Учебно–методическое пособие. Олимпиадные задания по географии. 6 класс. Муниципальный этап.
олимпиадные задания по географии (6 класс)
Методический материал предназначен для проведения предметной олимпиады по географии среди 6-х классов муниципального уровня. Методическое пособие включает задания тестового и теоретического туров, а также ключи для проверки заданий. Материал будет полезен для учителей географии в организации проведения олимпиад среди школ муниципального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно–методическое пособие Олимпиадные задания по географии. 6 класс. Муниципальный этап. | 74.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского округа Иркутской области
Учебно–методическое пособие
Олимпиадные задания по географии. 6 класс.
Муниципальный этап.
Составитель:
Карлова Валентина Константиновна,
учитель географии.
2024 г.
Основными задачами проведения школьного и муниципального этапов ВсОШ по географии являются:
− стимулирование интереса учащихся к географии, в том числе к научно исследовательской деятельности;
− выявление и развитие у обучающихся творческих способностей в области географии;
− формирование мотивации к самостоятельному приобретению систематических знаний в области географии;
− отбор обучающихся, которые будут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
− повышение качества географического образования
Содержание:
- Тестовый тур.
- Теоретический тур
- Для жюри Ключ. Тестовые задания
- Для жюри. Критерии оценивания заданий теоретического тура.
ТЕСТОВЫЙ ТУР . 6 КАССЫ
1. Основателем науки география является:
А) Эратосфен;
Б) К. Птолемей;
В) Аристотель;
Г) А. Самосский.
2. Самые высокие горы мира:
А) Кавказ;
Б) Анды;
В) Кунь-Лунь;
Г) Гималаи.
3. Сопоставьте земную оболочку и ее характеристику
А) литосфера; 1) оболочка жизни;
Б) гидросфера; 2) твердая или каменная оболочка земли;
В) биосфера; 3) воздушная оболочка;
Г) атмосфера. 4) водная оболочка.
4. Первое кругосветное путешествие совершил:
А) М. Поло;
Б) Ф. Магеллан;
В) Х. Колумб;
Г) Ф. Беллинсгаузен.
5. Русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря». Какие?
А) Каспийское, Черное, Средиземное;
Б) Каспийское, Черное, Аравийское;
В) Адриатическое, Средиземное, Аравийское;
Г) Адриатическое, Средиземное, Азовское.
6. Каким будет именованный масштаб, если численный – 1 : 5 000 000?
А) 1 см – 50 000 км;
Б) 1 см – 500 км;
В) 1 см – 5000 км;
Г) 1 см – 50 км.
7. Легкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты – 20° ю. ш. и 40 в. д. С берега, какого материка может быстрее подоспеть помощь?
А) Евразии;
Б) Австралии;
В) Африки;
Г) Южной Америки.
8. Какой материк пересекают все меридианы?
А) Евразию;
Б) Африку;
В) Южную Америку;
Г) Антарктиду.
9. Земной шар состоит из трёх частей: ядра, мантии и земной коры. Какая из частей самая тонкая?
А) ядро;
Б) мантия;
В) земная кора;
Г) все одинаковой толщины.
10. Как называется прибор, используемый для определения силы землетрясения?
А) барометр;
В) термометр;
Б) сейсмограф;
Г) флюгер.
11. Какое кругосветное путешествие короче:
А) по экватору;
Б) 10°с.ш;.
В) 50°с.ш;
Г) 70°с.ш.
12. Какому океану Фернан Магеллан дал название:
А) Атлантическому;
Б) Тихому;
В) Индийскому;
Г) Северному Ледовитому.
13. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
А) на южном полюсе;
Б) на экваторе;
В) на северном полюсе;
Г) на полярном круге.
14. На какой широте расположен город, если расстояние от него до Северного полюса 400?
А) 500 с.ш.;
Б) 600 в.д.;
В) 400 с.ш.;
Г) 400 з.д..
15. Длина экватора Земли составляет:
А) 40075,7 км;
Б) 6378 км;
В) 6357 км;
Г) 20033 км.
16. Восстановите из перечисленных слов правильную последовательность событий: (ответ запишите цифрами через запятую)
1) выпадение осадков;
2) испарение;
3) солнечные лучи;
4) прогревание земной поверхности;
5) образование облаков.
17. Расположите объекты по их географическому положению с запада на восток:
А) пустыня Сахара
Б) Атлантический океан
В) г. Анды
Г) о. Новая Зеландия
18. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом:
А) 23,5°;
Б) 66,5°;
В) 50°;
Г) 55,5°.
