8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растительный мир, заботливо относиться к почвам, воде и воздуху как самому дорогому, дарующему нам все для жизни.

Краеведение-это изучение местными силами определенной территории края. Географическое краеведение органически сочетает познавательные воспитательные цели: знание своего края, его природы, населения, хозяйства и воспитание любви к своему краю, ответственности за его будущее.       Систематическое изучение природы, населения и хозяйства края позволяет воспитывать учащихся духе патриотизма и бережного отношения к природе.

Для реализации краеведческого принципа обучения необходимо установление постоянных ассоциативных связей с изученным материалом основного курса. Непосредственные наблюдения в природе формируют представления о рельефе и его формах, о природно-территориальных комплексах, о проявлении климатических метеорологических явлений и т. К. Д. Ушинский назвал природу великой воспитательницей.

Изучение родного края помогает увидеть существующие связи между природой и хозяйственной деятельностью человека, понять общие географические закономерности. Реализация краеведческого принципа обучения осуществляется в течение всего периода обучения в школе. В начальной школе при изучении окружающего мира и природоведения учащиеся получают сведения о своем крае во время экскурсий и своих первых наблюдений. В основной школе выполняются краеведческие задания в соответствии с программами курсов: наблюдения за погодой, водоемами, развитием овражно-балочной систем, прокладываются экологические тропы.  Знания о родном крае используются при изучении экономической и социальной географии. Краеведение создает благоприятную основу для экологического воспитания, представляет широкие возможности для практической направленности географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnut._vody.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растительный мир, заботливо относиться к почвам, воде и воздуху как самому дорогому, дарующему нам все для жизни. 

Краеведение-это изучение местными силами определенной территории края. Географическое краеведение органически сочетает познавательные воспитательные цели: знание своего края, его природы, населения, хозяйства и воспитание любви к своему краю, ответственности за его будущее.       Систематическое изучение природы, населения и хозяйства края позволяет воспитывать учащихся духе патриотизма и бережного отношения к природе. [8]

Для реализации краеведческого принципа обучения необходимо установление постоянных ассоциативных связей с изученным материалом основного курса. Непосредственные наблюдения в природе формируют представления о рельефе и его формах, о природно-территориальных комплексах, о проявлении климатических метеорологических явлений и т. К. Д. Ушинский назвал природу великой воспитательницей.

Изучение родного края помогает увидеть существующие связи между природой и хозяйственной деятельностью человека, понять общие географические закономерности. Реализация краеведческого принципа обучения осуществляется в течение всего периода обучения в школе. В начальной школе при изучении окружающего мира и природоведения учащиеся получают сведения о своем крае во время экскурсий и своих первых наблюдений. В основной школе выполняются краеведческие задания в соответствии с программами курсов: наблюдения за погодой, водоемами, развитием овражно-балочной систем, прокладываются экологические тропы.  Знания о родном крае используются при изучении экономической и социальной географии. Краеведение создает благоприятную основу для экологического воспитания, представляет широкие возможности для практической направленности географии.

8 класс

                     Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Цели:

  1. Образовательная:

рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить внутренние воды России.

  1. Развивающая:

расширить и углубить знания о реках, показать влияние климата и рельефа на реки. Сформировать понятия «половодье», «паводок», «режим рек», «межень».

  1. Воспитательная:

воспитать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: физическая карта Росси, схемы, таблицы, атласы.

        Ход урока

Откуда начинается Россия?

                С лозинки, что сбежала с речки синей

        А может, начинается с крыльца

        Иль с поля, где пшеница раскачалась,

        Откуда бы она ни начиналась,

                Любви к России нет у нас конца.

Изучая природу России в 8 классе, мы уже изучили темы: «Рельеф», «Климат». И

сегодня приступаем к изучению новой темы: «Внутренние воды России». Внимание на экран.

Показ фрагмента фильма  о воде.

I. Вводное слово учителя.

Вода – это чудесный дар природы. А также национальное богатство страны. Наша страна богата водами, которые находятся на суше. Такие воды называются  внутренними.

«Россия! Какое красивое слово. Здесь и красота и сила и синее что-то». Так сказал один из поэтов. Поэтому тема нашего урока «Разнообразие внутренних вод России.  Реки». Сегодня мы расширим наши знания о реках, рассмотрим значение воды в жизни человека и оценим внутренние воды России.

II. Актуализация знаний.

- Вспомним ребята, какие воды относятся к внутренним?  (Ответы)

-Давайте проверим, правильно ли вы назвали. Посмотрим на схему.

- А теперь узнаем, как внутренние воды представлены у нас в России.  

Послушайте небольшую сказку. Жили-были капельки воды. И негде нибудь, а на планете Земля. Соберутся они вместе и начнут рассказывать о своих домах.

