Учебно–методическое пособие. Олимпиадные задания по географии. 6 класс. Муниципальный этап.
олимпиадные задания по географии (6 класс)

Карлова Валентина Константиновна

Методический материал предназначен для проведения предметной олимпиады по географии среди 6-х классов муниципального уровня.  Методическое пособие включает задания тестового и теоретического туров, а также ключи для проверки заданий. Материал будет полезен для учителей географии в организации проведения олимпиад среди школ муниципального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского округа Иркутской области

Учебно–методическое пособие

Олимпиадные задания по географии. 6 класс.

 Муниципальный этап.

Составитель:

Карлова Валентина Константиновна,

учитель географии.

2024 г.

Основными задачами проведения школьного и муниципального этапов ВсОШ по географии являются:

  стимулирование интереса учащихся к географии, в том числе к научно исследовательской деятельности;

  выявление и развитие у обучающихся творческих способностей в области географии;

 формирование мотивации к самостоятельному приобретению систематических знаний в области географии;

 отбор обучающихся, которые будут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

 повышение качества географического образования

Содержание:

  1. Тестовый тур.
  2. Теоретический тур
  3. Для жюри Ключ. Тестовые задания
  4. Для жюри. Критерии оценивания заданий теоретического тура.

ТЕСТОВЫЙ ТУР .  6 КАССЫ

1.  Основателем науки география является:

А) Эратосфен;             

Б)  К. Птолемей;      

В) Аристотель; 

Г) А. Самосский.

2.  Самые высокие горы мира:

А)  Кавказ; 

Б) Анды;

В)  Кунь-Лунь;  

Г)  Гималаи.

3.  Сопоставьте земную оболочку и ее характеристику

А)  литосфера;                           1)  оболочка жизни;

Б)  гидросфера;                           2) твердая или каменная оболочка земли;

В)  биосфера;                              3) воздушная оболочка;

Г)  атмосфера.                             4) водная оболочка.

4. Первое кругосветное путешествие совершил:
А) М. Поло;  

Б) Ф. Магеллан;    

В) Х. Колумб;        

Г) Ф. Беллинсгаузен.

5. Русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря». Какие?

А) Каспийское, Черное, Средиземное;
Б) Каспийское, Черное, Аравийское;

В) Адриатическое, Средиземное, Аравийское;
Г) Адриатическое, Средиземное, Азовское.

6.  Каким будет именованный масштаб, если численный – 1 : 5 000 000?
А) 1 см – 50 000 км;    

Б) 1 см – 500 км;      

В) 1 см – 5000 км;    

Г) 1 см – 50 км.

7.  Легкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты – 20° ю. ш. и 40 в. д. С берега, какого материка может быстрее подоспеть помощь?
А) Евразии;          

Б) Австралии;      

В) Африки;     

Г) Южной Америки.

8. Какой материк пересекают все меридианы?
А) Евразию;      

Б) Африку;    

В) Южную Америку;        

Г) Антарктиду.

9. Земной шар состоит из трёх частей: ядра, мантии и земной коры. Какая из частей самая тонкая?
А) ядро;    

Б) мантия;      

В) земная кора;         

Г) все одинаковой толщины.

10. Как называется прибор, используемый для определения силы землетрясения?

А) барометр;

В) термометр;

Б) сейсмограф;

Г) флюгер.

11. Какое кругосветное путешествие короче:

А) по  экватору;          

Б) 10°с.ш;.            

В) 50°с.ш;  

Г) 70°с.ш.

12. Какому океану Фернан Магеллан дал название:

А) Атлантическому;      

Б) Тихому;         

В) Индийскому;      

Г) Северному Ледовитому.

13. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?

А) на южном полюсе;      

Б)  на экваторе;  

В) на северном полюсе;      

Г) на полярном круге.

14. На какой широте расположен город, если расстояние от него до Северного полюса 400?

А) 500 с.ш.;

Б) 600  в.д.;

В) 400  с.ш.;

Г) 400  з.д..

15.  Длина экватора Земли составляет:
А) 40075,7 км;

Б) 6378 км;

В) 6357 км;

Г) 20033 км.

16. Восстановите из перечисленных слов правильную последовательность событий: (ответ запишите цифрами через запятую)

1)  выпадение осадков;

2)  испарение;

3)  солнечные лучи;

4)  прогревание земной поверхности;

5)  образование облаков.

