Внутренние воды Северной Америки
план-конспект урока по географии (9 класс)
Тема: Внутренние воды Северной Америки.
Цель: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки
Задачи:
Образовательные:
раскрыть особенности внутренних вод материка;
рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;
познакомить с крупнейшими реками, озёрами и водопадами.
Развивающие:
отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;
совершенствовать умение анализировать и сопоставлять различные карты, устанавливать причинно – следственные связи.
Воспитательные:
оценить внутренние воды с позиции жизни и хозяйственной деятельности человека;
сформировать у школьников активную жизненную позицию бережного отношения к природе, по сохранению и преумножению богатства земли.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум
Оборудование: атлас, учебник, контурные карты, компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/i/8w53m4nRvnzMKA | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внутренние воды Северной Америки.
Цель: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть особенности внутренних вод материка;
- рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;
- познакомить с крупнейшими реками, озёрами и водопадами.
- Развивающие:
- отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;
- совершенствовать умение анализировать и сопоставлять различные карты, устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитательные:
- оценить внутренние воды с позиции жизни и хозяйственной деятельности человека;
- сформировать у школьников активную жизненную позицию бережного отношения к природе, по сохранению и преумножению богатства земли.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум
Оборудование: атлас, учебник, контурные карты, компьютерная презентация.
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Посмотрите друг на друга
Улыбнитесь!
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам!
Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных отметок!
- Вступительное слово учителя.
- Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях? География помогает нам мысленно совершать путешествия по станам и континентам. На сегодняшнем уроке мы продолжим наш маршрут по Северной Америке. Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним предыдущий материал: особенности рельефа и климата материка.
Проверка домашнего задания.
У вас на столе карточки с вопросами. Подпишите свои фамилии. Необходимо выбрать правильное утверждение (да, нет).
А сейчас поменяйтесь в парах карточками и проверим насколько правильно вы выполнили работу.
Самопроверка: 1 – да, 2 – нет, 3 – нет, 4 – нет, 5 – да, 6 – да, 7 – нет, 8-да, 9-нет.
Оценка: 5 правильных ответов – «3»
6,7 правильных ответов - «4»
8,9 правильных ответов - «5»
Потом сдадите мне их.
Переход
Мы продолжаем маршрут по Северной Америке. С чем мы познакомимся сегодня, вы мне подскажите, выполнив следующее задание.
Я вам показываю названия географических объектов, а вы говорите что это и на каком материке находится: Муррей, Эйр-Норт, Нигер, Замбези, Нил, Чад, Таньганьика, Амазонка, Ньяса, Титикака, Парана, Ориноко, Маракайбо, Дарлинг.
- А теперь скажите, что объединяет эти названия, эти географические объекты? (То, что мы перечислили - это внутренние воды, изученных нами материков).
- Значит как мы обозначим тему нашего урока?
- Внутренние воды СевернойАмерики.
- Итак, правильно, мы будем с вами изучать гидрографию этого материка.
Откройте тетради и запишите тему урока.
-Вспомните пожалуйста, что мы относим к внутренним водам любого материка?
Изучение нового материала
-Отгадайте загадку, чтобы узнать о чем мы с вами начнем говорить
Течет, петляет тут и там
И по полям, и по лугам,
Водой омыты берега.
Что это, знаешь ты? (Река)
- Как вы думаете, почему мы с вами изучаем внутренние воды после темы «Климат»? Как может влиять климат в данном случае на реки?
(режим реки, питание реки, густота речной сети, полноводность)
- По характеру течения реки бывают бурные и спокойные, длинные и короткие, от чего это зависит? (от рельефа)
Все верно! Поэтому еще говорят, что реки – это дети климата и рельефа.
- Любая деятельность человека бессмысленна, если нет цели, поэтому предлагаю нам с вами поставить цель урока, определить, что мы должны получить в результате.
Итак, сегодня вам на уроке пригодится учебник, атласы, ручка и вспомогательный материал, который я вам раздала.
Куда несут свои воды почти все реки? (Ответ - в океаны). Откройте карту атласа. В какие океаны несут воды реки Северной Америки? (Ответ - в Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый).
