умение называть страны,  являющиеся  ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных   судов,   серной   кислоты,   пластмасс, химических волокон,

синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и

тканей.

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение  приводить  примеры  стран,  обладающих

наибольшей  протяженностью  и  плотностью  сети

железных и автомобильных дорог.

Умение  называть  крупнейшие  мировые  торговые

порты и аэропорты, объяснять их распределение по

регионам и странам мира. Умение  показывать  на  карте  и  характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих

мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

Зарубежная Европа

Умение  показывать  на  карте  различные  страны

Зарубежной Европы. Сопоставление   стран   Зарубежной   Европы   по площади   территории,   численности   населения   и уровню экономического развития. Умение   приводить   примеры   стран   Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение  называть  страны  Зарубежной  Европы  с наибольшими и наименьшими значениями

естественного прироста населения, средней

плотности населения и доли городского населения.

Умение  показывать  на  карте  и  характеризовать

крупнейшие   города   и   городские   агломерации,

основные промышленные и сельскохозяйственные

районы Зарубежной Европы. Умение объяснять

особенности территориальной структуры хозяйства Германии

Зарубежная Азия

Умение  показывать  на  карте  различные  страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории,   численности   населения   и   уровню экономического развития. Умение определять

ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение   называть   страны   Зарубежной   Азии   с

наибольшими и наименьшими значениямиестественного прироста  населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с   однородным   и   разнородным   этническим   и религиозным составом населения.

Умение  показывать  на  карте  и  характеризовать

крупнейшие   города   и   городские   агломерации,

основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Китая.

Африка

Умение  показывать  на  карте  различные  страны

Африки. Умение   называть   страны   Африки,   обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение  показывать  на  карте  и  характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

Америка

Умение   объяснять   природные,   исторические   и

экономические   особенности развития   Северной

Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады,умение показывать на картеи характеризовать ее крупнейшие   промышленные   центры,   основные горнопромышленные и сельскохозяйственные

районы. Умение  объяснять  особенности  расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение  показывать  на  карте  и  характеризовать

крупнейшие городские агломерации, мегалополисы,

основные  промышленные  и сельскохозяйственные

районы США.

Умение показывать на карте различные страны

Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать

крупнейшие промышленные центры, основные

горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии

Австралия и Океания

Умение объяснять природные и исторические

особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

Классификация глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой,

энергетической, демографической,

продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

Приложение

К1 – критерии оценки контрольной работы (в форме теста, географического диктанта):

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

К2 - критерии оценки практической работы

Отметка «5» ставится, если студент:

1. Правильно определил цель работы.

2. Выполнил работу в полном объеме.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил необходимое оборудование.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.

Отметка «4» ставится, в случаях, если:

1. студент проводил работу в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. допущено два-три недочета.

3.работа выполнена не полностью.

5.в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если:

 1. Студент правильно определил цель, работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2. В ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.Работа проводится в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.

Отметка «2» ставится, если:

1. Студент не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование

2. Измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...