1 капля (Озера) Одна капелька рассказывала что она никуда не спешит, потому что дом ее спокойный и гладкий как зеркало. И любит она быть в обществе кувшинок. Что же это за дом?

 Озера – голубые глаза планеты. В пределах России почти 3 миллиона озер. Именно в России находится самое глубокое озеро мира. Его глубина-1637 метров. В северо-западной части Русской равнины большое количество озер-результат деятельности ледника в четвертичный период.

 2 капля. (Болото) Другая капелька рассказывала что  живет среди торфа. Она умывает клюкву и морошку. Где же она живет?

Болота – это второе легкое планеты. Как вы думаете почему так называют болота? В них живут организмы, выделяющие кислород. Самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине, где они занимают 70% всей площади.На уроках географии мы будем знакомиться с причиной образования болот.

3 капля  ( Многолентняя мерзлота) «А вот я живу в верхнем слое земной коры, где круглый год отрицательные температуры»,-рассказывала следующая капелька. Ну, что догадались, где она живет?

Посмотрим на слайд. В Росси общая площадь мерзлотных пород составляет 11 млн. км квадр. Вспомним, какую площадь имеет наша страна.  (17, 1 млн. км квад.) Таким образом, многолетняя мерзлота распространена на 2/3 территории нашей страны. И это не удивительно.  Россия полностью находится в северном полушарии и свыше 20% за полярным кругом.

4 капля (Подземные воды ) «Ну а я живу под землей и мне весело от того что я могу поднимается к вам на поверхность». О каких водах идет речь?

Подземные воды делятся на грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды выходят на поверхность земли родниками, источниками. В деревенских колодцах – грунтовая вода. Межпластовые воды залегают глубже между водоупорными пластами. Посмотрите на слайд, где изображен артезианский колодец. Почему вода здесь бьет фонтаном?

5 капля (Искусственные водоемы) «Мне живется наверное хуже всех. Сам человек дом для нас сделал и сам его загрязняет»,-жаловалась капелька.

К искусственным водоемам относят пруды и водохранилища. Только в одной Воронежской области построены более 2500 прудов и водохранилищ.

6 капля (Ледники) Эта капля самая холодная, она и слова вымолвить не смогла. Где она живет?

Ледники – это скопления  льда, образовавшегося из снега. Они бывают покровные и горные. Покровные ледники имеются на островах Арктики. Горное оледенение в горах Кавказа,  Алтае, на севере Урала. Какую роль играют ледники в природе и жизни человека? Ледники – большие запасники влаги. Они дают начало многим горным рекам.  

7 капля (Реки) Самая быстрая, вечно бегущая капля. И эта капля живет в ….(реке)

Россия – страна великих речных систем. В России свыше 2, 5 миллионов рек.

И сегодня мы более подробно познакомимся с реками России.

Вспомним части рек. Посмотрим на схему.

- Что такое исток?

- Что такое устье реки?

- Вспомните, что называют бассейном реки?

-  Что называют речной системой?

III. Изучение нового материала.

А сегодня мы узнаем новые понятия: половодье, паводок, режим рек, межень.

1. Половодье.

У каждой реки своя жизнь. Питание определяет поведение реки в течение года. Какие бывают типы питания рек? (Снеговое, подземное, ледниковое, смешанное, дождевое). Прочитаем,  что такое половодье. Откроем учебник на странице      . (Дети читают текст). Итак, половодье  - это ежегодно повторяющийся подъем воды в реке.

Ребята скажите, в какое время  мы наблюдаем половодье в реках нашей местности. (в конце февраля, в начале марта). А почему именно в это время? (В это время, усиленное питание рек).

А будет ли в это время половодье на реке Амур? (Нет. Потому что река Амур имеет дождевое питание. На Дальнем Востоке муссонный тип климата и летом идут проливные дожди.) Летом Амур сильно разливается, вода поднимается иногда на высоту 5-го дома.

2. Паводок.

Мы часто слышим в нашей жизни слово «паводок» и часто его путаем с половодьем. Прочитаем, что такое паводок. (Паводок – это внезапный подъем воды) Давайте подумаем, что может вызвать паводок (обильные дожди, ливни). В отличии от половодья паводки могут возникать в любое время года.

3. Режим рек.

Что же называют режимом реки? Это внутригодовое распределение стока реки. Посмотрим на слайд.. В России представлены три типа рек по водному режиму: реки с весенним половодьем, с летним половодьем и паводковым режим. Мы видим, что большинство рек России с весенним половодьем.

4. Межень.

В реках также может наблюдаться время устойчивого низкого уровня воды. И этот период называется межень. Кто из вас наблюдательный, в какой период устанавливается межень на реках нашей местности? (Летом и зимой.) Потому что питание рек в этот период в основном только грунтовое.

Познакомившись с  питанием и режимом рек,  мы делаем вывод, что особенности речной системы определяет климат.  

