Оболочки Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Разработка урока для 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obolochki_zemli.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Фатьянова Валентина Александровна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ» Школа №185»

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественные науки

География

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия учебников «Полярная звезда»

Цели учебного занятия (согласно ПРП)

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе решения географических задач, формирование способностей поиска географической информации для объяснения причин, закономерностей географической оболочки, формирования геогр. знаний и умений, необходимых для объяснения сущности, происходящих в географической оболочки процессов и явлений и их следствий

Тематический блок, тема (согласно ПРП)

Географическая оболочка. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия

Основное содержание (согласно ПРП)

Целостность, ритмичность, зональность : в чем выражается, причины, значение и их географические следствия

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) (согласно ПРП)

Фронтальная, групповая

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Целостность, ритмичность, зональность, географические следствия

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

2 урок темы «Географическая оболочка»

Учебная задача занятия

  • Открыть способ …
  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть теоретическими знаниями в области понятия Географическая оболочка и ее свойств и способами его прикладного использования( значение свойств географической оболочки для жизни и хозяйственной деятельности людей)

Создать условия, при которых ученик продолжит учиться анализировать , устанавливать причинно – следственные связи

Вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения (согласно ПРП)

Базовый уровень(«обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Углубленный уровень

Предметный результат (цель – предмет)

Обучающиеся научатся определять закономерности географической оболочки, в чем они выражаются, в чем причины и значение для человека

Обучающиеся получат возможность развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и объяснять их смысл, составлять таблицы

Метапредметный результат (цель – способ)

Обучающиеся откроют способ отличать причину от следствия

Обучающиеся получат возможность вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, делать выводы

Познавательные

Обучающиеся будут совершенствовать умение везти самостоятельный поиск, анализ

Осуществят преобразование и оформление информации

Регулятивные

Обучающиеся будут совершенствовать умение ставить цели, планировать работу

Вести самостоятельный поиск причин и закономерностей географической оболочки

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать взаимодействие в группах

Слышать и слушать друг друга

Личностный результат (цель – ценность)

Обучающиеся сформируют представление о значимости географических знаний в оценке закономерностей географической оболочки

Обучающиеся получат возможность для формирования целостного взгляда на окружающий мир

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся 7 класса имеют опыт устанавливать причинно – следственные связи на примере других оболочек Земли

Знают о влиянии климата на растительный и животный мир, почвенный покров, о понижении температуры с высотой

Могут определять приспособленность человека к меняющимся природным условиям

Могут сравнивать географические пояса Земли

Могут оценивать действия, направленные на рациональное и нерациональное воздействие человека на природу

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Таблицы, которые позволят оценить умение устанавливать причинно -следственные связи

Овладение способом отличать причину от следствия

Фронтальная беседа, которая позволит проверить умение вести диалог, выдвигать версии решения проблем

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Закономерности

Причины

В чем выражается

Значение для людей

Целостность

Взаимодействие компонентов посредством круговоротов веществ и энергии

В существовании природных комплексов

Предвидение последствий воздействия на природу

Ритмичность

Осевое и орбитальное движение Земли

Изменение солнечной активности

Геологические процессы

Смена дня и ночи, времен года

Вспышки на солнце

Геологические циклы

В приспособленности к различным ритмам, в развитии хозяйства

Зональность(широтная)

Неравномерность поступления тепла и света из-за шарообразности Земли, неравномерность увлажнения

В существовании природных зон

В приспособленности к климату( пища, одежда, жилье), в развитии хозяйства

Азональность

Рельеф(наличие гор)

В высотных поясах

В приспособленности к жизни в горах

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса (учителя)

Основная литература

Дополнительная литература

Цифровые образовательные и сети Интернет - ресурсы

Учебник линии «Полярная звезда»

Неклюкова Н.П. «Общее землеведение: биосфера, географическая оболочка», 1975

Косыгин Ю.А. «Человек и земля» «Наука», 2002

https://m.edsoo.ru/7f416c48

Обязательные учебные материалы ученика

Параграф учебника, тетрадь, атлас9 карта природных зон

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса    компьютер, проектор,

Учебное оборудование

Карта, презентация

Оборудование для проведения лабораторных, практических работ, демонстраций

Дорожная карта (ход) учебного занятия

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1.3. Создание проблемной ситуации

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Проектирование оценочных материалов

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Добрый день. Я улыбаюсь вам и вы улыбнитесь мне. Это позволит плодотворно работать на уроке.

Приветствуют учителя улыбкой.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

На Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды трех слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это?» Один обхватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это веревка!». Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый из них рассматривал и пытался узнать только отдельную его часть. Даже обменявшись полученными впечатлениями, они не смогли бы «сложить» веревку, змею и колонну и дать правильный ответ на поставленный вопрос.

Так же как невозможно узнать слона, рассматривая разные его органы по отдельности, нельзя понять и устройство окружающего нас мира, изучая его по частям

Слушают, соглашаются.

1.3. Создание проблемной ситуации

Фронтальная беседа.

- Что такое Геогр. оболочка?

Приведите примеры взаимосвязей в ней. Каким образом они осуществляются?

- Можно ли сказать, что геогр. оболочка целостна?

Это одно из свойств этой оболочки.

Приведите примеры ритмов на земле

Т.о, мы можем сказать, что еще одним свойством является ритмичность.

Как распределяется тепло и свет по поверхности?

Как распределяется влага?

Как изменяется природа вслед за изменением тепла и влаги?

Т.е. изменяется ПК в целом. Формируются природные зоны и мы можем сказать, что зональность еще одно свойство ГО.

Сегодня мы будем изучать эти свойства

Отвечают на вопросы

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

_Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Формируют цель: исследовать свойства географ. оболочки

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Распределяет класс на 4 группы. Каждая из них исследует одно из свойств. Зональность разделяет между двумя группами. Одна из них исследует зональность, другая азональность.

Приступают к исследованию, заполняют таблицу.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Заслушивает ответы учащихся, корректирует наводящими вопросами

Аргументируют свои ответы

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Делает вывод о том, что свойства ГО являются важнейшими закономерностями.

Сообщают о том, как человек может использовать эти закономерности в своей жизни.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учебная задача . В романе А.Кларка «2065: Космическая одиссея 3» описывается, как в результате вмешательства извне Юпитер вспыхивает и становится второй солнечной системой. Как следствие на Земле практически исчезает ночь. Автор отмечает, что этим обстоятельством, остались крайне недовольны воры и влюбленные. А какие последствия могла оказать на остальных обитателей Земли подобная катастрофа?

Отвечают

вымирание или угнетение всех живых существ, чей образ жизни связан с ночным временем; прекращение всех процессов, связанных с исчезновением времен года; повышение активности фотосинтеза повышение температуры воздуха.)

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Предлагает участвовать в рефлексии:

- Сегодня я узнал…

- Я знаю как…

- Я знаю зачем

Участвуют в рефлексии

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме географические оболочки Земли 7класс

Обобщение по теме географические оболочки тест...

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли". ...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли". ...

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....

Электронный тест."Оболочки Земли". Природоведение. 5 класс.

Представляю электронный тест "Оболочки Земли", для компьютерной проверки знаний из курса "Природоведение. 5 класс". Тест создан в программе "easyQuizzy" и представляет собой файл "exe.",что не предпол...