Рабочая программа дополнительного образования «Проектирование в среде PictoBlox» 2024-2025 учебный год
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа дополнительного образования
«Проектирование в среде PictoBlox»
2024-2025 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_v_srede_pictoblox_24-25g.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
«Проектирование в среде PictoBlox»
2024-2025 учебный год
Разработчик: Аглиуллина Э.Р.
Учитель географии
- Пояснительная записка.
Направленность программы курса внеурочной деятельности - техническая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
- ФОП основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Общие цели основного общего образования с учетом специфики
учебного предмета:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости, способной к социальной мобильности;
- развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, культуры речи, способности к адаптации в современном информационном обществе;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа курса по информатике рассчитана на обучающихся 6 классов. Данный курс призван вооружить осваивающих её школьников компетенциями для овладения первоначальными навыками интуитивного программирования и осуществления проектной деятельности согласно их
возрастным способностям.
На сегодняшний день перед современными школьниками стоит задача овладения различными видами компетентностей, в том числе: учебно- познавательной, информационной, коммуникативной, личностной. Эффективным способом решения этой задачи является проектная деятельность, в основу которой положена самостоятельная целенаправленная деятельность обучающихся в соответствии с их интересами.
В данном учебном курсе предполагается вести изучение основ программирования в игровой, увлекательной форме, используя инновационную среду программирования PictoBlox.
Использование метода проектов позволит обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Огромным достоинством данного курса является возможность самовыражения, получение оценки результатов своего труда в Интернете, коммуникативного общения в образовательных целях.
Цели изучения курса «Проектирование в среде PictoBlox» в 6 классах:
- Формирование отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;
- развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин;
- воспитание средствами информатики культуры личности;
- формирование понимания значимости информатики для научно- технического прогресса.
Задачи:
- формирование у детей базовых представлений о языке программирования PictoBlox, алгоритме, исполнителе;
- формирование навыков разработки, тестирования и отладки несложных программ;
- знакомство с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки;
- освоение навыков планирования, создания проекта, публикации его в сети Интернет;
- выработка навыков работы в сети для обмена материалами работы;
- предоставление возможности самовыражения в творчестве;
- выработка навыков и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы обучающиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом.
- Индивидуальное обучение. Работа обучающихся на компьютере дает возможность организовать деятельность школьников с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме.
- Принцип природосообразности. Один из видов деятельности школьников–игра, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
- Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
- Целостность и непрерывность. Данная стадия обучения является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
- Практико-ориентированность. Отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
- Принцип дидактической спирали. Важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Структура учебного предмета.
Содержание курса «Проектирование в среде PictoBlox» объединено в следующие содержательные линии: алгоритмы и элементы программирования, информационно-коммуникационные технологии.
Описание основных содержательных линий.
Линия алгоритмы и элементы программирования рассматривает понятия исполнители и алгоритмы. Она служит базой для всего дальнейшего изучения курса «Проектирование в среде PictoBlox» и смежных дисциплин, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами, управлять исполнителями, разрабатывать программы– записи алгоритмов на конкретном алгоритмическом языке.
Линия информационно-коммуникационные технологии нацелена на использование компьютерных сетей в образовательных целях. Рассматриваются приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет, проблема подлинности полученной информации, методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет, гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ, экономические, правовые и этические аспекты их использования, организация личного информационного пространства.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение «Проектирование в среде PictoBlox» в 6 классах отводится 34 часов из расчёта по 1 часу в неделю.
Межпредметные и межкурсовые связи.
При изучении «Проектирования в среде PictoBlox» можно отметить следующие межпредметные и межкурсовые связи: информатика – тема «Программирование», «Понятие информационного пространства сети»,
«Линейный алгоритм», «Разветвляющийся алгоритм», «Циклический алгоритм».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Проектирование в среде PictoBlox» в 6 классах:
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно- продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данным и с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования PictoBlox;
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- овладение понятиями спрайт, объект, скрипт, обработка событий;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе PictoBlox;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Содержание учебного предмета
класс
Повторение (5 часов)
ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде PictoBlox. Повторение основных понятий среды программирования PictoBlox. Блоки и команды. Управление и контроль над
спрайтом, анимация.
Реализация алгоритмов в PictoBlox (14 часов)
Управление несколькими объектами. Последовательное и одновременное выполнение. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Случайные числа. Диалог с пользователем. Использование слоев.
Анимация полета. Создание плавной анимации. Разворот в направление движения. Изучаем повороты. Изменение движения в зависимости от условия. Графические эффекты картинок.