Как вы думаете, что еще может влиять на особенности речной системы? (Рельеф)

Рельеф оказывает влияние на направление и характер течения рек. Откроем физическую карту России атласа. Большинство рек протекает по равнинной или горной местности? (по равнинной) Значит, характер течения рек спокойный. Посмотрим на слайд. Самая длинная река Обь, самая полноводная река Енисей, могучая сибирская река Лена текут на север. Делаем вывод: территория России имеет уклон на север.

Работа в парах по физической карте России атласа.

Задание: определить к бассейнам, каких океанов относятся реки России.

По территории России протекают и реки внутреннего стока. Самая крупная река европейской части России Волга, впадает в Каспийское море-озеро. Это одна из самых красивых рек, шестнадцатая по длине в мире.

        Вот от сюда,именно отсюда

        Из глубин лесного родника

        Выбегает голубое чудо

        Русская великая река…

О каком месте говорит поэт? Давайте посмотрим на карту и определим где берет начало река Волга. Это Валдайская возвышенность.

Послушаем сообщение о реке Волге.

Реки издавна играли важную роль в жизни русского человека. Они долгое время были основными транспортными путями. На берегу рек люди ставили дома.

«Каждая страна имеет свою национальную реку, - писал Дюма – Россия имеет Волгу,  самую большую реку в Европе, царицу наших рек». В настоящее время на реке Волге стоит четыре города миллионера: Волгоград, Самара, Казань, нижний Новгород. И с их промышленных предприятий вредные отходы попадают в реку. Речные перевозки нефти также загрязняют Волгу. Во всем Поволжье десятки, сотни тысяч людей сейчас действуют под лозунгом «Быть Волге чистой».

Человек может сделать воду чище, строя очистительные сооружения, совершенствуя технологии. А что можем сделать мы? Давайте об этом поговорим (Убирать мусор после отдыха у реки, расчищать родники и охранять их, экономно расходовать воду) Посмотрим на следующий слайд. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 литров воды. Свое бережное отношение к воде ребята могут выразить в творческих работах на уроках географии. Вот один из рисунков, где изображен земной шар, кран из которого постоянно капает вода.

Часто ребята рисуют нашу речку Вшивую, называя свои работы: «С голубого ручейка начинается река». Наша река Вшивая берет свое начало в западной части села, овраг Широкий, где на поверхность выходят грунтовые воды в виде родников. И если бы мы  смогли проследить путь речушки, то увидели бы, что воды нашего села Бугаевка попадают в Азовское море. Речка Вшивая впадает в реку Кантемировка. Река Кантемировка в Дон.

 

IV. Заключительное слово учителя.

Для каждого человека дорого то место, где он родился и вырос, впервые услышал журчание ручья. Известно, что по Воронежской земле протекает 172 малых рек. Они когда-то составляли гордость нашего края. Светлые и прохладные. Многие из местных жителей помнят то время, когда можно было пить речную воду. Увы,  сейчас вода во многих реках содержит вредные примеси, а многие реки исчезли с лица земли Воронежской. В 1950 году их было 263. А причиной тому является активная хозяйственная деятельность человека:  распашка территории, забор воды на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые нужды.

     Учащиеся нашей школы работали над проектом «Чистым источникам в Бугаевке жить». Наследующих уроках мы с вами будем писать экологические проекты.  Вам домашнее задание подумать над проблемой, которую смогли бы мы решить в нашем селе связанную с водами.

        Для меня Россия

        Это речка синяя,

        И над синей речкой

        Потемневший мост.

        Если меня спросят:

        -Что же в этом красивого?

        Я отвечу просто:

        Здесь я рос.

Нет чувства Родины без чувства человечности. От бессердечности ничто ни родилось.

Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу к человечеству.

 Посмотрите на слайд. Давайте послушаем и насладимся звуками воды. Закройте глаза. (Звучит музыка)

Вода – чудесный дар природы. Она вокруг нас в реках и озерах, болотах и родниках. И мы люди всегда должны помнить, что только мы можем сделать нашу жизнь лучше.

В народе говорят «Где вода есть там и саду цвесть» - народная мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды России.Реки

Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

Внутренние воды России. Реки.

Конспект урока по теме Внутренние воды России. Реки.  Презентация Общие особенности рек....

Презентация на тему " Внутренние воды России. Реки." 8 класс

Презентация на тему " Внутренние воды России. Реки." 8 класс1. Внутренние воды.2. Реки России.3. Основные понятия.4. Зависимость рек от рельефа и климата.5. Падение и уклон реки.6. Питание рек.7. Режи...

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки"

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" ....

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" (с применением ИКТ)

Разработка урока географии для 8-го класса по теме:"Внутренние воды России. Реки"(с применением ИКТ)...

Сценарий урока географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки».

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки» (учебник География Россия: природа,  население,  хозяйство 8 класс. Авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Сферы» ).Тип ур...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....