Географическая карта, как обязательный ресурс для подготовки к ВПР
методическая разработка по географии (5 класс)

Первое авторитетное диагностическое испытание   по  учебному  предмету  «География» - ВПР, цель которой оценить  уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Одним из критериев успеха при этом выступает мастерское обращение школьников  с географической картой.  Умение читать и понимать данный образовательный ресурс - важный общеучебный навык и  гарантия результативного освоения предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока

ФИО учителя

Квяткевич Рита Геннадьевна

Предмет

География

Класс

5

Тема

Географическая карта, как обязательный ресурс для подготовки к ВПР

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока

Урок-практикум

Цель

углубить знания учащихся  об обязательном источнике информации на уроке географии – географической карте, необходимой для проведения мини-исследований  и решения взаимосвязанных учебных и практико-ориентированных  задач

Задачи

обучающая - выявление и оценка степени овладения  системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений  по темам «Стороны горизонта», «Масштаб», «Градусная сетка», «Контурная карта», «Справочная таблица»;

развивающая - развитие умений совершать логические операции, обеспечение системности в учении;

воспитывающая – повышение интеллектуальных ресурсов личности, воспитание правильной самооценки  и чувства ответственности, умения общаться в коллективе.

Информационное обеспечение

урока, оборудование

Мультимедийная техника и электронная презентация «Географическая карта», ноутбуки с выходом в Интернет, рабочие листы.

Используемые технологии

Технология критического мышления, ТРИЗ-технология, ИК-технология,  

Применяемые техники обучения:

Моделирование ситуации, анализ, размышление, самостоятельное решение проблемы.

Методы и приёмы

Активное взаимодействие и общение обучающихся в выборе направления поиска решения задачи: метод сотрудничества

Формы работы обучающихся

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Литература

Алексеев А.И. География 5-6 классы. Учебник «Полярная звезда», М., Просвещение, 2023.

https://geo-oge.sdamgia.ru   Решу ОГЭ география

Этапы урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Мотивация  и целеполагание

Нестандартный вход в урок

31 января – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕБРЫ

Приложение 1

Организует диалог Демонстрирует фото зебры и календарь дня.

Участвуют в диалоге

Мотивация  и целеполагание 

гражданского воспитания:

стремление к разнообразной совместной деятельности

регулятивные универсальные учебные действия  - самоорганизация: умение аргументировать предлагаемые варианты решений

умение приводить примеры процессов и явлений, изучаемых различными ветвями естественных наук

2.Активная самостоятельная учебная деятельность

Задание 1.

Топографическая карта      -    «Ориентирование»

Приложение 2

Организует работу с топографической картой

Выполняют задания:

определение сторон горизонта и масштаба

План местности:

стороны горизонта,

масштаб.

ценности научного познания: овладение читательской культурой (условные знаки), как средством познания мира

базовые исследовательские действия: умение проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале

умение

-определять направления и  расстояния по плану местности

-использовать условные обозначения планов местности

Задание 2.  Физическая карта мира -    «Градусная сеть»

Приложение 3

Организует работу с физической картой России

Выполняют задания:

определение географических координат или географических объектов

Мир. Физическая карта: географические координаты

трудового воспитания: освоение алгоритма -  действий технологической направленности

базовые исследовательские действия: использование географические заданий, как исследовательский инструмент познания;

умение определять

-географические координаты  объекта

- объект по

географическим координатам

Задание 3. Политическая карта  - «Анализ информации о населении стран мира»

Приложение 4

Организует работу с политической картой мира и таблицей

Выполняют задание: анализ информации о населении стран мира

Мир. Политическая карта: государства.

Работа с таблицей

эстетического воспитания: осознание особенностей природы и населения других стран мира

работа с информацией: применение различных источников в поиске и отборе географической информации

умение использовать

 -условные обозначения географических карт

-табличные данные

для получения информации

Задание 4. Физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа - «Анализ текста географического содержания»

Приложение 5

Организует работу с  физической картой региона

Выполняют задание:

нанесение географических объектов в контурной карте

Ямал. Физическая карта и Контурная карта – географические объекты региона

патриотического воспитания: проявление интереса к познанию природы регионов России - своего края

работа с информацией: оценивание надёжности географической информации по критериям

умение работать в контурной карте:

определять и наносить географические объекты

3.Подведение итогов и рефлексия

Подведение итогов

Приложение 6

Организует обсуждение проделанной работы и проверку (самопроверка и взаимопроверка) качества её выполнения посредством  анализа заполнения таблицы.

Подведение  итога занятия

Определение отметки за урок по количеству набранных баллов.

Организует размышление по направлениям

Осуществляют осмысление по деятельности

Подведение итогов и рефлексия

гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений;

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение публично представлять результаты учебной деятельности

Умение интегрировать и интерпретировать географическую информацию

Рефлексия интеллектуальная

«Рефлексивный ринг

»

Приложение 7

Приложение 1

Ученые выяснили, почему зебры полосатые

31 января – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕБРЫ

Учитель: знаете, какой самый распространённый спор у учёных по поводу зебры…

 «У зебры подложка белая, а полоски чёрные? Или подложка чёрная, а полоски белые?»