19. Песок и каменный уголь по происхождению:
А) магматические
Б) осадочные
В) метаморфические
20. Какой океан самый молодой?
А) Северный Ледовитый
Б) Тихий
В) Атлантический
Г) Индийский
Максимум – 20 баллов.
КОД УЧАСТНИКА _____________
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОТВЕТОВ
№ вопроса | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 |
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА. 6 КЛАССЫ
Задание 1
Определите названия географических объектов по описанию и расположите их с севера на юг, используя карты.
- Я соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части света.
- Я самая высокая вершина самого маленького материка.
- Через меня проходят все меридианы Земли, и первым меня покорил норвежец.
- Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии (мыс)
- Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.
- А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы (залив)
- Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.
Номер описания | Название географического объекта | Номер описания с севера на юг |
Максимальный балл – 16.
Задание 2
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах. Объясните исключение ошибочного объекта, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда. Ответы занесите в таблицу.
- Полярный круг – тропик – параллель – долгота – экватор.
- В. Беринг – Ф. Магеллан – Ф. Беллинсгаузен – Д. Кук – Д. Ливингстон.
- Гекла – Орисаба – Котопахи – Килиманджаро – Везувий.
- Броненосец – лама – ехидна – анаконда – шиншилла.
Номер ряда | Ошибка в логическом ряду | Обоснование исключения | Ваш вариант для продолжения логического ряда |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Максимальный балл – 24.
Задание 3.
Решите кроссворд в листе ответов.
По горизонтали:
- «… вода кипит, бурлит и клокочет. Вдруг раздается глухое, точно звериное рычание. Вода в воронке быстро поднимается и затем опять опускается. Это повторяется несколько раз подряд и притом все с большей силой; наконец, вода с оглушительным ревом подбрасывается вверх, и образуется огромный фонтан горячей воды в 80 метров высотой». Какое географическое явление описывается в этом отрывке?
- «По дороге мы встретили массу погибшей красноватой саранчи… С продвижением на юг жара и духота делались ощутительнее. Слабое дуновение муссона слабо освежает горячий воздух; раскаленный воздух трепещет над водяной пустыней». Какой географический объект (море) описывается в данном отрывке?
- «Неожиданность зрелища меня поразила меня. Высокие своды пропали в темноте; узорчатые, витые колонны целыми букетами поднимались кверху по стенам и углам … Бесчисленные сталактиты, вылившиеся во всевозможные формы, сверкают яркими блѐстками на чѐрном фоне неприглядной тьмы». Какой географический объект описан в этом отрывке?
- «Весь город был почти до основания разрушен. Земля гудела. Из огромных трещин шел
беспрерывный гром, раскаты которого оглушали людей и наводили ужас на них. Рушились дома. Звонили беспорядочно и дико колокола». Какое географическое явление описано в данном отрывке?
- «Я вышел на низкий берег моря. Это было в сумерки. С ворчанием входит вода в проходы между камней. Перегоняя друг друга, бегут волны на берег, расходятся всѐ шире и вздымаются выше. Одна за другой потонули дальние скалы. У самых моих ног плещутся воды». Какое географическое явление описывается в этом отрывке?
- Дерево, которому посвящено одно из произведений А.С. Пушкина.
По вертикали:
- «… Уничтожение ледяного острова ускорит таяние Полярного океана. Бесконечно тѐплое лето будет стоять над Арктикой, пустынные каменные земли покроются девственными лесами…». Какой географический объект (остров) описывается в данном отрывке?
- А теперь отгадайте загадку: «Я реке и друг и, и брат. Для людей трудится рад. Я машинами построен. Сократить пути могу. И от засухи, как воин, лес и поле берегу».
- «Узкая тропинка то прижималась, то лепилась на узких уступах, круто падающих к реке, то пробиралась через груды скал и каменьев. Наконец тропинка исчезла на самом берегу стремительной реки, утѐсы падали к ней отвесной стеной с огромной высоты…». Какой географический объект описан в данном отрывке?
- Какая природная зона описывается в данном отрывке?
В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц.
Я еду день, я еду два,
И всѐ поля, поля, поля…
- «Однажды, в ясный осенний день, посредине отлогой покатости горы вдруг появилась огромная трещина, которая стала заметно увеличиваться во все стороны. Трава на лугу свернулась. Через минуту вся почва была приподнята. В то же время вся верхняя часть горы начала скользить, сперва медленно, а потом всѐ с более возраставшей быстротой. Наводившее ужас явление распространялось с возрастающей силой». Какое географическое явление описывается в данном отрывке?
