Этнический и религиозный состав населения География
план-конспект занятия по географии (10 класс)
В конспекте дан краткий материал по теме, а так же задания для самостоятельного выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_etnicheskiy_i_religioznyy_sostav_naseleniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнический и религиозный состав населения География СПО
Цель урока: Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «религия», «этнос». Познакомить учащихся с религиозным и национальным составом населения мира.
Задачи урока:
Обучающая: Помочь учащимся понять особенности этнических процессов, различия между основными религиями, виды государств по особенностям национального состава.
Развивающая: Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.
Техническое обеспечение урока: Учебник «География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский», атлас 10 класса, проектор, интерактивная доска, карта мира, контурные карты мира.
Содержание урока:
#1054;рганизационный момент
Приветствие учителя учащимися, проверка отсутствующих на занятии, проверка готовности к уроку
#1040;ктуализация опорных знаний:
1. Фронтальный опрос
- Каковы особенности половозрастной структуры населения?
- Какова возрастная структура населения мира?
- Что вы можете сказать о соотношении мужчин и женщин?
- Почему соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах различно.
- Дайте определение понятий: раса, трудовые ресурсы, экономически активное население.
- Какие расы называют основными?
- В чем состоит разница между смешанными и переходными расами?
#1056;абота с разноуровневыми карточками:
1 карточка: по данной половозрастной пирамиде определить к какому типу стран по экономическому развитию относится данная диаграмма, объяснить почему.
2 карточка: Дать определение, что такое половозрастной состав, из каких возрастных групп состоит. Трудовые ресурсы.
#1062;елеполагание.
Тема нашего урока сегодня «Этнический и религиозный состав мира». Итак, как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия? (общие выводы учащихся). Интересно, какую цель на сегодняшнем занятии ставит каждый из вас. Учитель спрашивает несколько учеников на выбор.
#1048;зучение нового материала
1. Слово учителя с элементами беседы
1. Вспоминаем, что такое этнос
-это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся общим языком, территорией, особенностями культуры, быта, религией, экономикой и тд.
Рассмотрим крупнейшие народы мира стр.47 таб.9 (Запись в тетрадь)
Отличия между этносами является их разговорный язык. Список самых распространенных языков мира.
Работа с таб.10 стр.47
Шесть языков: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский- являются рабочими языками ООН и других международных организаций.
По этническому составу страны классифицируют на:
- Однонациональные (основной этнос составляет 90%) Япония, Дания, Швеция, Польша
- Многонациональные ( самая многонац. Индия 500 этносов)
- Двунациональные Канада (французы и англичане) , Бельгия (голланды и французы)
Закрепление изученного материала
#1055;рактическая работа № 4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных» (обучающая).
Откройте, атласы карта «Народы и религии мира», посмотрев на карту, определите какие страны относятся к однонациональным, а какие к многонациональным.
Запишите в тетради по 5 стран-примеров, имеющих много- и однонациональный состав. ( несколько учащихся показывают на карте страны).
В мире преобладают многонациональные страны. Европа единственный регион для которого характерны однонациональные страны, т.к. здесь совпало время формирования народа и образования стран. Есть и многонациональные в Европе- Великобритания, Испания, Швейцария.
1. Религиозный состав
Что же такое религия?
Вспомните и назовите мировые религии.
Дайте их краткую характеристику.
2. Работа с картой
основные религии включают в себя:
#1061;ристианство – 1,9 млрд. чел – Европа, Америка, Австралия.
Какие направления имеет христианство?
А) Католики – 800 млн. чел. – Южная Европа: Франция, Испания, Португалия, Австралия. Латинская Америка, США.
Б) Протестанты – 350 млн. чел. – Северная Европа (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия), часть Австралии, Новая Зеландия, ЮАР, США.
В) Православные – 100 млн. чел. – Восточная Европа (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Югославия, Румыния, Греция).
2. Мусульманство (ислам) – 1 млрд. чел. – Азия (Ю-З), Африка.
Какие направления имеет мусульманство?
Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Нигерия. Египет.