Всё же смогли установить:  подложка белая, а полоски чёрные. А вот кожа у зебры чёрного цвета.  

Для чего такая окраска животному?

Ученики: окраска животного помогает сливаться с фоном местности и быть незаметным.

(Интересный факт. Провели эксперимент.  Шерсть коров окрасили смывающейся краской в полоски бело-чёрного цвета. Заметили, что животных с такой окраской меньше кусали насекомые. Ещё одно предположение об окрасе зебры. )

Учитель: сегодня,  31 января – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕБРЫ. А какая связь между зеброй и географией?....

На уроках географии применяется учебное пособие, на подложке которого нанесены обозначения.

Если назовёте  учебное пособие, то определимся с темой урока.

Ученики:  Географическая карта

Учитель :  Что должны узнать на уроке  о карте?

Ученики:  Что показывает географическая карта? Какие виды географической карты бывают?

Тема:_________________________________________ Цель:________________________________________________

Приложение 2

Задание 1.Топографическая карта      -    «Ориентирование»

1.1 -На каком берегу реки Михалёвки находится родник? ________________________

В ответе запиши на правом ИЛИ на левом.

-В каком направлении от родника расположена Церковь?_________________

 1.2 -Какой из объектов может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В: а) футбольное поле б) санный спуск в) пляж

-Какая особенность участка, определила выбор?

1)  близость к реке

2)  ровная поверхность

3)  достаточный уклон

4)  отдалённость от населённого пункта

1.3. Какова протяжённость маршрута А–В? Для выполнения задания используй линейку. Расстояние измеряй по центрам точек.  Ответ округли до десятков метров и запишите без единиц измерения._________

https://geo6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2807

Приложение 3

Задание 2.  Физическая карта мира -    «Градусная сеть»

2.1 Определи географические координаты объекта: город Салехард  ___________________________

2.2 Определи объект по географическим координатам:  550 с.ш. 370 в.д.

________________________

Приложение 4

Задание 3. Политическая карта  - «Анализ информации о населении стран мира»

Страна

Численность населения,

млн человек

Состав населения, %

https://geo6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=61111

        В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография?  ______________________________

         К какой расе относятся коренные жители указанной  страны?  

1)  европеоидной   2)  негроидной 3)  монголоидной 4)  австралоидной

         В какой стране более половины населения проживает в сельской местности? ______________________________

         В каких двух странах доля городского населения одинакова?    ________________________________

городское

сельское

Австралия

25

88

12

Греция

11

80

20

Египет

95

43

57

Франция

65

80

20

Приложение 5

Задание 4. Физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа - «Анализ текста географического содержания»

Определи регион России по его краткому описанию

 (вместо пропусков вставь слова и словосочетания из списка)

Этот автономный округ находится в  __________________ части страны.

  Он омывается водами  ____________________ моря Северного Ледовитого океана.  

На территории округа находится устье одной из наиболее протяженных рек России - _____________________.

 Большую часть территории округа занимает природная зона - ________________________.  

Ценное полезное ископаемое  -  ________________________________.

 Административный центр – город _________________________ (в переводе означает «селение на мысу») расположен на _______________________________________________.

Название региона  ____________________________________________________________

Список слов и словосочетаний: азиатская, Карское, Обь, тундра, природный газ, северный полярный круг

Файл:Outline Map of Yamalo-Nenetsky AO.png

Нанеси на Контурную карту географические объекты: сухопутные границы

Ямало-Ненецкого автономного округа

(подпиши названия соседних регионов),

город Салехард, река Обь, Карское море.

В Легенду Контурной карты (условные знаки) внеси недостающие обозначения.

                                      Приложение 6        Приложение 7

Критерии оценки

Самооценка

Итого

Задание 1.Топографическая карта      

«Ориентирование»

Максимально: 5 баллов

1

1

1

1

1

Задание 2.  Физическая карта мира     «Градусная сеть»

Максимально: 2 балла

1

1

Задание 3. Политическая карта  «Анализ информации о населении стран мира»

Максимально: 4 балла

1

1

1

1

Задание 4. Физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа

«Анализ текста географического содержания»

Максимально: 1 балл

1

Оценка за урок / среднее значение    

 Максимально: 12 баллов

Отлично «5»: 12, 11 баллов   Хорошо «4»:  10, 9,8,7    Нормально: «3»: 6,5,4,3

Рефлексивный ринг

Продолжи предложение

Завершая урок,  определённо могу сказать:  

 я знаю…                           

 я понимаю…        

 я умею…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с географической картой как элемент технологии подготовки учащихся к ГИА

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими...

Географическая карта. Цвета географической карты.

Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....

"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"

В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...

Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.

Материал разработан для учащихся,которые готовятся к ГИА по географии самостоятельно. Тема материала- определение по географическим картам центров промышленности....

Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.

Материал предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ГИА. трабатывает навыки чтения информации ,размещенной на карте географического атласа...

Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Оценка с помощью географической карты агроклиматических условий

Отработка навыка работы с картой "Агроклиматические условия территории России"...