Урок по географии 10 кл География промышленности
план-конспект урока по географии (10 класс)
Урок-изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_10_klass.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок географии в 10 классе.
Тема: « География промышленности».
Цели:
Образовательная: Создание условий для осознания и осмысления знаний о промышленности как ведущей отрасли материального производства;
Развивающая: Создание условий для развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления;
Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма урока: проблемно-диалоговое обучение
Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал.
Урок по технологии развития критического мышления.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация. (Регулятивные и личностные УУД)
Вступительное слово учителя
- Сегодня мы начинаем изучение нового важного раздела в социально – экономической географии - «География отраслей мирового хозяйства». Как вы считаете, в чем важность для нас изучения этого раздела?
- Тема первого вводного урока этого раздела «География промышленности». Определите цели сегодняшнего урока, какой блок знаний вы должны приобрести сегодня на уроке?
Обобщение учителя: Надеюсь, что вы сегодня успешно справитесь со всеми видами заданий, учебными вопросами и ответим на главный проблемный вопрос урока «Какие изменения произошли в географии промышленности за последние 100 лет?»
- Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к плану урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы:
План урока:
- Место промышленности в экономике мира.
- Сдвиги структуры промышленности под влиянием НТР.
- Лидеры НТП в мире.
- Территориальная структура мировой промышленности.
- Факторы, определяющие размещение отраслей промышленности.
- Первичное усвоение материала. (Познавательные УУД)
- Место промышленности в экономике мира (вступительное слово учителя).
Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. На нее приходится значительная часть всех затрат, всех научных исследований и разработок. Промышленные изделия лидируют в мировой торговле. В этой отрасли во всем мире занято 500 млн. человек.
- Что можно сказать о темпах развития мировой промышленности, используя данные таблицы 20 на стр 391?
За последнее столетие промышленное производство возросло более чем в 50 раз, причем ¾ этого прироста приходится на вторую половину 20 века.
- С чем это связано?
Таблица 1 «Периодизация развития промышленности мира».
Вывод: Что является двигателем развития промышленности?
- Как же это повлияло на классификацию отраслей промышленности и сдвиги в ее структуре. Составим кластер.
Задание: Обозначьте возрастание ( + ) или снижение ( - ) роли данного производства.
1группа: По видам продукции. В чем разница между структурой промышленности экономически развитых и развивающихся стран?
Назовите лидеров НТР в мире.
2 группа: По времени возникновения: Какие отрасли, на ваш взгляд, являются перспективными? Какие важными? Назовите лидеров НТР в мире.
- В чем роль новейших наукоемких производств?
Вывод: В эпоху НТР важные изменения происходят и в отраслевой структуре промышленности: уменьшается доля добывающих и растет доля обрабатывающих отраслей, в обрабатывающей промышленности наибольшее значение приобрели наукоемкие производства, связанные прежде всего с развитием машиностроения и химической промышленности.
- Какие отрасли промышленности являются ведущими в мировой экономике? Почему?
Машиностроение
Химическая промышленность
Электроэнергетика
- Осознание и осмысление учебной информации.
Сдвиги в структуре промышленности под влиянием НТР
Вывод: Основные сдвиги в отраслевой структуре промышленности связаны с уменьшением доли старых и увеличением доли новейших отраслей. Территориальные пропорции в отраслевой структуре также видоизменяются.
Территориальная классификация промышленности.
Изменения наступили и в географии промышленности мира. Они связаны в первую очередь с меняющимся соотношением между странами Севера и Юга. Доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве выросла с 5 % в 1950г. до 15-17 % в середине 90-х годов. Тем не менее, ведущие позиции остаются за экономически развитыми странами.
Задание: Докажите или опровергните мое высказывание (работа в группе).
Территориальную структуру мировой промышленности в первую очередь определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более 100. По числу таких районов наиболее выделяются Зарубежная Европа, Сев.Америка, СНГ, Восточная Азия, но они также есть в Южной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке, в Австралии, в Африке.
В наше время появилась целая сеть городов, для которых НИОКР (научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки) являются ведущей функцией. Это научно – технические и научно-исследовательские парки, технологические парки, технополисы.
В США технопарки появились в конце 1940-х, в начале 1970-х – в Западной Европе (в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Австрии, Бельгии, Финляндии, Италии).
Вывод: Надо иметь также в виду, что страны Севера занимают внеконкурентное первое место по выпуску продукции наукоемких отраслей, тогда как в странах Юга (за исключением новых индустриальных и трех ключевых развивающихся стран) преобладают отрасли горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В странах Севера расположено и большинство промышленных районов мира, определяющих территориальную структуру мирового хозяйства. В странах Юга резко преобладают промышленные районы с ведущей ролью горнодобывающих производств.
- Какие же страны являются лидерами мирового промышленного производства? (стр 392, таблица 21)
таблица «Десять стран лидирующих в промышленном производстве мира»
Факторы размещения промышленности
- Прежде чем приступить к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства, давайте вспомним факторы размещения производительных сил.
Факторы старые:
- фактор территории,
- фактор ЭГП,
- природно-ресурсный,
- транспортный,
- фактор трудовых ресурсов,
- фактор территориальной концентрации.
Факторы новые:
- фактор наукоемкости,
- экологический фактор.
- Первичное закрепление учебного материала.
Давайте подведем итог нашему занятию. Давайте вспомним поэтапно, что мы делали сегодня на уроке? На все ли вопроса плана мы ответили? Тогда давайте ответим на наш главный вопрос: Какие изменения в географии промышленности произошли за последние 100 лет?
- Уменьшается доля добывающих и растет доля обрабатывающих отраслей.
- В обрабатывающей промышленности наибольшее значение приобретают наукоемкие производства.
- Страны Севера занимают внеконкурентное первое место по выпуску продукции наукоемких отраслей.
- В странах Севера расположено и большинство промышленных районов мира, определяющих территориальную структуру мирового хозяйства.
- Наблюдается явно выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноемких производств - из менее развитых в более развитые.
- Информация о домашнем задании.
Индивидуальные карточки – задания по теме «ТЭК мира».
- Рефлексия. Оценка работы в группе и самооценка.
Классификация отраслей промышленности и сдвиги в ее структуре.
По видам продукции.
По степени внедрения достижений НТР:
добывающая
?
Наукоемкие:
?
По времени возникновения:
Старые
?
?
Страны-лидеры по внедрению достижений НТР:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."
Класс. 11 (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема. Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...
интегрированный урок по химии и географии: "Химическая промышленность. Производство удобрений"
Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу....
Интегрированный урок по химии и географии. Химическая промышленность.
Обобщение и углубление знания о химической промышленности на примере производства серной кислоты....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «География » Тема: «Лесная промышленность»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо предмету «География »Тема: «Лесная промышленность» Учитель географии: Фунтова Ирина Васильевна...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"
Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...