17.  Расположите объекты по их географическому положению с запада на восток:

А) пустыня Сахара    

Б) Атлантический океан  

В) г. Анды    

Г) о. Новая Зеландия  

 

18. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом:

А) 23,5°;       

Б) 66,5°;           

В) 50°;

Г) 55,5°.

19. Песок и каменный уголь по  происхождению:

А) магматические

Б)  осадочные

В)  метаморфические

20. Какой океан самый молодой?

А) Северный Ледовитый

Б) Тихий

В) Атлантический

Г) Индийский

Максимум – 20 баллов.

КОД УЧАСТНИКА _____________

ТАБЛИЦА ДЛЯ ОТВЕТОВ

№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА. 6  КЛАССЫ

Задание  1

Определите названия географических объектов по описанию и расположите их с севера на юг, используя карты.

  1. Я соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части света.
  2. Я самая высокая вершина самого маленького материка.
  3. Через        меня проходят        все        меридианы Земли, и        первым меня        покорил норвежец.
  4. Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии (мыс)
  5. Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.
  6. А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы (залив)
  7. Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.

Номер описания

Название  географического  объекта

Номер описания с севера на юг

Максимальный балл – 16.

Задание 2

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах. Объясните исключение ошибочного объекта, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда. Ответы занесите в таблицу.

  1. Полярный круг – тропик – параллель – долгота – экватор.
  2. В. Беринг – Ф. Магеллан – Ф. Беллинсгаузен – Д. Кук – Д. Ливингстон.
  3. Гекла – Орисаба – Котопахи – Килиманджаро – Везувий.
  4. Броненосец – лама – ехидна – анаконда – шиншилла.

Номер ряда

Ошибка

в логическом ряду

Обоснование исключения

Ваш вариант

для продолжения логического ряда

1

2

3

4

Максимальный балл – 24.        

Задание 3.

Решите кроссворд в листе ответов.

По горизонтали:

  1. «… вода кипит, бурлит и клокочет. Вдруг раздается глухое, точно звериное рычание. Вода в воронке быстро поднимается и затем опять опускается. Это повторяется несколько раз подряд и притом все с большей силой; наконец, вода с оглушительным ревом подбрасывается вверх, и образуется огромный фонтан горячей воды в 80 метров высотой». Какое географическое явление описывается в этом отрывке?
  2. «По дороге мы встретили массу погибшей красноватой саранчи… С  продвижением на юг жара и духота делались ощутительнее. Слабое дуновение муссона слабо освежает горячий воздух; раскаленный воздух трепещет над  водяной пустыней». Какой географический объект (море) описывается в данном отрывке?
  3. «Неожиданность зрелища меня поразила меня. Высокие своды пропали в темноте; узорчатые, витые колонны целыми букетами поднимались кверху по стенам и углам … Бесчисленные сталактиты, вылившиеся во всевозможные формы, сверкают яркими блѐстками на чѐрном фоне неприглядной тьмы». Какой географический объект описан в этом отрывке?
  1. «Весь город был почти до основания разрушен. Земля гудела. Из огромных трещин шел

беспрерывный гром, раскаты которого оглушали людей и наводили ужас на них. Рушились дома. Звонили беспорядочно и дико колокола». Какое географическое явление описано в данном отрывке?

  1. «Я вышел на низкий берег моря. Это было в сумерки. С ворчанием входит вода в проходы между камней. Перегоняя друг друга, бегут волны на берег, расходятся всѐ шире и вздымаются выше. Одна за другой потонули дальние скалы. У самых моих ног плещутся воды». Какое  географическое явление описывается в этом отрывке?

  1. Дерево, которому посвящено одно из произведений А.С. Пушкина.

По вертикали:

  1. «… Уничтожение ледяного острова ускорит таяние Полярного океана. Бесконечно тѐплое лето будет стоять над Арктикой, пустынные каменные земли покроются девственными лесами…». Какой географический объект (остров) описывается в данном отрывке?
  2.         А теперь отгадайте загадку: «Я реке и друг и, и брат. Для людей трудится рад. Я машинами построен. Сократить пути могу. И от засухи, как воин, лес и поле берегу».
  1.         «Узкая тропинка то прижималась, то лепилась на узких уступах, круто падающих к реке, то пробиралась через груды скал и каменьев. Наконец тропинка исчезла на самом берегу стремительной реки, утѐсы падали к ней отвесной стеной с огромной высоты…». Какой географический объект описан в данном отрывке?
  2. Какая природная зона описывается в данном отрывке?

В телеге еду по холмам,

Порой для глаза нет границ,

 И все поля по сторонам,

А над полями стаи птиц.

