Литосфера и человек, 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа дна Мирового океана;

 сформировать у учащихся представления о влиянии человека на литосферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_30_litosfera_i_chelovek.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 30, 31

Тема урока: Учимся с «Полярной звездой». Литосфера и человек.

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа дна Мирового океана;

 сформировать у учащихся представления о влиянии человека на литосферу.

Личностные УУД: 

- развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные УУД:

- работают с текстом учебника и составляют схему (формы рельефа дна Мирового океана).

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, сотрудничество

Тип урока:

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Техническое оборудование: атласы, учебник, ИКТ.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности

С давних пор человека интересовал океан. Спуститься на дно без особых приспособлений было невозможно. Тренированный пловец-ныряльщик за морским жемчугом мог нырнуть на глубину до 10-15 метров, на 10 -12 минут. А что там? Глубже?

Как можно было измерить глубину дна океана? Правильно с помощью веревки, шеста. Мореплаватели измеряли глубину океана с помощью лота – это веревка, канат со свинцовым грузом на конце. Лот долгое время использовался путешественникам, моряками.

В XX веке был изобретен прибор, основанный на прохождении водной массы звуком - эхолот. Действие прибора основано на улавливании отражения звука от дна Океана.

Так выглядит современный эхолот

современный эхолот

Учащиеся слушают учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Усвоение новых знаний

Скорость звука в воде-1500м/с, если считать, что звук до дна шел всего 3 сек, то глубина в данном месте будет 4500 м, (не надо забывать о том, что звук совершает путь ко дну и обратно, поэтому время будет затрачено в 2 раза больше).

Так проводят промеры глубин океана. Все данные наносят на карту.

- Давайте посмотрим на карту полушарий. Объясните, почему поверхность Океана не равномерно окрашена? Действительно, глубины на карте можно показать цветом, способом послойной окраски - чем интенсивнее цвет, тем глубже и наоборот.

Действительно, вдоль побережья материков тянется их подводная окраина – шельф, или материковая отмель, самая мелкая часть океана.

Картографы для классификации глубин используют шкалу глубин (найдите её на карте).

Далее на расстоянии около 200 метров от берега начинается материковый склон – резкий спуск ко дну Океана, и, само дно – ложе, или котловина.

Ложе океана подобно поверхности суши, представляет собой равнинные участки, и горы, вершины которых выступают над поверхностью океана и образуют острова. Могут на дне Океана быть и вулканы, глубокие впадины – желоба, подводные хребты.

Дно океанов и морей покрывает толстый слой осадков.

Часть осадков поступает в Океан с материка, часть образуется в Океане. С материка – значит смыты с суши (песок, глина, галька, ил). Океанические осадки – это раковины морских животных, останки растений, вулканический пепел, ил, соли.

Скорость осадконакопления в Океане мала – 1 см за 2000 лет, у побережья – 1 см за 20-40 лет. Толщина осадков в Океане -200 метров, в морях – 4000 метров.

Учащиеся просматривают презентацию.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

3.Первичное закрепление знаний

1)Что мы увидим, если спустимся на дно Океана?

2)Каким прибором нам нужно будет воспользоваться, чтобы измерить глубины Океана?

3)Как можно измерить глубину Океана не выходя из класса?

4)С какими элементами рельефа дна Мирового океана мы познакомились?
5)Как называется самая глубокая часть океана?
6)В каких океанах желоб отсутствует? (В Атлантическом и СЛ океане)
7)Назовите сейсмически активные зоны  дна Мирового океана. (Желоба и  СОХ.) А почему?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Личностные: рассуждение

4.Практикум

Выполнение заданий 40-52 в тетради «Мой тренажёр» (с. 43-46)

Учащиеся выполняют задания.

Коммуникативные:  

- формирование умения самостоятельно  выполнять задание.

Регулятивные: формулирование ответов, применяя полученные знания.

6.Рефлексия деятельности

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

7.Задание на дом

П. 26,27.подготовиться к итоговому уроку

Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению.

Работа с картой Океанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере». география 8 класс

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах...

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере». география 8 класс

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах...

Урок « Литосфера и человек»

Тема урока: « Литосфера и человек»...

Разработка блока по теме "Литосфера" в 6 классе

Поурочная разработка, конспекты уроков по теме "Литосфера" в 6 классе. К учебнику: География. Начальный курс. 6 класс. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. 10-е изд., стер. - М.: 2010 -...

Задания к уроку "Литосфера и человек"

Задания к уроку "Литосфера и человек". Автор учебника - Домагацких Е....

Литосфера, география 5 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ГЕОГРАФИИ 5 класс "ЛИТОСФЕРА"...

Презентация "Литосфера и человек".

Презентация "Литосфера и человек" предназначена для изучения географии в 5-6 классах....