А теперь вам предстоит выявить влияние климата, рельефа и других факторов на реки материка. Сейчас мы охарактеризуем реки, несущие свои воды в эти океаны. Для этого разделимся на 3 группы. 1 группа характеризует реки, впадающие в Атлантический океан, 2 группа – в Тихий, 3 группа – в Северный Ледовитый. План характеристики рек представлен в таблице, которая у вас на столах у каждого и на доске. Для выполнения задания вам понадобятся карта атласа и дополнительный материал, его я сейчас раздам. Распределите между собой пункты плана, чтобы быстрее выполнить задание. На выполнение вам отводится минут 7 минут. Приступайте. (обучающиеся работают в группах). Время вышло! Проверим, что у вас получилось. (каждая группа отчитывается по заданию).
Северная Америка богата внутренними водами. Главный водораздел проходит по западной окраине и приурочен к Скалистым горам. Воды представляют собой уникальный мир пресных вод, названия рек оригинальны и интересны.
Г лавной рекой материка считается Миссисипи с Миссури “Отец вод”, “Великая река”.
Это крупнейшая река Атлантического океана. Куда также относятся Огайо, Арканзас, Рио-Гранде.Тип питания - дождевое, снеговое и подземное. Характер течения равнинный, реки судоходны. Самая длинная и полноводная река. Их общая длина - 6420 км. Американцы называют ее по-разному. Индейцы называли ее «Мисси Сипи», что означает «великая река», «отец вод». Негры, работавшие на орошаемых плантациях вдоль реки, называли ее «рекой рабства и свободы», потому что за Миссисипи начинался Дикий Запад, свобода. Марк Твен, который был лоцманом на реке, назвал ее первой в мире обманщицей, т.к. она несла в себе много размытых частиц и откладывала их на дне каждый раз в новом месте, образуя мели. И нужно быть очень хорошим лоцманом, чтобы не посадить корабль на мель. Американцам нравится считать длину Миссисипи вместе с Миссури. Это тот случай, когда приток длиннее самой реки. «Толстой грязнухой» фамильярно называют они Миссури, несущую с Великих равнин огромное количество размытых частиц. У Миссисипи весенне-летнее половодье. Раньше река часто выходила из берегов, разливаясь на большое расстояние, затопляя поля, дороги, снося мосты и постройки. Для защиты от наводнений вдоль русла реки построены дамбы и отводные каналы. Река имеет широкую долину и спокойное течение. Реки системы Миссисипи имеют большое хозяйственное значение. Воды Миссисипи и ее притоков используют для орошения засушливых районов, а также на них построены крупные гидроэлектростанции.
Еще одна из рек материка – это Макензи. Она относится к бассейну Северного Ледовитого океана, также как Атабаска и Нельсон. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Питание снеговое, половодье наступает в конце весны, в начале лета и сопровождается резким подъемом воды. Ее открыл Александр Маккензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой). Макензи имеет бурный характер течения. Поэтому воды Макензи используют для получения гидроэлектроэнергии и водоснабжения.
Бассейн Тихого океана находится на западе в пределах горного пояса Кордильер. Крупнейшие реки Тихого океана это – Юкон, Колорадо, Колумбия. Самая крупная река из них – Юкон. Длина её - 2897км. В переводе с индейского - «Большая река». Она расположена в субарктическом поясе, питание ледниковое, снеговое. Полноводна летом. Почти полгода покрыта льдом. Так, как реки горные, они имеют узкие глубокие долины, бурное течение и водопады. Используются для строительства гидроэлектростанций (на реке Колорадо создан целый каскад мощных ГЭС) и водоснабжения.
Особого внимания заслуживают короткие и стремительные Колумбия и Колорадо. Колумбия названа в честь корабля, моряки которого в 1792 г. открыли устье этой реки.
Колумбия более полноводна, т.к. расположена в умеренном поясе, где выпадает большее количество осадков.
Река Колорадо за многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”, его считают Восьмым чудом Света. Это интересный пример разрушительной деятельности рек. Испанцы назвали реку «красная река», т.к. ее ущелье сложено породами красного цвета.
- Глядя на нашу таблицу, ответьте пожалуйста на вопрос: бассейну какого океана принадлежит большее число рек Северной Америки? (Атлантическому) А в чем же причина?
- Главная причина, ребята, - это рельеф. Кордильеры блокируют выход в Тихий океан, поэтому реки текут в Атлантику и в Ледовитый океан.
- Какой пункт нашей таблицы говорит о влиянии на реки рельефа? (правильно 4)
-Какой пункт говорит о влиянии на реки климата? (правильно3).