Я еду день, я еду два,

И всѐ поля, поля, поля…

  1.         «Однажды, в ясный осенний день, посредине отлогой покатости горы вдруг появилась огромная трещина, которая стала заметно увеличиваться во все стороны. Трава на лугу свернулась. Через минуту вся почва была приподнята. В то же время вся верхняя часть горы начала скользить, сперва медленно, а потом всѐ с более возраставшей быстротой. Наводившее ужас явление распространялось с возрастающей силой». Какое географическое явление   описывается в данном отрывке?
  2. Любимое время года Татьяны Лариной в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

     7

Максимальный балл – 6 баллов

КЛЮЧ К ТЕСТУ. 6  КЛАССЫ

За каждый правильный ответ по отдельному вопросу назначается 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. В вопросе № 16 за каждую правильную последовательность назначается 0,25 балла.

№ вопроса

Ответ

1

А

2

Г

3

А2, Б4, В1, Г3

4

Б

5

Б

6

Г

7

В

8

Г

9

В

10

Б

11

Г

12

Б

13

В

14

А

15

А

16

34251

17

ВБАГ

18

Б

19

Б

20

В

ДЛЯ ЖЮРИ

ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА.  6  КЛАССЫ

Задание 1

    Определите названия географических объектов по описанию и расположите их с севера на юг, используя карты.

  1. Я  соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части  света.
  2. Я самая высокая вершина самого маленького материка.
  3. Через        меня проходят        все        меридианы Земли, и        первым меня        покорил            норвежец.
  4. Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии.
  5. Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.
  6. А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы.
  7. Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.

Номер

описания

Название географического объекта

Номер описания

с севера на юг

1.

Панамский канал

3

2.

гора Косцюшко

6

3.

Южный полюс

7

4.

мыс Дежнева

1

5.

Остров  Великобритания

2

6.

Гвинейский залив

  4

7.

озеро Виктория

5

За определение географического объекта – 2 балла.

За правильную последовательность с севера на юг – 2 балла. Если допущено 1–2 ошибки – 1 балл. Если более двух ошибок – 0 баллов.

Максимальный балл  – 16

Задание 2

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах. 

Объясните исключение ошибочного объекта. Ответы занесите в таблицу.

  1. Полярный круг – тропик – параллель – долгота – экватор.
  2. В. Беринг – Ф. Магеллан – Ф. Беллинсгаузен – Д. Кук – Д. Ливингстон.
  3. Гекла – Орисаба – Котопахи – Килиманджаро – Везувий.
  4. Пума – лама – кенгуру – анаконда – шиншилла.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Внимание: допускаются иные варианты ответов, не рассматриваемые в данной таблице, но имеющие верное обоснование!

Номер ряда

Ошибка

в логическом ряду

(3 балла за верный ответ)

Обоснование исключения (3 балла за верный ответ)

1

Долгота

Долгота – это географическая координата.  ВСЕ остальные термины

относятся к линиям градусной сетки.

2

Д. Ливингстон

Ливингстон был сухопутным путешественником. ВСЕ

остальные – мореплаватели.

3

Гекла

или

Гекла располагается на

острове. ВСЕ остальные

вулканы расположены на  материке.

Килиманджаро

Килиманджаро – потухший  вулкан. ВСЕ остальные –

действующие.

4

Кенгуру

Кенгуру обитает в Австралии.

ВСЕ остальные животные –

в Южной Америке.

Максимальный балл - 24

Задание 3.

1

1

г

е

й

з

е

р

2

р

4

5

2

к

р

а

с

н

о

е

3

п

е

щ

е

р

а

у

с

а

6

7

н

щ

т

н

о

7

з

е

м

л

е

т

р

я

с

е

н

и

е

а

б

и

а

л

8

п

р

и

л

и

в

м

9

а

н

ч

а

р

ь

ь

а

а

д

е

л

и

я

По 0,5 балла за верно отгаданное слово, итого – 6 баллов

Максимальный балл за работу  –  66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. "Живые" квесты на уроках географии".

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последова...

Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Одним из эффективных методов физического воспитания   являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...

Олимпиадные задания по географии. 7 класс. Муниципальный этап.

Олимпиадные задания для 7 класса состоят из теоретической (письменной) и тестовой части....

Олимпиадные задания по географии. 8 класс. Муниципальный этап.

Олимпиадные задания по географии состоят из теоретической (письменной) и тестовой части....

Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...

Учебно - методический материал с творческими заданиями.

Учебно - методический материал по русскому языку....