Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс)
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «География»
для 5-9 классов, 2023-2024 уч.г.
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Для реализации данной программы используется:
Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2019 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 (Полярная звезда), География 8 класс.: учебник линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, «Просвещение», 2021. Географии 9 класс. Автор _А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
Содержание учебного предмета «География» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы ОУ через курс «География. Землеведение. 5- 6 классы», курс «География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс», курс «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 – 9 класс, курс «География России программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «География» является приоритетным для формирования следующих УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «География» способствует дальнейшему формированию ИКТ- компетентности обучающихся.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география - единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.
Основные цели изучения географии в школе:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Место предмета в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.
На изучение географии в 5 – 6 классах отводится по 34 часов (1 час в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч) в неделю.
Тематическое распределение часов в 5 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов
|
1 | ВведениеГеография - наука о планете Земля | 2 |
2 | Раздел 1. История географических открытий | 7 |
3 | Раздел 2. Изображения земной поверхности | 10 |
4 | Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы | 4 |
5 | Раздел 4. Оболочки Земли | 7 |
6 | Раздел 5. Заключение | 1 |
7 | Резервное время | 3 |
Итого: |
| 34 |
| Практические работы | 10 |
| Контрольные работы | 3 |
Тематическое распределение часов в 6 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Гидросфера | 9 |
3 | Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 |
4 | Раздел 3. Биосфера – оболочка жизни | 5 |
5 | Раздел 4. Географическая оболочка | 4 |
6 | Резерв | 5 |
Итого: |
| 34 |
| Практические работы | 7 |
| Контрольные работы | 3 |
Тематическое распределение часов в 8 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Раздел 1. Географическое пространство России | 11 |
2 | Раздел 2. Природа России | 40 |
3 | Раздел 3. Население России | 11 |
4 | Раздел 4. Резервное время | 6 |
Итого: |
| 68 |
| Практические работы | 17 |
| Контрольные работы | 3 |
Тематическое распределение часов в 7 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Раздел 1.Главные закономерности природы Земли | 20 |
2 | Раздел 2. Человечество на Земле | 7 |
3 | Раздел 3. Материки и страны | 36 |
4 | Раздел 4. Резервное время | 5 |
Итого: |
| 68 |
| Практические работы | 19 |
| Контрольные работы | 3 |
Тематическое распределение часов в 9 классе
№ п/п | Раздел, темы | Количество часов |
1 | Хозяйство России. | 28 |
2 | Регионы России | 30 |
3 | Россия в современном мире | 2 |
4 | Резервное время | 8 |
Итого: |
| 68 |
| Практические работы | 14 |
| Контрольные работы | 4 |
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения предмет
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
УМК по географии под редакцией А.И. Алексеева
- Программа основного общего образования по географии.5-9 классы.
1. География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2019 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др.
2. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций./ (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.) – М.: Просвещение, 2020 (Полярная звезда)
3. География 8 класс.: учебник линии «Полярная звезда»под редакцией А.И. Алексеева, В.В.Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, «Просвещение», 2021.
4. География. 9 класс, авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_-9kl.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
#1055;ланируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
#1057;одержание учебного предмета «География»
- Тема 1. Наука география (3 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. Учебные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
• География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия: плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор. Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на « Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия: мировой океан, море, залив, пролив; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая )болочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера а биосфера.
Учебные понятия: природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
3. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности. 5 класс
№ урока | Дата проведения по плану | Фактически | Тема урока | Примечание | |
I четверть Тема «Наука география» 3часа | |||||
1. | Что такое география | ||||
2. | Методы географических исследований | ||||
3. | Организация наблюдений за природой | Практическая работа 1. Наблюдение за природой. | |||
Тема «Земля как планета» 5 часов | |||||
4. | От плоской Земли к Земному шару | ||||
5. | Форма, размеры, движение Земли | ||||
6. | Глобус и карта | ||||
7. | Ориентирование на местности | ||||
8. 9. | Ориентирование по компасу Практическая работа 2. Определить азимут | Практическая работа 2. Определить азимут | |||
II четверть Тема «История географических открытий» | |||||
10. | Путешественники каменного века | ||||
11. | Путешественники древности | ||||
12. | Путешествия морских народов | ||||
13. | Первые европейцы на краю Азии | ||||
14. | Хождение за три моря | ||||
15. | Морской путь в Индию | ||||
16. | Открытие Америки | ||||
IIIчетверть | |||||
17. | Открытие Южного материка | ||||
18. | Русские путешественники | ||||
19. 20. | Русское кругосветное путешествие | ||||
21. | Итоговый урок по теме | Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте путешествий | |||
22. | Мировой океан и его части | ||||
23. | Значение Мирового океана | ||||
24. | Путешествие по Евразии | ||||
25. | Практическая работа 4. Обозначение на контурной карте частей Мирового океана | ||||
26. | Путешествие по Африке | ||||
27. | Путешествие по Северной Америке | ||||
28. | Путешествие по Южной Америке | ||||
29. | Путешествие по Австралии | ||||
30. | Практическая работа 5. Обозначение на контурных картах крупных государств | ||||
31. | Путешествие по Антарктиде | ||||
32. | Практическая работа 6. Сочинение-путешествие по материку (по выбору) | ||||
Тема « Природа Земли» | |||||
33. | Что такое природа | ||||
34. | Оболочки Земли | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...