Великие открытия
план-конспект урока по географии (5 класс)

Камышанова Лилия Валерьевна

Цели: - познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магелана 

- развивать общегеографические и общеучебные умения.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы;

 знать результаты путешествия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Дж.Кука, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева; уметь на карте находить маршруты важнейших географических открытий, наносить на контурную карту маршруты великих путешественников.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

  • Учащиеся должны уметь составлять план текста,
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Великие открытия56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Важнейшие географические открытия»

Цели: - познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана,

- развивать общегеографические и общеучебные умения.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы;

знать результаты путешествия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Дж.Кука, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева; уметь на карте находить маршруты важнейших географических открытий, наносить на контурную карту маршруты великих путешественников.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

  • Учащиеся должны уметь составлять план текста,
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Ход урока:

1. Организа-ционный момент

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

Готовятся к уроку, слушают,

формулируют цели и задачи урока

2. Проверка домашнего задания

1. Конкурные карты мира, нанести номенклатурные знания по вариантам

2. Аукцион знаний по теме «открытия»:

  1. о путешествиях финикийцев и Пифея,
  2. о деятельности Эратосфена и Геродота,
  3. о путешествиях Марко Поло, Бартоломео Диаша и Васко да Гама.

Работают с контурными картами по вариантам.

Отвечают устно, получают жетоны

3. Домашнее задание.

&6, вопросы и задания, задание по желанию:

Творческое задание: сообщение об одном из великих путешественников.

Записывают домашнее задание в дневник.

4. Введение нового материала.

"Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти 50 лет, когда впервые с тех пор, как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий

вращается во Вселенной".

Как вы думаете, о каком времени идет речь?

Как вы думаете, что будем изучать?

Работа в группах/ парах:

1 группа – открытие Америки;

2 - кругосветное плаванье;

3- об открытии Австралии,

4 – об открытии Антарктиды.

Затем рассказывают у доски, получают жетоны

Работа с текстом учебника, работа в парах.

Слушают, анализируют, запоминают

5. Закрепле-ние.

Работа с электронным приложением, презентацией.

Беседа.

Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?

Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Найдите на картах атласа объекты, названные в честь знаменитых путешественников, о которых вы услышали на уроке или прочитали в параграфе.

Работа с контурными картами:

  1. Подпишите на контурной карте все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
  2. Нанесите маршрут путешественника по вашему выбору.

Смотрят, слушают, анализируют,

выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы, выполняю задания на контурных картах

6. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью

«Леса рук» (на парте – всё понятно, 1– есть затруднения, 2 – много непонятного)

Оценивание своей деятельности на уроке

7. Окончание урока

Подведение итогов урока

Результаты урока:

- формирование пространственных представлений у пятиклассников,

- развитие предметного умения работать с контурной картой,

- знакомство с именами путешественников, их заслугами,

- правильное использование в речи географических терминов,

- формирование умений устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Дополнительный материал

Плавание Христофора Колумба

Живя вблизи моря, Христофор Колумб ещё в детстве совершал свои первые плавания. Это был достаточно образованный человек, знавший 4 языка: родной итальянский, испанский, португальский, латинский.

Учился ли Колумб или был гениальным самоучкой, остаётся неизвестным.

В то время многие европейские страны искали морские пути в страны Южной и Восточной, Азии, которые назывались в то время общим словом «Индия». Из этих стран в Европу поступали перец мускат, гвоздика, корица, дорогие шелковые ткани. Испания не могла пройти к Индии морским путем, так как путь ей у западных берегов закрывал португальский флот.

(Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки).

У Колумба созрел план: если плыть на корабле всё время на запад, через Атлантический океан, то, в конце концов, можно достигнуть Восточной Азии.

3 августа 1492 года в море вышли три небольших корабля, матросами, на которых были, в основном, осужденные преступники. Прошло 33 дня, как экспедиция покинула заселенные острова, а Земли не было видно. Буйная команда начала роптать. Чтобы её успокоить, Колумб начал записывать в судовой журнал пройденные километры, умышленно их уменьшая. Наконец, они открыли о. Гаити, Куба и ряд других.

Колумб полагал, что это были острова Южной и Восточной Азии. Будучи уверенным, что достиг Индии, Колумб назвал местных жителей индейцами.

Трижды плавал Колумб в Вест-Индию, но до конца жизни считал, что открыл и исследовал берега Азии.

