Сценарный план урока географии в 9 классе. Тема: Пространство Центральной России.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Булгаков Сергей Викторович

Сценарный план  урока географии  в 9 классе.

Подготовил учитель географии

МКОУ «Любостанская  СОШ»

Булгаков С.В.

 

Тема: Пространство Центральной России.

Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися  состава, географического положения   и природных условий  районов Центральной России, закрепить теоретические знания на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_geografii_v_9_klasse.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план  урока географии  в 9 классе.

Подготовил учитель географии

МКОУ «Любостанская  СОШ»

Булгаков С.В.

Тема: Пространство Центральной России.

Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися  состава, географического положения   и природных условий  районов Центральной России, закрепить теоретические знания на практике.

Задачи урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися  географических особенностей и экономико-географического положения Центральной России.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности; 

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности; Воспитание патриотизма, посредством изучения своей Родины.

Планируемые результаты:

  • - личностные: развивать способность к самооценке; оценивать  усваиваемое содержание, формирование потребности в изучении  географии; Эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытия взаимосвязи экономического развития от природных и исторических условий.
  • - регулятивные: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
  • -  предметные : Познакомиться с составом, природными и историческими предпосылками развития Центрального района России.
  • - коммуникативные:   содействие воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умения слушать друг друга

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • проектор, презентация;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы работы:

  • фронтальная беседа;
  • лекция;
  • самостоятельная практическая работа;
  • групповая работа, работа в парах.

План урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)
  2. Формулировка темы урока .(3-4 мин)
  3. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (4-5 мин.)
  4. Открытие нового знания(10-12 мин)
  5. Первичное закрепление (самостоятельная работа) (4-5 мин)
  6. Включение нового знания в систему знаний (практическая работа)

(8-10 мин)

  1. Рефлексия учебной деятельности (3-4 мин)
  2. Домашнее задание

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности  (1 мин).

У. Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на нашем уроке. Желаю нам плодотворной работы. Начнем наш урок со строк русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова.

Прочитайте стихотворение (слайд1)

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

М.Ю. Лермонтов,

русский поэт

2. Формулировка темы урока

Как вы думаете, о чём пишет Лермонтов? ( о России)

А о какой части России идет речь?  (Центральной)

Подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Центральная Россия)

Да,  ребята, вы правы. Тема нашего урока «Пространство Центральной России».(слайд2)

Запишем тему урока в тетрадь.

3. Актуализация знаний 

Что мы уже знаем о Центральной России? (слайд 3 с картинками)

  1. В центральной России располагается столица нашей страны город Москва
  2. Здесь находится  множество древних русских городов Золотое кольцо
  3. Население в основном русские, но есть и другие национальности
  4. В этом районе находятся плодородные почвы Чернозем
  5. Крупнейшее месторождение железной руды КМА.
  6. Электрометаллургический комбинат в Старом Осколе Белгородской области, единственный в России с технологией прямого восстановления железа
  7. Река Волга – самая длинная река в Европе

Всё верно, молодцы!

Какие задачи сегодня стоят перед нами?

  1. Узнать положение Центрального района
  2. Состав района
  3. Уточнить рельеф и климат Центрального района
  4. Узнать о природных ресурсах района

4.Открытие нового знания 

Географический регион, находящийся на западной границе страны, называется Центральной Россией. (показать на карте)

Так сложилось исторически. Такое название было дано еще в середине XIX Кроме того, здесь находится наша древняя столица Москва, и эта территория на протяжении столетий была центром Русского государства ,Московского княжества (а затем Московского царства, Российской империи, РФ) — за счет присоединения все новых территорий и заселения их русскими.

В Центральной России традиционно выделяют три экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго- Вятский. Проследите за их границами по карте на с. 228  Приложения учебника.

Запишем в тетрадь состав Центрального  района(слайд 3)

Центральный, Центрально-Черноземный и Волго- Вятский

Пользуясь таблицей на стр.222

Определим состав  экономических районов .

 Сколько областей входит в Центральный район?(12 областей, назвать их и город федерального значения Москва). Какова площадь района? Население ?

Состав  Центрально-Черноземного района ( 5 областей, назвать их). Площадь, население?

Состав Волго-Вятского района ( три республики и две области назвать). Площадь, население?

Общая площадь Центрального района? (915 тыс. км2)(слайд 4)

Население 46 548 000 человек

Для сравнения (слайд 5)

Страна

Площадь

(тыс. км2)

Центральная Россия

915

Франция

551,5

Украина

603,5

Германия

357

Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

На развитие районов Центральной России оказали влияние особенности их географического положения. Постараемся их выделить.

Работаем с картой атласа.

Особенности географического положения

Центральной России

  1. Развита ли транспортная сеть района? Какие крупные города Центральной России сформировались на торговых и транспортных путях.

В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта.

Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала и Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.

  1. Какое положение района относительно территории нашей страны? (Пограничное  положение, способствовало установлению международных связей.)

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить  характеристику  Природа Центрального района и природные предпосылки его  развития.

Используя материал учебника и карты приложения, опишите рельеф и полезные ископаемые  района, климат и водные ресурсы, природные зоны и почвы . Обратимся к карте на стр. 232. Определим,  какие природные ресурсы имеются? Работая с картой учебника стр. 84, определим формы рельефа. В учебнике найдем описание климатических условий.

