Природные условия и ресурсы
план-конспект урока по географии (8 класс)

Штучкина Наталья Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика 

Штучкина Наталья Ивановна

Место работы

МБОУ «Липовская основная школа» Рославльский район

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 2. Природа России

Тема урока 

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

Метапредметные: проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; владеть способами самоконтроля и рефлексии;

Предметные: применять понятия «природные условия», «природные ресурсы», «классификация» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): природные условия, природные ресурсы, национальное богатство, окружающая среда, природно-ресурсный капитал, Всемирное природное и культурное наследие

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): Учебник География 8 класс, физическая карта России,  карточки, раздаточный материал, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f410

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Создание условий для обучающихся «для покорения новых вершин знаний», вызвать интерес к уроку, к деятельности («хочу») подвести обучающихся к осознанию важности и необходимости нового знания («надо») установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Создание условий для внутренней потребности к открытию новых знаний и умений: вспомнили, что они уже умеют и знают по данной теме; активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение; при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

   Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации:

сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить выбрали способ построения нового знания (как?)

Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

1. Индивидуальная работа - составление схемы «Природные условия» (работа с текстом учебника)

2. Групповая работа – найти в тексте учебника и заполнить таблицу: первый ученик – национальное богатство, второй ученик – природные ресурсы, третий ученик – Всемирное природное и культурное наследие

3. Коллективная работа - изучение условных знаков (работа с настенной контурной картой – обозначение объектов Всемирного наследия)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

 «Проверь себя»

Ответь на вопросы:

1. Какими природными ресурсами обладает наша страна?

2. По каким видам ресурсов Россия имеет преимущество в мире?

3. Какие виды ресурсов в России ограничены?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний,  довести его до уровня автоматизированного навыка, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Выполнение заданий

1. Замените словесные названия полезных ископаемых условными знаками.

Учебник стр. 31, таблица

2. Составить чайнворд «Природные ресурсы»

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

1. Изобразите полезные ископаемые Смоленщины с помощью условных знаков.

2. Напишите эссе «Что я могу сделать для сохранения природного и культурного наследия нашей местности»

Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа с текстом

Прочитайте текст и объясните, почему запрещение указанных видов деятельности обеспечивает сохранение пещер «Каменные сараи».

Пещеры «Каменные сараи» расположены на северном склоне долины правого истока р. Томузловка на Прикалаусских высотах, в 4 км западнее окраины с. Александровское Ставропольского края. Они возникли в толще неогеновых известковых песчаников, образующих уступ длиной около 300 м.

В 1961 г. образован памятник природы краевого значения «Пещеры «Каменные сараи». Кроме того, территория памятника природы включена в границы государственного природного заказника краевого значения «Александровский», образованного в 2001 г.

На территории природоохранной зоны заказника в том числе запрещаются:

1) распашка земель;

2) выпас, прогон и водопой сельскохозяйственных животных;

3) проведение гидромелиоративных и ирригационных работ.

(По материалам интернет-источников)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

1. Закончить заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

2. Назовите слова, которые вы узнали сегодня.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Создание условий для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f410

Учебник параграф 9, стр.33 задание 6.

Сделайте карточки полезных ископаемых Смоленщины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...

Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"

Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...

Центральная Россия (ЭГП, природные условия и ресурсы)

Цел            Цель урока: -Дать знания о составе, особенностях ЭГП района...

Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы.

Урок знакомит обучающихся с составом района, оценкой его ЭГП, формирует умение работать с различными источниками географической информации....