Создание личного проекта в PictoBlox (14 часов)
Проект в PictoBlox. Изучение и реализация проектов «Игра с геометрическими фигурами», «Игра с буквами», «Игра со случайными надписями», «Сказка»,
«Квест». Разработка собственного проекта, его программирование, дизайн, оформление и защита.
Повторение 2 часа.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
класс.
Номер урока | Тема / содержание | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
Раздел I.Повторение (5часов) | |||
1 | Особенности среды PictoBlox . | ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде PictoBlox. Интерфейс программы PictoBlox и её особенности | 1 |
2 | Блоки и команды | Повторение команд блоков внешнего вида, движения, рисования, контроля | 1 |
3 | Блоки и команды | Повторение команд блоков чисел, звуков, сенсоров, переменных | 1 |
4 | Управляющие программы – скрипты. | Особенности создания скриптов, главное меню. | 1 |
5 | Анимация | Создание анимации спрайтов (смена | 1 |
спрайта. | костюмов) | ||
Раздел II.Реализация алгоритмов в PictoBlox (14 часов) | |||
1 | Управление несколькими объектами. | Возможности одновременного управления несколькими объектами. | 1 |
2 | Последователь- ное и одновременное выполнение. | Особенности анимации с последовательным и одновременным управлением объектами. | 1 |
3 | Линейный алгоритм. | Реализация линейного алгоритма в PictoBlox. | 1 |
4 | Разветвляющийся алгоритм. | Реализация разветвляющегося алгоритма в PictoBlox. | 1 |
5 | Циклический алгоритм. | Реализация циклического алгоритма в PictoBlox. | 1 |
6 | Случайные числа. | Генератор случайных чисел в PictoBlox . | 1 |
7 | Диалог с пользователем. | Реализация диалога с пользователем в PictoBlox. | 1 |
8 | Использование слоев. | Реализация анимации перемещения в разные слои сцены в PictoBlox. | 1 |
9 | Анимация полета. | Реализация анимации полета в PictoBlox. | 1 |
10 | Создание плавной анимации. | Особенности создания плавной анимации в PictoBlox. | 1 |
11 | Разворот в направление движения. | Особенности создания разворота в направление движения в PictoBlox. | 1 |
12 | Изучаем повороты. | Особенности анимации поворотов в PictoBlox. | 1 |
13 | Изменение движения в зависимости от условия. | Реализация анимации изменения движения в зависимости от условия в PictoBlox. | 1 |
14 | Графические эффекты картинок. | Научиться применять эффекты картинок к спрайтам: создавать мозаичное изображение, использовать лупу, вращение, свечение, разбивку на пиксели. | 1 |
Раздел III.Создание личного проекта в PictoBlox (14 часов) | |||
1 | Проект в PictoBlox. | Повторение понятия проекта, его структуры, этапов разработки и выполнения в PictoBlox. | 1 |
2 | Проект | Рассмотрение и реализация проекта | 1 |
«Игра с геометрическими фигурами» | «Игра с геометрическими фигурами». | ||
3 | Проект «Игра с буквами» | Рассмотрение и реализация проекта «Игра с буквами». | 1 |
4 | Проект «Игра со случайными надписями». | Рассмотрение и реализация проекта «Игра со случайными надписями». | 1 |
5-6 | Проект «Сказка» | Рассмотрение и реализация проекта «Сказка». | 2 |
7-8 | Проект «Квест» | Рассмотрение и реализация проекта «Квест». | 2 |
9 | Разработка собственного проекта. | Постановка задачи и составление собственного сценария | 1 |
10-11 | Программирован ие проекта. | Составление программы в PictoBlox, тестирование, отладка на выполнение. | 2 |
12-13 | Дизайн и оформление проекта. | Оформление проекта для показа, подготовка к защите. | 2 |
14 | Защита и публикация проекта. | Конкурс проектов, обсуждение и анализ работ. | 1 |
Повторение (2 часа). |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/7/
Учи.ру https://uchi.ru/
https://pictoblox.ai/
Презентации
Облако знаний.
Инфоурок https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса 2024-2025 учебный год
рабочая программа для 8Б и 8Г классов 2024-2025 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку для 5 классов 2024-2025 учебный год
Рабочая программа для учащихся 5А,5Б,5В классов 2024-2025 учебный год...
Рабочая программа 7А,Б,В по французскому языку 2024-2025 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа 8А,Г классы по французскому языку 2024-2025 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике 5-6 классы на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа по математике 5-6 классы на 2024-2025 учебный год...
Рабочая программа по алгебре 7-9 классы на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа по алгебре 7-9 классы на 2024-2025 учебный год...
Рабочая программа по геометрии 7-9 классы на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа по геометрии 7-9 классы на 2024-2025 учебный год...