Урок географии в 8 классе. Обобщающее повторение по теме "Географическое пространство России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Кильдякова Айгуль Максутовна

Данный урок содержит различные виды заданий, направленные на повторение и обобщение знаний и умений по теме "Географическое пространство России" (урок №13), а также на практическое их применение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2024.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

География. 8 класс

Дата проведения:17.10.2024  

Учитель: Кильдякова Айгуль Максутовна

Урок №13

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Географическое пространство России»

Цель урока:обобщить знания о географическом положении России; закрепить навык работы с картой.

Планируемые результаты:

использовать понятия «географическое положение», «государственная территория» РФ, «поясное» время для решения учебных задач;

 • знать место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ; специфику политико-административного устройства Российской Федерации;

показывать по картам крайние точки России; пограничные государства России, сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об изменениях географического положения России и оценке их последствий; чтения карт различного содержания; определения поясного времени в разных точках России. Понятийно-терминологический аппарат урока: географическое положение, государственная территория, сухопутные и морские границы, часовые пояса, часовые зоны, районирование, субъекты и федеральные округа РФ.

Методическое пространство урока:

• формы и методы организации учебной деятельности (фронтальная беседа, индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах, самопроверка);

• средства обучения (учебник, школьный атлас, физическая карта России, политико-административная карта России)

Этапы урока/смысловые блоки содержания

Деятельностный компонент урока

Познавательные задачи для организации учебной деятельности

Структура деятельности ученика

1

2

3

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Мотивация, объявление темы урока, определение цели и задач урока

- Просмотрев видеоролик, определите цель нашей деятельности на уроке.

Осмысление цели урока, определение задач деятельности

2. Содержательно-процессуальный этап урока

Актуализация опорных знаний (блиц-опрос)

  1. Россия имеет выход во все 4 океана
  2. Территория России небольшая по площади
  3. Теплый климат России облегчает проблему с отоплением и одеждой
  4. Внутренние районы имеют суровый климат, т.к. находятся далеко от океанов
  5. Россию не пересекает экватор и нулевой меридиан
  6. США и Россия расположены на одних и тех же широтах, что влияет на сходство их географического положения
  7. Россия протягивается с запада на восток на 10 тыс. км. (не считая Калининградской области)

Применяя ранее усвоенные знания, отвечают «да» или «нет»

Работа в парах

  1. Отметить на карте города-миллионеры
  2. На карте отметить крайние точки России и назвать их географическое расположение
  3. По карте называют страны-соседи РФ

Работают с атласами, картами

Устная фронтальная работа

- Одним из приграничных субъектов РФ является Омская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с ___?

- Укажите название архипелага, который лежит между Баренцевым и Карским морями

- На территории какого субъекта Российской Федерации находится дельта реки Волги? 

- Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Тверская область

2) Забайкальский край

3) Омская область

- С какой из перечисленных стран Россия не имеет сухопутной границы

  1) Белоруссия       2) Армения      3) Норвегия     4) Китай

- Крайняя  северная островная точка России: 

1) м.Флигели         2) м.Дежнева      3) м.Челюскин     4) г.Базардюзю

- С какой страной проходит самая короткая граница России?

1) с Литвой        2) с Северной Кореей      3)  с Китаем    4) с Казахстаном

- Какое количество сухопутных соседей имеет Россия

1) шесть           2) десять         3) двенадцать        4) шестнадцать 

-  Калининградская область граничит с Польшей и

1) Литвой         2) Латвией          3) Эстонией      4) Финляндией

- Какие утверждения о географическом положении России являются верными?

1) Территория России расположена в двух частях света

2) Крайняя западная точка России имеет западную долготу

3) Территория России омывается водами четырёх океанов

4) Более половины территории страны относится к зоне Севера

- Какой из перечисленных регионов  является административно-территориальной единицей (субъектом) Российской Федерации?

1)  Карелия            2) Урал            3) Сибирь         4) Кавказ

-  С похода  под  его  руководством  началось  присоединение  к  России Сибирского  ханства  и  русские  закрепились за Уралом. Назовите  имя.

1) Семён Дежнёв      2) Ермак      3) Ерофей Хабаров    4) братья Лаптевы

- Какие  субъекты РФ расположены в европейской части страны:

1) Республика Бурятия      2) Псковская область      3) Алтайский край

4) Пензенская область       5) Республика Крым       6) Сахалинская область

- Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

1) Брянская область

2) Хабаровский край

3) Новосибирская область

-выдёргивают карточку с заданиями- отвечают

Работа в группах

Собрать слоганы (приложение 1)

Выделение главного, участие в коллективном обсуждении, применение в речевых ситуациях географических терминов, понятий, фактов

3.Оценочно-рефлексивный этап урока

Подведение итогов урока, контроль/самоконтроль (индивидуальная работа), осмысление результатов урока

- Выполняют задания теста (приложение 2) - Сформулируйте вывод по теме нашего урока

-Какие задачи удалось решить?

- Для чего нам необходимы эти знания?

-Решение каких задач оказалось затруднительным? В чём причина затруднений?

Домашнее задание: повторить номенклатуру раздела «Географическое пространство России»

Подведение итогов деятельности, рефлексивное осмысление её результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"

Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....

Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в  России.Установить взаимо...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Внеклассное мероприятие по географии 11 класс "Обобщающее повторение по теме Африка", презентации работ учащихся.

Африка- мировой регион, обладающий большими запасами природных ресурсов, имеющих различные природные условия. Страны Африки различны по численности населения, составу, вероисповеданию и имеют различны...

План-конспект урока в 8 классе. Обобщающее повторение по теме:"Климат России"

Обощающее повторение по теме:"Климат и климатические ресурсы России". Конспект содержит задания разного уровня для индивидуальной работы и групповой работы учащихся с использованием карт атл...