Игровые технологии на уроках географии
учебно-методический материал по географии (7, 8, 9 класс)
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти и вера в свои силы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_opisanie.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках географии.
«Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» (А.С.Макаренко)
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти и вера в свои силы.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используются различные игры. Цель работы – показать роль игровых технологий накопленных знаний, в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Путь развития познавательных способностей учащихся – в организации их активной деятельности.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
#1057;оздать комфортные условия, необходимые для овладения обще учебными умениями и навыками.
#1057;оздать условия для воспитания детского коллектива.
#1056;азвивать коммуникативные качества учащихся.
#1060;ормировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
#1048;сключать неудовлетворительные оценки по предмету.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Классификация игровых технологий:
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Игровые технологии на уроках географии
В первые годы своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам.
Игровые технологии на разных этапах урока
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.
Правило географических координат
(см.презентацию)
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие объекты (города, высокие, глубокие точки) соответствуют данным координатам, а потом определить заданное слово.
1. 53 гр. С.ш., 83 гр. В.д. Барнаул
2. 64 гр. С.ш., 40 гр. В.д. Архангельск
3. 56 гр.С.ш., 48 гр. В.д. Йошкар-Ола
4. 56 гр.С.ш., 93 гр. В.д. Красноярск
5. 46 гр.С.ш., 48 гр.В.д. Астрахань
6. 52 гр.С.ш., 39 гр. В.д. Липецк
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать своё имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать одноклассники.
Географическое лото.
На уроке проверки и учёта знаний и умений использую географическое лото. Для организации игры использую «мешок путешественника». В нём находятся фишки с номерами вопросов. Отвечая на вопросы, ребята закрывают такие же цифры на картах ответов, кто быстрее, тот и победитель.
Вопросы для географического лото, подготавливаются учителем, учениками разных лет, привлекаем и родителей (таким образом, игра превращается в семейную). Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. Если встречается интересный факт или слово, берём его на заметку и ищем интересные факты (потом делимся ими, например, почему объект именно так называется).
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придётся решить свою «задачу», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. В такой игре ученик может раскрыться ещё с одной стороны: порой средний ученик отвечает быстрее и рассудительнее, чем стабильно сильный.
«Слова в словах»
Учитель пишет на доске географическое название, например: «Караганда». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова «Караганда» можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана.
«Третий лишний»
Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.
Например: Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)
Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск (столицы республик РФ).
«Отыщи на карте».
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Игра «Широта и долгота»
Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая – «северная широта», вторая – «южная широта», третья – «восточная долгота», четвёртая – «западная долготы». Ведущий называет любой географический объект, участники игры ищут, где он находится на карте и встают те «широта» и «долгота», которые соответствуют этому объекту. Игра очень удобна при повторении темы «Географические координаты».
Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, используемом в жизни. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Примеры вопросов для поиска: 1. История образования фамилии. #1048;стория образования названий рек, городов и других географических объектов. #1048;нтересные факты о природных объектах т.д.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.
Заключение
В результате исследования, я пришла к выводу о том, что использование на уроках географии игровых технологий является: 1. Важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
2. Значима методологическая ценность применения игр на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребёнка ряд психических качеств (воображение и сознание, формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека). 3. Появление осмысленной ориентация в собственных переживаниях, стремление к их обобщению, что способствует. формированию навыков культурного поведения, для включения в коллективную и индивидуальную деятельность.
Источники:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М: Дрофа, 2003г.
2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М: Дрофа, 2006.
3. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007г.
4. «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности». Волгоград: «Учитель», 2009г.
5. Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М: Сфера, 2003.
6. Кульневич С.В. «Современный урок». г.Ростов-на-Дону: «Учитель», 2005г.
7. Мартемьянов В.В. Система игр в преподавании географии. «География в школе». 2001г. №1.
8. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М: «Народное образование», 1998г.
9. Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.
В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
Применение игровой технологии на уроке географии
Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...
игровые технологии на уроках географии
Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...
Применение игровых технологий на уроках географии
Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....
"Игровые технологии на уроках географии"
Представление педагогического опыта...