А) Шииты (Ирак, Иран).
Б)Сунниты (все остальные странны, приверженцы Ислама).
Ребята, а как вы думаете, чем сунниты отличаются от шиитов? (отвечаю ученики). Сунниты -следование пути Божьего Посланника , основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. Шииты - Посланника Аллаха Мухаммада
#1041;уддизм. – 350 млн. чел. – Центральная, Ю-В, Восточная Азия: Китай, Монголия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам.
3. Работа с учебником
Пользуясь, учебником страница 52-54, давайте заполним следующую таблицу
№ п/п | Название религии | Где возникла | Сколько исповедуют (в млн. чел.) | В каких странах исповедуют | Какие народы исповедуют в России |
Помимо основных религий есть ещё и традиционные, как вы думаете, что это за религии? Давайте, обозначим у себя в тетрадках, национальная религия – это религия, приверженцы которой относят себя к одной национальности (этносу).
Какие вы национальные религии знаете? (ответ учеников). Запишите себе в тетради, самые крупные национальные религии:
1. Индуизм – 750 млн. чел. – Индия, Шри-Ланка, Непал.
2. Конфуцианство – 370 млн. чел. – Китай.
3. Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.
4. Иудаизм -18 млн. чел. – Израиль.
Ребята, кто-нибудь знает национальную религию Китая? (конфуцианство).
4 Межэтнические и межрелигиозные конфликты
. Работа с атласами
Рассмотрите примеры современных национальных конфликтов в атласе на странице «Карта религий мира» и посмотрите территории, где они чаще всего происходят.
А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)
Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).
В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)
Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).
Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).
Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.
-Вопрос учащимся: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?
Но, ребята, как и между различными национальностями, возникают конфликты, так и между представителями различных религий тоже возникают конфликты. Кто-нибудь знает пример таких конфликтов?
2. Работа с карточками
По данной характеристике определите страну:
1. 1. Большая численность населения, причем большая часть населения проживает в ее западных регионах. Для населения характерен отрицательный прирост, многонациональный и многорелигиозный состав. Столица ее – многофункциональный город. (Россия).
1. 2. Какие из указанных народов исповедует одну из нескольких мировых религий?
а) евреи
б) французы
в) хиндустанцы
г) китайцы
д) арабы.
(б,д)
1. 3. Приведите в соответствие страны и господствующие в них религии:
1. Греция
2. Египет
3. Мексика
4. Таиланд
а) буддизм
б) ислам
в) католицизм
г) православие. (1г 2б 3в 4а)
6. Рефлексия.
#1059;пражнение: «Логическая цепочка»
Ребята, составьте логическую цепочку из 5-7 звеньев в хронологическом порядке, чтобы смысл данной темы был понятен, а ход изучения не менялся. Каждое звено можно обозначить словом или рисунком. (Религия – христианство – мусульманство – буддизм – национальные религии – конфликты)
#1044;ополните предложение
Сегодня на уроке я понял, но не могу применить.
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу.
Понял, могу применить и объяснить.
#1044;омашнее задание:
#1055;араграф 6 (со стр. 51 по 56).На контурных картах (раздаются учителем) нанести основные и традиционные мировые религии, пользуясь атласом, карта мировых религий.
#1042; Японии проживает 125 млн. жителей, а приверженцев религий насчитывается 230 млн. жителей. Ответьте, как такое может быть? Ответ запишите.
#1058;ворческое задание: Подготовить доклад на тему современные религиозные конфликты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнический,национальный и религиозный состав населения России
урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район....
Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".
Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод...
Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»
Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России. Способствует усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...
Этнический и религиозный состав населения
На территории России проживает более 120 народов, или, этносов. Большинство населения России относится к индоевропейской языковой семье. Более 80 % населения исповедует православие. Данный урок постро...
Этнический и религиозный состав населения России`
Презентация к уроку "Этнический и религиозный состав населения России"...
Этнический и религиозный состав населения России 9 класс
Методическая разработка урока в 9 классе на тему Этнический и религиозный состав населения России. УМК Е.М.Домогацких...
Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс
Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население России»...