Результаты  своих исследований оформите в таблицу(листки с таблицей раздать). Работаем в парах.

План характеристики ЦР

Особенности  природных условий

Выводы/примечания

Рельеф, полезные ископаемые

Р.- равнинный. Чередование возвышенностей и низменностей: Среднерусская возв., Валдайская,  Смоленско-Московская; Мещерская низменность, Окско-Донская равнина

Наивысшая точка

Железная руда (КМА), фосфориты,,бурый уголь,строительные материалы.

Рельеф благоприятен, живописен и дает возможность для развития  хозяйства и туризма.

Район хорошо обеспечен железной рудой

Природными ископаемыми не богат.

Климат

Климатический пояс: умеренный.

(умеренном континент). континент. к.

t° - я – (-10, -12), и – (17, 18)

       - с С-З на Ю-В: от 700 до 500 мм. в год

. Благоприятные природные условия для развития АПК.

Воды

Начало рек : Днепр, Волга, Западная Двина. Южнее на среднерусской возвышенности водораздел бассейнов рек Оки, Дона и Сейма

Это направление освоения территории и роста Русского государства

С 20 века центральность усилена строительством ж/д и автомобильных ( 10 радиальных направлений от Москвы

Природные зоны. Почвы

Тайга,смешанные,широколиственные леса, лесостепи и степи.          

.

           

Почвы:  Серые лесные,Чернозёмы,  

Природные условия разнообразны.

Основа зернового хозяйства (! Водная  эрозия)

Закончили , молодцы .  Кто  представит нам результат исследования по  Рельефу и  полезным ископаемым?

Кто  выступит  по  Климату Центрального района?

Теперь представляем результаты исследования по водным ресурсам

О  Природных зонах  и Почвах Центрального района нам расскажет …

Молодцы ребята! Мы изучили особенности географического положения Центрального района.

5.Первичное закрепление (самостоятельная работа)

Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания,  выполнив задания на карточках. Приложение 1.

Выполните взаимопроверку по ключу.(на доске)

Поставьте отметку своим одноклассникам:

«5»- нет ошибок

«4»- одна ошибка

«3»- две ошибки

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный             Б) Центрально-Чернозёмный

В) Волго-Вятский            Г) Северный

   2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

       А) по рекам         Б) по грунтовым дорогам      В) по морям

  3. Центральная Россия имеет ….. положение

       А) периферийное     Б) столичное    В) приграничное

  4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

       А) Украина    Б) Беларусь    В) Молдавия      Г) Литва

  5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

      А) автомобильными дорогами     Б)  железными дорогами

      В) трубопроводами                         Г) всеми видами транспорта

  6. Центральная Россия

      А) богата природными ресурсами      Б) не богата природными ресурсами

  7. В Центральной России есть крупное месторождение

     А) каменного угля     Б) торфа     В) фосфоритов     Г) железной руды

  8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

     А) природные условия    Б) полезные ископаемые   В) ЭГП  

                  VI.  Практическая работа

Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Задание составить характеристику экономико-географического положения (ЭГП) по плану.

Давайте вспомним , что подразумевается под экономико-географическим положением?

Экономико-географическое положение — положение города (района, страны) по отношению к другим географическим объектам, имеющим экономическое значение (включая пути сообщения, рынки, хозяйственные центры и т. д.).

Практическая работа в группе Характеристика экономико-географического положения.

Кто руководитель вашей группы, выберите. Руководитель распределяет пункты плана между участниками группы и каждый из вас готовит определенный фрагмент плана. Потом вы представляете результаты выполненной работы. Понятно?

Характеристика экономико-географического положения (ЭГП) дается по плану:

1. Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране).

2. Экономическое окружение  (соседние районы, пограничные государства, экономические центры).

3. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным), морским путям.

4. Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

5. Изменение экономико-географического положения района во времени.

6. Вывод: возможности влияния экономико-географического положения района на развитие его хозяйства.

Закончили, ребята? Представьте пожалуйста результаты совместной работы?

VII. Рефлексия

  1. Рефлексия содержания

Давайте подведем итог.  Выходите к доске ребята.

Вам такое задание:  составить портрет Центрального района.(закрепить табличку Ц. район России)

 Составляем портрет в виде кластера на доске.

Молодцы ребята.

Скажите, все ли нам удалось сегодня на уроке? Что не получилось? Что вызвало затруднение? Что узнали нового на уроке?

Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке? Какие отметки вы бы сегодня себе поставили? Почему?

Выставление оценок

Запишите домашнее задание(слайд)

Параграф 21 читать, задание 8на стр. 87

Спасибо за хорошую работу! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространство Центральной России.

Урок-презентация по географии в 9 классе. УМК "Полярная звезда"...

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Тема: Пространство Центральной России

Цели: Сформировать образ Центральной России;Выявить состав и специфические особенности географического положения Развивать умение давать оценку экономико-географического положения района;Совершенствов...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...

Презентация к уроку географии в 9 классе "Пространство Центральной России"

Презентация к  уроку географии  в 9 классе. Подготовил учитель географииМКОУ «Любостанская  СОШ»Булгаков С.В. Тема: Пространство Центральной России.Цель урока:  об...

Тест по географии "Пространство Центральной России"

Тест по географии "Пространство Центральной России" с выбором ответа...