Характерные особенности | Тихий океан | Атлантический океан | Северный Ледовитый |
1. Названия рек | Колорадо, Колумбия, Юкон | Миссисипи (Миссури, Огайо, Арканзас), Рио-Гранде | Маккензи, Атабаска, Нельсон |
2. Тип питания | Ледниковое, снеговое | Дождевое, снеговое | Снеговое |
3. Половодье | Летнее половодье. | Весенне-летнее половодье | Разливаются в конце весны - начале лета. Надолго замерзают. |
4. Характер течения | Бурное течение. Узкие глубокие долины, водопады. | Спокойное течение, широкие долины | Бурное |
5. Хозяйственное использование | Гидроэлектроэнергия, водоснабжение, орошение. | Судоходство, рыболовство, водоснабжение, гидроэлектроэнергия | Гидроэлектроэнергия, водоснабжение. |
Знакомясь с природой других материков, стран, очень хочется узнать больше, чем написано в учебнике. Поэтому некоторым из вас было дано дополнительное задание. Говоря о реке Колорадо, хочется заострить внимание на интереснейшем моменте. Это Большой каньон. Каньон - глубокая узкая долина реки с почти вертикальными стенами. Давайте послушаем Аню.
Физкультминутка
Если я называю формы рельефа-руки вверх, если полуостров - руки в стороны, если залив -качаете головой
Кордильеры
Флорида
Гудзонов
Лабрадор
Аппалачи
Калифорния
Мексиканский
Аляска
Юкатан
Озера
Чтобы продолжить наш разговор, отгадайте загадку
Глядят в него молодые рябинки, цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним поправляя прически,
И месяц, и звёзды в нём отражаются, как это зеркало называется? – озёро
Верно, и мы продолжаем свой маршрут по озерам. Вам предстоит ответить на следующие вопросы:
- 1. Какие озера есть на материке Северная Америка?
- 2. Равномерно ли они распределены по территории?
Для этого самостоятельно поработаем с учебником стр.144-145 и разумеется картой атласа. Даю вам 2-3 минутки.
- Итак, какие озера вы увидели на материке? (Большое Медвежье, Виннипег, Большое Невольничье, Великие Американские озера).
- В какой части их больше всего? (Ответ – на севере).
- Как вы думаете, почему на севере так много озер? Как могли появиться здесь такие скопления пресных вод? (Ответ - ледники). Поэтому происхождение этих озер – ледниковое.
- Давайте посмотрим на схему какие еще выделяют типы озер? (Ответ – ледниковые, ледниково-тектонические, вулканические).
Давайте отразим это в небольшой схеме «Озера Северной Америки» и запомним, какие озера относятся к тому или иному типу. (вместе с обучающими заполняем схему).
- Материк очень богат озерами. Район, где находятся озера, когда-то был территорией древнего оледенения. Поэтому и котловины озер имеют ледниковое происхождение: Большое Медвежье, Виннипег. Котловины крупных озер имеют ледниково-тектоническое происхождение – Большое Невольничье и крупнейшая группа пресных озер мира Великих Американских. К ним относятся озера Верхнее, оно же является крупнейшим по запасам пресной воды, самое большое и самое глубокое, зимой замерзает. Гурон занимает центральное место в системе озер, носит имя индейского племени Гуроны. Из озера вытекает река Детройт, соединяющая его с озером Эри. Мичиган означает "большое озеро", целиком находится в промышленном районе США, поэтому сильно загрязнено. На берегах Эри когда-то жили индейцы племени Эри, потом их истребили воинственные ирокезы, но название озера сохранилось.
Самое низкое по высоте и самое красивое озеро ирокезы назвали Онтарио, что означает прекрасное. Оно же являлось и самым загрязненным. Когда-то на его берегу появились таблички "купаться запрещено". Были выделены средства на очистку воды и теперь оно снова чистое. Котловины озер образовались в результате разломов в земной коре, затем были углублены ледником.
- Реликтовым является Большое Соленое озеро, происхождение его – вулканическое. (Реликтовое - проявление прошлого в наше время). Находится оно на плато Большой Бассейн, на западе материка. здесь ведется добыча соли. Кратерные озера встречаются на полуострове Аляска и Алеутских островах.
Озера Эри и Онтарио соединены рекой Ниагарой, которая также коротка, как наша Нева. Но Нева спокойна и глубока, Ниагара же катится вниз и срываясь с уступа образует Ниагарский водопад.
В пучине ниспадающего гула
Окутываясь словно в белый дым
Я погружаюсь в мир земного чуда
В апофеоз грохочущей воды.
Кипит вода, беснуется, дробится,
Взмывает вверх как выпущенный пар.