Умер Колумб в нищете, его смерть прошла незамеченной для современников.

Путешествие Фернана Магеллана.

Мир поделен между Испанией и Португалией ровно пополам, словно разрезанное яблоко. Путь к сказочно богатым островам Пряностей хорошо известен – он проходит вдоль берегов Африки, но открыт лишь для португальских кораблей. Впрочем, современникам известно, что их можно достичь и двигаясь на запад, обогнув земной шар.

Только один человек заявляет с железной уверенностью:

«Я знаю, что существует пролив между океанами, я пойду на запад. Я найду пролив!». Этот человек – Магеллан.

Магеллану дали 5 кораблей, и они отправились в путь. Корабли пересекли Атлантику и шли вдоль берегов Южной Америки. Магеллан искал пролив: тщательно обследовал каждый залив, каждую бухту.

Первая неудача: разбилось о скалы самое быстроходное, лучшее для ведения разведки судно. Но не сломленный потерей Магеллан по-прежнему вел корабли вперед: на пути новый залив, и вновь два корабля уходят в разведку. Корабли нашли пролив, что ж, целый год Магеллан искал этот путь!

Четыре корабля вошли в мрачный и безмолвный пролив.

(Потомки назовут его именем Магеллана). Мрачные черные скалы все теснее обступают суда, небо затянуто свинцовыми тучами, и корабли, словно тени, движутся по темным водам. Ни одного человека не видно вокруг, лишь какие-то огни полыхают в ночном мраке по левому борту, по ним и дал Магеллан название новой земле – Огненная.

Окончания проливу не видно, свирепствует шторм, начинает роптать команда, но ничто не может поколебать адмирала: «Только вперед!» Магеллан посылает разведку, и из неё не возвращается лучший, самый крупный корабль, на котором хранились самые большие запасы продовольствия, корабль-дезертир. Но, наконец, скалы расступились, и перед путешественниками открылась безбрежная гладь океана. Первый и единственный раз в жизни «железный адмирал» плачет от радости!

Царит безветрие, и Магеллан навеки нарекает имя океану – Тихий.

Корабли плывут по неизвестному океану двадцать дней, тридцать… шестьдесят и не видят никаких признаков земли. Какими ошибочными оказались расчеты о величине океана, они плывут уже сто дней, в три раза больший, чем тот, за который Х.Колумб пересек Атлантику. Было съедено все, даже кожа, которой были обшиты канаты, кожа, которая загрубела так, что её вымачивали в воде 4-5 дней. Каждый день кто-то умирал от цинги. В дневнике экспедиции записано: «…если бы не столь благоприятная погода, мы все погибли бы среди этого необъятного моря».

После ста страшных дней голода, жажды и одиночества корабли подошли к островам, в честь наследника испанского престола Магеллан назвал их Филиппинскими.

Именно на этих островах он погиб во время стычки с местным населением. Оставшейся в живых команды не хватило для управления парусами трех кораблей, и моряки сжигают один корабль. Судьба оставшихся двух кораблей была разной.

В Испанию вернулся лишь один корабль «Виктория» и 18 моряков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки, ставшие великими открытиями

Ошибки, ставшие великими открытиями Кока-Кола В 1886 году доктор и фармацевт Джон Пембертон пытался приготовить микстуру на основе вытяжки из листьев южноамериканского растения кока и...

Ошибки, ставшие великими открытиями

Ошибки, ставшие великими открытиями Кока-Кола В 1886 году доктор и фармацевт Джон Пембертон пытался приготовить микстуру на основе вытяжки из листьев южноамериканского растения кока и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Факультативный курс по географии "Великие открытия и путешествия 20 века. Загадки природы и необычные явления"

Основные вопросы курса: Поиски Северного полюса, изучение Арктики, открытие Южного полюса, штурм горных вершин и пр....

Великие открытия ученых биологов

Разработка урока  по биологии в рамках мероприятия посвященному «Параду культур».Урок по теме «Великие открытия ученых» является интегрированным уроком в рамках общешкольного мероприятия «Парад к...

МУЗЕЙ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ: Жизнь и творчество Марии Склодовской-Кюри.

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9-х классов. ...

Сценарий выступления шестиклассников "История великих открытий" к Дню гимназии

Сценарий для шестиклассников подготовлен к празднику "День гимназии"....