Сценарий урока: Внутренние воды России. Реки.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Камышанова Лилия Валерьевна
  1. Человек не может жить без воды. Его тело на 70%, кровь – на 90%, мышцы – на 75% состоят из воды. В костях человека содержится около 25% воды. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю. Обезвоживание организма ведет к тому, что все биохимические процессы, протекающие в отсутствии влаги, ведут к необратимым последствиям во всех органах. 
  2. Есть такое выражение: «Воды на Земле много, но воды на Земле мало». Что бы это значило? Какова доля пресной воды на Земле? (по разным подсчетам от 2,5% до 3%) Сегодня мы будем говорить лишь о пресной воде.
  3. Опорные знания:

    Что такое внутренние воды?

    Какие виды внутренних вод вам известны?

    Вспомните источники питания рек.

    Что такое режим реки?

    Что такое речная система?

    Что такое бассейн реки?

     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии 8 класс

Тема: Внутренние воды России. Реки.

Цель урока:

сформировать представление о разнообразии внутренних вод России.

Задачи урока:

#1056;асширить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы; сформировать представление терминов: «падение реки», «уклон реки», «половодье», «паводок», «годовой сток», «расход воды»»

2. Воспитывать умение сотрудничать в группе, выражать свои мысли (устно и письменно).

3. Развивать умение работать с информацией (анализ и синтез).

Оборудование: Учебник, физическая карта России, атласы, таблицы, макеты рек, мультимедиа

Ход урока:

  1. Совместно с учащимися определение темы и задач урока:
  1. Человек не может жить без воды. Его тело на 70%, кровь – на 90%, мышцы – на 75% состоят из воды. В костях человека содержится около 25% воды. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю. Обезвоживание организма ведет к тому, что все биохимические процессы, протекающие в отсутствии влаги, ведут к необратимым последствиям во всех органах.
  2. Есть такое выражение: «Воды на Земле много, но воды на Земле мало». Что бы это значило? Какова доля пресной воды на Земле? (по разным подсчетам от 2,5% до 3%) Сегодня мы будем говорить лишь о пресной воде.
  3. Дети определяют тему урока: Внутренние воды России. Реки (откроем тетради и запишем тему урока).
  4. Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды” (воды суши).

2. Актуализация опорных знаний:

Что такое внутренние воды?

Какие виды внутренних вод вам известны?

Вспомните источники питания рек.

Что такое режим реки?

Что такое речная система?

Что такое бассейн реки?

3. Изучение нового материала

Работа с картой: Найдите на карте главные реки России, определите, к какому бассейну они относятся.

Установка «Знаю – хочу знать»: прочитайте названия фрагментов и укажите то, что вы уже знаете и что хотите узнать.

Чтение с пометками. «Что такое река» (стр. 116-117)

Задание: «Установи соответствие»

Время года, когда наступает половодье Река

  1. Весна А. Волга
  2. Лето Б. Амур

В. Индигирка

Г. Лена

Д. Обь

Работа в группах. Приём «Ключевые термины».

Работа над терминами: падение реки, уклон реки, половодье, паводок, годовой сток, расход воды (стр.99-101)

Инструкция №1

  1. В течение 5 минут обдумать и в группе дать трактовку данного термина.
  2. Дать своё определение термина.
  3. Ответить на вопрос: В какой теме применяется данное понятие?
  4. Откройте учебник и найдите данное понятие в тексте.
  5. Ответьте, совпало ли ваше определение с определением, данным в учебнике.

Чтение и анализ текста. Приём «Концептуальная таблица»

Таблица: «Характеристика равнинной и горной реки» (стр.99-100)

Вид реки по характеру течения

Горная река

Равнинная река

Инструкция: продолжительность выполнения задания 3-5 минут

  1. Внимательно посмотрите на данную таблицу.
  2. В горизонтальных строках записаны объекты, которые подлежат сравнению: горная река и равнинная река. В вертикальных строках запишите различные черты и свойства, по которым будет проходить сравнение.
  3. Определяете параметры сравнения.
  4. По истечении определённого времени предложите свои варианты параметров. Выберите логические правильные параметры из предложенных.
  5. Заполните вертикальные колонки.
  6. Заполните таблицу с помощью текста (стр.74-75)
  7. Сверьте свои варианты заполнения таблицы

Вид реки по характеру течения

уклон реки

падение

долина

течение

примеры

Горная река

большой

большое

узкая

бурное

Терек, Зея,

Кубань

Равнинная река

небольшой

небольшое

широкая

медленное,

плавное

Енисей, Обь, Волга

Чтение и размышление. Приём «Зигзаг»

Учитель делит текст «Чем питаются и в каком режиме живут реки»

(стр. 116) на 6 смысловых фрагментов для каждой группы.

Какой тип питания имеют реки России?

Что такое режим рек?

Каковы особенности режима рек значительной части России?

Чем паводок отличается от половодья?

Почему реки, берущие начало в горах, разливаются летом?

Почему у реки Амур летнее половодье?

В группах учащиеся рассчитываются по порядку номеров. Затем каждые номера образуют экспертные группы. Каждый член экспертной группы обдумывает свой вопрос индивидуально.

Обсуждают вопрос и решают, как лучше его объяснить членам своей рабочей группы. (6 минут)

Объяснение в рабочей группе материала и ответы на вопросы товарищей.

Группа вырабатывает общие представления обо всей теме, и записывает их в виде тезисов и докладывает всему классу.

Приём «Синквейн»

В течение 5 минут напишите самостоятельно «Синквейн», в котором главное слово «река».

  1. Назовите, одним словом тему
  2. Опишите тему двумя прилагательными.
  3. Подберите три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
  4. Составьте фразу, показывающую личное отношение к теме.
  5. Укажите синоним темы, подчёркивающий её суть.

Подведение итогов урока: «Контрольный лист»

Ключевые термины

Установи соответствие

Концептуальная таблица

Зигзаг

Синквейн

Сумма баллов

Рефлексия:

Что на уроке вам показалось интересным?

Какие предположения подтвердились?

Над чем стоит подумать

Д/з: п.16, ответить на вопросы

Творческие задания (на выбор):

  1. Письменно – Напишите эссе «Река Ангара в жизни Иркутян».
  2. На примере рек покажите взаимосвязь компонентов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растител...

Урок: Внутренние воды России. Реки.

Первый урок из темы: Внутренние воды. Характеристика рек России....

Конспект урока "Внутренние воды России. Реки"

Конспект урока на тему: "Внутренние воды России. Реки" Составлен для учащихся 8 -ых классов. К данному уроку предлагаются задания в тестовой форме....

Оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки"

Сопроводительный оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки" по географии, 8 класс...

Сценарий урока географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки».

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки» (учебник География Россия: природа,  население,  хозяйство 8 класс. Авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Сферы» ).Тип ур...