И радуга весёлая искрится –
Природной чистоты аксессуар
(Дополнительный материал)
Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км, но на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский. Возник он 12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Шум слышен за десятки километров, и для общения туристов построили башню “Скайлон”.
- Люди издавна пытались покорить Ниагару. Летом 1901 года 43 летняя учительница Анна Тейлор преодолела водопад, спустившись по нему в бочке, изнутри выстланной подушками.
- Знаменитый французский канатоходец Шарль Блонден в 1859 году прошел над Ниагарой по канату длиной 335 метров, натянутому на высоте 49 метров. Многие герои покоряли водопад, но с 1951 г. покорение водопада запрещено.
В марте 1848 года жители небольшого городка Ниагара-Фоллс проснулись от… непривычной тишины. Водопад умолк. Дело в том, что
Итог:Великие озёра являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, уступая в этом показателе, даже взятые все вместе, озеру Байкал. Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноводным озером планеты, а меньшее из пяти — Онтарио — больше самого крупного в Европе Ладожского озера. Средняя глубина их, не будучи очень большой, все же такова, что превосходит среднюю глубину Балтийского и Северного морей. Одно из больших и красивых озёр северной части материка - Виннипег, что на языке индейцев означает «вода».
Современное оледенение
А теперь ещё загадка: Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град
Слой осадков так велик и зовут его ……
Мы знаем два вида ледников - покровные и горные ледники. Каковы причины их образования?
Могут ли в Северной Америке образовываться ледники?
- Ледниками занято 10 % площади материка. Большая часть сосредоточена в Гренландии. Также острова Канадского Арктического архипелага являются частью покровного оледенения материка. Горное оледенение распространено в Кордильерах. Основная его масса сосредоточена в Кордильерах Аляски. Самое мощное на западе, в горах Святого Ильи. Там расположен крупнейший ледник Хаббард. Распространено на материке и грунтовое оледенение или вечная мерзлота. Находится она в основном, на крайнем севере материка.
Вывод
- Итак, ребята, мы рассмотрели реки, озера и ледники Северной Америки. Что вы можете сказать относительно обеспеченности материка внутренними водами? (занимает 3 место после Южной Америки и Евразии по обеспеченности внутренними водами).
Закрепление
А теперь давайте подведем итог проделанной на уроке работы. Сегодня вы узнали много нового. Насколько хорошо вы усвоили новый материал, мы проверим с помощью теста:
Географические задачи
1. Река Миссисипи впадает…(в Мексиканский залив)
2. Большой Каньон находится в долине реки…(Колорадо)
3. Река Миссури это правый приток реки… (Миссисипи)
4. Левый приток реки Миссисипи…(Огайо)
5. В Северный Ледовитый океан впадает река…(Маккензи)
6. В систему Великих озер входят озера…
7. Озера Эри и Онтарио соединены рекой......(Ниагара)
8. Озеро, где ведется добыча поваренной и глауберовой соли......(Большое Соленое озеро)
9. Крупнейший ледник материка? (Хаббард)
Результат нашего тестирования говорит о том, что мы хорошо поработали на уроке. Поэтому и оценки за работу на уроке тоже хорошие (выставление оценок).
Рефлексия
Ребята, вспомните, какую цель ставили в начале уроке?
Достигли ли мы поставленной цели?
Что вы узнали нового на уроке?
Я узнал(а)……
Как видите, ребята, неинтересных мест на Земле нет. Видеть землю, узнавать, как живут на ней люди, наблюдать растения, птиц, зверей, плыть по реке, по морю, продираться по лесу и подниматься в горы - это все очень большая радость и изрядная доля того, что называется счастьем.
Василий Песков.
Домашнее задание: §45, дать характеристику реки Юкон по плану. А тем, кто имеет по географии пятерки творческое задание - составить рассказ "Я путешествую по реке" (разумеется Северной Америки).
Урока время истекло
Я вам, ребята благодарна
За то, что слушали меня
И поработали ударно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
«МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ»
Цель: Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Задачи: - сформировать знания об эмоциях с точки зрения психологии...
Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....
Для чего нужно знать внутреннее строение вещества.Внутреннее строение вещества.
Впервые с внуренним строением вещества обучающиеся сталкиваются чуть ли не на первых уроках физики в 7 классе. И особенно важно заинтересовать детей предметом в этот момент.Я х...
«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»
Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе....
Урок физики в 8-м классе по теме: "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Комбинированный урок физики....
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....