- Любимое время года Татьяны Лариной в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
7
Максимальный балл – 6 баллов
КЛЮЧ К ТЕСТУ. 6 КЛАССЫ
За каждый правильный ответ по отдельному вопросу назначается 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. В вопросе № 16 за каждую правильную последовательность назначается 0,25 балла.
№ вопроса | Ответ |
1 | А |
2 | Г |
3 | А2, Б4, В1, Г3 |
4 | Б |
5 | Б |
6 | Г |
7 | В |
8 | Г |
9 | В |
10 | Б |
11 | Г |
12 | Б |
13 | В |
14 | А |
15 | А |
16 | 34251 |
17 | ВБАГ |
18 | Б |
19 | Б |
20 | В |
ДЛЯ ЖЮРИ
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА. 6 КЛАССЫ
Задание 1
Определите названия географических объектов по описанию и расположите их с севера на юг, используя карты.
- Я соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части света.
- Я самая высокая вершина самого маленького материка.
- Через меня проходят все меридианы Земли, и первым меня покорил норвежец.
- Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии.
- Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.
- А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы.
- Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.
Номер описания | Название географического объекта | Номер описания с севера на юг |
1. | Панамский канал | 3 |
2. | гора Косцюшко | 6 |
3. | Южный полюс | 7 |
4. | мыс Дежнева | 1 |
5. | Остров Великобритания | 2 |
6. | Гвинейский залив | 4 |
7. | озеро Виктория | 5 |
За определение географического объекта – 2 балла.
За правильную последовательность с севера на юг – 2 балла. Если допущено 1–2 ошибки – 1 балл. Если более двух ошибок – 0 баллов.
Максимальный балл – 16
Задание 2
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах.
Объясните исключение ошибочного объекта. Ответы занесите в таблицу.
- Полярный круг – тропик – параллель – долгота – экватор.
- В. Беринг – Ф. Магеллан – Ф. Беллинсгаузен – Д. Кук – Д. Ливингстон.
- Гекла – Орисаба – Котопахи – Килиманджаро – Везувий.
- Пума – лама – кенгуру – анаконда – шиншилла.
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Внимание: допускаются иные варианты ответов, не рассматриваемые в данной таблице, но имеющие верное обоснование!
Номер ряда | Ошибка в логическом ряду (3 балла за верный ответ) | Обоснование исключения (3 балла за верный ответ) |
1 | Долгота | Долгота – это географическая координата. ВСЕ остальные термины относятся к линиям градусной сетки. |
2 | Д. Ливингстон | Ливингстон был сухопутным путешественником. ВСЕ остальные – мореплаватели. |
3 | Гекла или | Гекла располагается на острове. ВСЕ остальные вулканы расположены на материке. |
Килиманджаро | Килиманджаро – потухший вулкан. ВСЕ остальные – действующие. | |
4 | Кенгуру | Кенгуру обитает в Австралии. ВСЕ остальные животные – в Южной Америке. |
Максимальный балл - 24
Задание 3.
1 | ||||||||||||||||||||||
1 | г | е | й | з | е | р | 2 | |||||||||||||||
р | 4 | 5 | 2 | к | р | а | с | н | о | е | ||||||||||||
3 | п | е | щ | е | р | а | у | с | а | 6 | ||||||||||||
7 | н | щ | т | н | о | |||||||||||||||||
7 | з | е | м | л | е | т | р | я | с | е | н | и | е | а | б | |||||||
и | а | л | 8 | п | р | и | л | и | в | |||||||||||||
м | 9 | а | н | ч | а | р | ь | ь | а | |||||||||||||
а | д | е | л | |||||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||||||
я |
По 0,5 балла за верно отгаданное слово, итого – 6 баллов
Максимальный балл за работу – 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. "Живые" квесты на уроках географии".
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последова...
задания по географии для учащихся 6-7 классов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Олимпиадные задания для учащихся 6-7 классов...
Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Одним из эффективных методов физического воспитания являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...
Олимпиадные задания по географии. 7 класс. Муниципальный этап.
Олимпиадные задания для 7 класса состоят из теоретической (письменной) и тестовой части....
Олимпиадные задания по географии. 8 класс. Муниципальный этап.
Олимпиадные задания по географии состоят из теоретической (письменной) и тестовой части....
Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...
Учебно - методический материал с творческими заданиями.
Учебно - методический материал по русскому языку....