Модельная карта
учебно-методический материал по географии (5, 6 класс)

Штучкина Наталья Ивановна

Комплекс учебных заданий по географии по формированию функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fnktsionalnaya_gramotnost.docx73.4 КБ

Предварительный просмотр:

Защита образовательного продукта.                                                  Штучкина Н.И. МБОУ «Липовская основная школа»

Модельная карта

Комплекс учебных заданий по географии под планируемые результаты формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5- 6  классов

Планируемый результат

Примеры учебных заданий

Математическая грамотность

                                                                 

Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека:

• пространственное воображение;

• использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур;

• умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме;

• умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями;

• умение выполнять действия с различными единицами измерения

Решение географических задач по теме «План местности»

C:\Users\школа липовака\Desktop\Без названия.png

Задания:

 1. Переведите численный масштаб в именованный: а) 1:200; б) 1: 5000; в) 1: 75000.

2. Переведите именованный масштаб в численный: а) в 1см–500м; б) в 1см–10м;

в) в 1см–1км.

3. Изобразите в виде отрезка расстояние 200м в масштабах: а) в 1см – 50м; б)1:10000. Какой из масштабов крупнее?

4. Петя Иванов решил начертить план школьного двора на альбомном листе и выбрал масштаб в 1см – 1км. Удастся ли ему осуществить свой замысел? Ответ поясните.

5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до березы. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.

Решение географических задач на вычисление высоты, атмосферного давления, температуры воздуха

1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм ртутного столба?

2. На какую высоту поднимется самолет, если температура за его бортом - 30°C , а на поверхности +12°C?

3. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро, если температура воздуха у её подножия +25°C?

Естественнонаучная грамотность

  • Научно объяснять явления; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Технология проблемного обучения

Задание на научное объяснение явлений

Загадка озера Чад.

Озеро Чад – реликтовое озеро, находится в аридном климате. Озеро мелководное, глубина всего 4-7 м, а в сезон дождей – 10-11 м. Это озеро хранит в себе множество загадок, неразгаданных учеными до сих пор. Есть у озера Чад еще одна удивительная особенность – слабосоленая вода. Как правило, во всех бессточных озерах, расположенных в пустынях – вода должна быть соленая, но в этом озере вода практически пресная, её пьют животные и даже люди. Объясните наличие пресной воды в озере. Приведите не менее двух аргументов.

Читательская грамотность

1) находить и извлекать информацию:

 определять место, где содержится искомая информация

 2) интегрировать и  интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру; формулировать выводы; соотносить изображение и  вербальный текст;

3)осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов;

4) использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической задачи.

Задание: прочитай текст.

Почему дует ветер.

Те из вас, кто бывал на морском или речном берегу в жаркий летний день, вспомнят, что в середине дня песок или галька раскаляются на солнце, а вода ещё довольно прохладная — она медленнее нагревается. А вечером или ночью наоборот: песок уже холодный, а вода ещё тёплая. Это происходит потому, что суша и вода нагреваются и остывают по-разному.

Суша нагревается быстрее, а вода — медленнее.

Ветер — это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.

Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем сильнее ветер.

В это время:

— суша, здания на ней, а от них и воздух нагреваются быстрее воды; тёплый воздух над сушей поднимается вверх, и давление над сушей уменьшается;

— воздух над водой не успевает нагреться, давление его пока выше, чем над сушей, и воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление.

С моря на сушу подул ветер.

Ночью поверхность Земли начинает остывать. Суша и воздух над ней остывают быстрее, чем вода, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остаётся тёплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Ветер начинает дуть с суши на море. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом (в переводе с французского — лёгкий ветер). Бризы дуют на берегах морей, озёр.

Задание: ставить пропущенные слова, используя текст.

Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется _________.

Суша нагревается ___________ , а вода _____________.

(медленнее/слабо/быстрее/сильно)

Чем ____________ разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем ______________ ветер.

(Сильнее/больше/слабее/меньше)

Ветер – это горизонтальное движение воздуха из области _________ давления в область ____________ давления.

Креативное мышление

Креативное мышление - это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций.

  • Это умение обозначить проблему;
  • способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
  • умение видеть нестандартные варианты решения;
  • способность углубить идею, дополняя детали;
  • способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Прием «Путешествие с закрытыми глазами».

Тема «Реки – артерии Земли»

Задание: описать реку «с закрытыми глазами» - характер её течения (бурное или спокойное), длина реки, в каком направлении она течёт, какие у неё берега, что на них растет, на каком берегу ты стоишь.

Тема «Природные зоны Земли»

Задание: закрываем глаза и отправляемся в зону экваториальных лесов (тропических пустынь, тайгу). Какие растения вам встречаются на пути, какие животные здесь обитают, чем занимаются здесь люди. (Если допускаются ошибки, можно списать на богатое воображение. Ведущим мотивом здесь можно считать самовыражение, избегание неудач, общение).

Прием «Что не так» (работа с картой)

Обучающимся предлагаю карточки с географическими координатами городов мира (координаты указаны правильно, но названия городов не соответствуют этим координатам, нужно установить истинные названия городов и координат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....

Презентация "Организация работы в модельном агентстве РИК"

Презентация показывает основные направления деятельности образцового детского коллектива....

План-конспект занятия по дефиле и актерскому мастерству в "Модельном агентстве РИК"

Занятие по дефиле и актерскому мастерству позволяет научить детей правильной осанке, легкой походке, умению уверенно двигаться на сцене и подиуме и познакомить с основами актерского мастерства....

Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)

Урок литературы  в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"   по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых".  Форма урока - дебаты по станда...

Проект "Разработка и апробация модельной методики профессионального становления молодого педагога"

В данной работе представлена презентация (с приложением) модельной методики для районных и городских комитетов по образованию. Данный проект был создан на курсах повышения квалификации директоров школ...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества

Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества...