Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования, рельеф и полезные ископаемые.
методическая разработка по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов»
методическая разработка урока
Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования, рельеф и полезные ископаемые.
Сичка Диана Славиковна, учитель географии.
Разработка урока по теме: «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования, рельеф и полезные ископаемые»
Предмет: География
Учебно-методическое обеспечение: учебник «География материков и океанов под редакцией В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев» 7 класс, географический атлас 7 класс, настенная карта «Физическая карта Австралии» , лист самоконтроля, мультимедийная презентация «Австралия, история открытие и исследования, рельеф и полезные ископаемые», проектор, интерактивная доска, компьютер, электронный диск «География наш дом –Земля (образовательная коллекция), документ камера.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цель: формировать знания о географическом положении Австралии, истории открытия и исследования, рельефе и полезных ископаемых материка.
Задачи:
Обучающие: углубить знания и умения определять физико-географическое положение материков, познакомить с важными географическими открытиями, уметь определять закономерности в размещении форм рельефа и полезных ископаемых Австралии.
Развивающие: создать условия для развития общеучебных умений работать с картами атласа, текстом учебника, дополнительной литературой.
Воспитательные: способствовать формированию творческой личности, воспитанию ответственности, самостоятельности, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД (Л): проводят самооценку и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формулирование границ собственного знания и незнания.
Метапредметные УУД:
Познавательные (П): развитие речи, формирование умений поиска новой информации , сопоставление и отбор информации анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, определять причинно-следственные связи, оценивать.
Регулятивные (Р): уметь самостоятельно определять тему цель урока, работать индивидуально и в группе, оценивать результаты своей деятельности, и своих товарищей, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные(К): уметь взаимодействовать и работать в коллективе, вести диалог, вырабатывать общее решение.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Методы и приемы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1054;рганизационный момент(1мин) | Приветствие класса , проверка готовности к рабочего места у учащихся. Ребята, сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей. | Приветствуют учителя, настраиваются на рабочую атмосферу урока. | Создание благоприятного для обучения климата (К) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
#1052;ативационный этап.( 4 мин) | Эвристическая беседа | Фронтальная | Позади изучение самого жаркого материка земли, какого? (Африка). Продолжите о других материках: Самый влажный…, (Южная Америка), Самый холодный…..(Антарктида), Самый маленький ….(Австралия)….. Материк , имеющий границу с Евразией через Берингов пролив….(Сев. Америка), самый большой по площади… (Евразия) Чтобы понять о каком материке идет речь и начать наше исследование, прослушайте стихотворение Г. Усовой. « Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры. Там кролики страшней, чем наводнение…» Подумайте, природа какого материка описана ? Почему вы так решили? Совершенно верно это природа Австралии. -В каком логическом порядке мы изучаем природные особенности материка? Какие из этих вопросов мы можем изучить в рамках урока? И так тема урока (Слайд №1) : Австралия, географическое положение, история открытия и исследования, рельеф и полезные ископаемые. - Что вам известно об Австралии?( Самый сухой, маленький, удаленный, спокойный, необычный……) | Применяют знания, полученные ранее, отвечают на вопросы учителя. Слушают аудиозапись с электронного диска «География наш дом –Земля (образовательная коллекция).. Высказывают свои предположения, формулируют тему урока. Уточняют план изучения материка. Определяют количество вопросов для исследования на урок. (Географическое положение, История открытия и исследования, рельеф и полезные ископаемые Австралии), определяют тему урока. Отвечают на поставленный вопрос. | Формирование познавательного интереса (Л) Формирование умений принимать учебную задачу.(Р) Ориентируются в своей системе знаний (Л) Формирование способности к самоопределению(Л) | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1062;елеполагание(2мин) | Словесный. Диалог с учащимися. | Фронтальная Аудиовизуальная. | Нам достаточно знаний , чтобы ответить на вопрос – Почему он такой? ( нет) Исходя из темы урока , определите цель и задачи урока. ( Слайд №3) После обсуждения, демонстрируется цель и задачи урока. | Говорят каких знаний им не достает, формулируют цель и задачи урока. | Формулировка цели урока (Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала (19мин.) а)Выявление затруднений по теме урока. б)Открытие новых знаний. | Информационно- поисковый Исследовательский | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная Групповая | Для того ,чтобы сориентироваться какими знаниями и умениями мы владеем, заполните лист самоконтроля таблица 1, графа - на начало урока. (приложение 1) + знаю, умею, + - частично, - не знаю, не умею. Свою исследовательскую деятельность вы спланируйте работая в группах. Для этого используйте, инструктивные карты. Группа исследователей №1 Задание -Исследовать физико-географическое положение Австралии. Как влияет географическое положение Австралии на его природу? Предположите, почему Австралия –самый сухой материк? Группа исследователей №2 Задание- Исследовать историю открытия Австралии. Почему материк был открыт одним из самых последних? Группа исследователей №3 Задание - Исследовать Особенности рельефа материка. Почему в Австралии нет вулканов? Группа исследователей №4 Задание - Исследовать Строение земной коры и рельеф материка, результаты исследования занести в схему. Какая существует зависимость между размещением форм рельефа и строением земной коры? Инструктивные карты (приложение 2) Отчитываются устно о результатах своей работы. Гр.№2,№3 демонстрируют отчет через документ камеру. Слайд № 4 Критерии оценивания: -если учащиеся справились со всеми вопросами и раскрыли поставленную проблему, то отметка-5 -если была одна ошибка, то отметка- 4, -если было 2 ошибки и затруднения при ответе на проблемный вопрос, то отметка-3, если не выполнены задания-2 | Заполняют лист самоконтроля. Таб.№1 Желающие проговаривают вслух. Работа в группах. Осмысление поставленной цели, распределение заданий внутри групп, добыча знаний и способов решения, принятие решения для отчета о проделанной работе. Отчет каждой группы исследователей. Воспринимают информацию, запоминают, параллельно готовят вопросы если они возникают. Самооценка и взаимооценка групп по критериям. Экран оценивания на доске (выходит один представитель из группы)
| Определяют каких знаний им не хватает (Р), формулирование границ собственного знания и незнания (Л) Формулирование умений поиска новой информации (П) Сопоставление и отбор информации (П), установление причинно- следственных связей (П). Формирование навыков сотрудничества, вести диалог (К) Умение находить общее решение(К). Оценивать результаты своей деятельности, и своих товарищей, осуществлять рефлексию (Р) | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 физкультурная пауза (1 мин) | Ну-ка, ну-ка! | Выполняют зарядку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
#1047;акрепление.(6мин) Самостоятельная работа с тестом, самопроверка. | Тест | Индивидуальная, Парная. | Ребята, цель и задачи, которые мы с вами ставили, достигнуты? Ответьте на вопросы: -Что я сегодня узнал на уроке? -Чему научился? -Какие трудности возникали? Следующий наш этап – выполнение теста по теме урока, используя карту атласа «физическая карта Австралии». Контролирует выполнение тестовой работы. Лист самоконтроля, Таб №2 (тест) Демонстрирует слайд №5 с верными ответами и критериями выставления оценок. Заполните табл. №3 Оценка деятельности группы, индивидуальный тест | Отвечают на вопросы, Выполняют тестовую работу по вариантам, осуществляют взаимопроверку (по слайду с верными ответами по критериям) Выставляют оценки деятельности группы, индивидуальный тест в таб.№3 | Ориентироваться в своей системе знаний, контроль и оценка результатов деятельности (л) | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1056;ефлексия и (4 мин) | Словесный | Фронтальная Индивидуальная | Заполните лист самоконтроля Табл. №1последняя графа. В табличке №5 «Сегодня на уроке….» Отметьте фразы, характеризующие вашу работу на уроке
| Заполняют лист самоконтроля. Фиксируют свое отношение и деятельность на уроке. | Осуществляют рефлексию (Р) Выражают эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме (Л) | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 Домашнее задание. (3 мин) | Словесный | Фронтальная , индивидуальная. | По результатам заполнения листа самоконтроля таб. №1 Если у вас все +, то изучить параграф 35, написать мини- сочинение на тему: «Что бы я рассказал об Австралии своим друзьям». Если есть недочеты, то повторить по соответствующим пунктам. (Смотри таб.№4), изучить п.35 задание 1, 2 стр. 148. (Слайд №6) - Сдайте листы самоконтроля, для выставления итоговых результатов и табличку «Сегодня на уроке..» Спасибо за урок. Всего доброго. | Записывают домашнее задание, с учетом своих затруднений или их отсутствия. Сдают листы самоконтроля и табличку «Сегодня на уроке…». |
Приложение 1
Таб 1 Лист самоконтроля 1 вариант Ф.И Таб 1 Лист самоконтроля 2 вариант Ф.И
Знаю | На начало урока | На конец урока | Знаю | На начало урока | На конец урока |
1. Как определить географическое положение материка. | 1. Как определить географическое положение материка. | ||||
2. Как люди открывали и изучали Землю (Австралию) | 2. .Как люди открывали и изучали Землю (Австралию) | ||||
3. Формы Рельефа | 3. Формы Рельефа | ||||
4. Закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых. | 4. Закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых. | ||||
Умею | Умею | ||||
1. Определять Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков | 1. Определять Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков | ||||
2. Находить по карте крайние точки материка | 2. Находить по карте крайние точки материка | ||||
3. Описывать формы рельефа по карте | 3. Описывать формы рельефа по карте | ||||
4. Определять полезные ископаемые | 4. Определять полезные ископаемые |
Таб 2 Итоговое задании. Тест вариант1 Таб 2 Итоговое задание. Тест вариант 2
#1053;азовите крайнюю северную и восточную точку Австралии_____ | #1053;азовите крайнюю южную и западную точку Австралии_____ |
#1040;встралия являлась колонией_____________ | #1040;встралия входила в состав древнего материка___________ |
#1042;осточное побережье Австралии было открыто мореплавателем___ | #1052;ореплаватель, исследовал северные и северо-западные берега, о-в Тасмания__ |
#1041;ольшую часть Австралии занимает: а)Платформа, б)древняя складчатость, в)средняя складчатость | #1050; востоку поверхность Австралии: а)повышается, б)понижается, в)такая же как на западе. |
5. Самая высокая точка Австралии а) Этна б)Косцюшко, в)Эльбрус | #1047;алив Карпентария омывает Австралию:а)с востока, б)юга в) севера |
Таб. 3 Оценка деятельности группы, индивидуальный тест. Таб. 3 Оценка деятельности группы, индивидуальный тест.
Результаты работы в группах самооценка | Результаты работы в группах (оценка групп) | Тест (результаты) | Итоговая за урок | Результаты работы в группах самооценка | Результаты работы в группах (оценка групп) | Тест (результаты) | Итоговая за урок |
Таблица №5 «Сегодня на уроке….»
отметьте фразы, характеризующие вашу работу на уроке
На уроке | Я на уроке |
1. безразлично | 1. отдыхал |
2. скучно | 2. работал |
3. интересно | #1087;омогал другим |
Таб.4 Индивидуальная домашняя работа (на парту)
Если все +
-Изучить параграф 35
-Написать мини сочинение на тему: «Что бы я рассказал об Австралии своим друзьям»
Если есть не усвоенный материал, то повторить по таблице (домашняя работа) неусвоенные знания или умения. Изучить п.35 задание 1, 2 стр. 148.,
Знаю | Дом. работа |
1. Как определить географическое положение материка. | Повторить план описания географического положения материка, стр. 311 |
2. Как люди открывали и изучали Землю (Австралию) | Повторить параграф 2 |
3. Формы Рельефа | Повторить параграф 5 |
4. Закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых | Повторить параграф 4, стр.28, параграф 5, стр.31 |
Умею | |
1. Определять положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков | Повторить план стр.311, определить положение Австралии. |
2. Находить по карте крайние точки материка их координаты | По словарю повторить термин мыс, по карте Австралии определить крайние точки (мысы), повторить правила определения географической широты и долготы пункта, определить координаты крайних точек Австралии. |
3. Описывать рельеф территории | Повторить план описания рельефа территории стр. 311 |
4. Определять полезные ископаемые | Повторить условные знаки полезных ископаемых, карта «Строение земной коры» |
Приложение №2
Группа №1
Задание: Исследуйте физико-географическое положение Австралии. Как повлияет географическое положение Австралии на его природу? Предположите, почему это самый сухой материк?
Используя атлас
Инструктивная карта
По физической карте мира и карте Австралии определите
#1055;оложение материка по отношению к экватору;
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану, тропикам;
#1050;райние географические точки материка их координаты; протяженность с севера на юг и с запада на восток;
#1041;ереговая линия материка. Какие моря, заливы, проливы и океаны омывают материк
#1041;лижайшие материки и острова
6. В каких климатических поясах расположена Австралия.
Вывод: Как повлияет географическое положение Австралии на его природу? Почему это самый сухой материк?
Группа №2
Задание: Исследовать Историю открытия Австралии. Почему он был открыт одним из самых последних?
Инструктивная карта
Используя текст учебника стр.15, 14, 149, детская энциклопедия «Я познаю мир» (Австралия) стр. 523-525, карту атласа, составить рассказ о истории открытия и исследования, на контурную карту обозначить маршруты путешествия Абеля Тасмана, Джеймса Кукка, показать на физической карте.
Вывод: Почему он был открыт одним из самых последних (за исключением Антарктиды), колонией какого государства являлась Австралия?
Группа №3
Задание: Исследовать Особенности рельефа материка. Почему в Австралии нет вулканов?
Инструктивная карта
Используя текст учебника стр. 26, карту «строения земной коры и Физическую карту Австралии» , определить;
1. Частью какого древнего материка являлась Австралия? Что лежит в основании материка?
#1050;ак называется литосферная плита?
#1054;пределите единственную горную систему Австралии, самая высокая вершина ?
#1050;акие формы рельефа преобладают на материке, назовите их?
#1050;акие полезные ископаемые распространены на материке?
Сделайте вывод. Какая существует зависимость между размещением форм рельефа и полезными ископаемыми? Почему, на территории Австралии нет вулканов?
Группа №4
Задание: Исследовать строение земной коры и рельеф материка результаты исследования занести в таблицу. Какая существует зависимость между размещением форм рельефа и строением земной коры?
Инструктивная карта
Используя карту Строения земной коры и Физическую карту Австралии , заполнить схему:
«Строение земной коры и рельеф материка»
Вывод: Какая существует зависимость между размещением форм рельефа и строением земной коры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».
ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами, атласами, таблицам.ВОСПИТ...
Урок "Австралия. Географическое положение,история открытия, рельеф"
Конспект урока по теме "Австралия.Географическое положение, история открытия и рельеф"....
«Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые».
Урок в 7 классе. В презентацию входят слайды с тестом по ранее пройденной теме "Африка", информация по Австралии, иллюстрации....
Модульный урок для 7 класса по географии по теме "Австралия - географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые."
Модульный урок...
Модульный урок для 7 класса по географии по теме "Австралия - географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые."
модульный урок...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».
7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...