Проект 7 класс "Природные ресурсы"
проект по географии (7 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

Проект 7 класс "Природные ресурсы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_resursy_rossii.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Тема проекта: «Природные ресурсы»

Автор проекта: Шабанов Денис, обучающийся 7 Б класса

МБОУ «СОШ № 9» г. Троицк

Наставник проекта: Шафигуллина Наталья Рамильевна,

учитель географии

                                                  г.Троицк, 2021г.

Содержание

Аннотация наставника…………………………………………………...стр.3

Введение…………………………………………………………………..стр.3

1.Теоретическая часть

1.1. Понятие «природные ресурсы» ………………………….……….. стр.5

1.2. Основные компоненты природных ресурсов

и их характеристика……………..………………………………………..стр.6

1.3.Классификация природных ресурсов ……………………………….стр.6

1.4.Истощение природных ресурсов…………………………………….стр.9

2.Практическая часть

2.1. Создание плаката «Истощение природных ресурсов»……………стр.14

Заключение………………………………………………………………..стр.14

Список литературы………………………………………………………стр.15

Аннотация наставника

Проект «Природные ресурсы» позволяет выявить основные виды ресурсов, их классификацию и определить, природные запасы истощаются или нет, на основе анализа научной литературы и прогнозов ученых.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продукт проекта: плакат «Истощение природных ресурсов».

Работа носит познавательный характер, способствует развитию регулятивных и познавательных учебных действий, а также целенаправленному поиску и использованию информационных ресурсов, необходимых для решения практических задач с помощью ИКТ.

Введение

Природные ресурсы важны не только для экономики всей страны, но и для элементарного выживания населения. Без пищи, воды выжить невозможно. Без топлива трудно согреться зимой. Поэтому все страны мира регулярно подсчитывают, сколько у них осталось природных запасов. Я думаю, что этот вопрос волнует каждого человека нашей необъятной страны, в том числе и меня. Порой страшно представить, что будет, если закончится вся пресная вода на планете, исчезнет лес, растительность, погибнут животные и совсем не останется полезных ископаемых? В условиях, когда масштабы пагубного человеческого воздействия на окружающую среду достигли глобальных размеров, что под угрозу поставлена жизнь на планете, охрана окружающей среды и рациональное использование природных запасов выходят на передний план.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в системе образования, в частности на уроках географии, экологии, на классных часах, посвященных данной теме.

Предмет проекта - природные ресурсы и проблемы окружающей среды

Цель работы: ответить на вопрос «Бесконечны ли природные ресурсы?»

Задачи проекта:

  1. Изучить понятие «природные ресурсы» и выявить их основные компоненты.
  2. Рассмотреть классификацию природных ресурсов.
  3. Выявить, истощаются ли природные ресурсы?
  4. Создать плакат на тему «Сохранение природных ресурсов»













1.Теоретическая часть

1.1. Понятие «природные ресурсы»

Основными компонентами окружающей среды являются естественные экологические системы: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, природные заповедники и национальные парки – все, что принято называть природной окружающей средой.

Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, и общественная полезность которых изменяется (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека.

Главные виды природных ресурсов – солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг. Процесс воспроизводства по существу представляет собой непрерывный процесс взаимодействия общества и природы, в котором общество подчиняет себе силы природы и природные ресурсы для удовлетворения потребностей. Природные ресурсы во многом предопределяют не только социально-экономический потенциал страны и региона и эффективность общественного производства, но и здоровье, и продолжительность жизни населения (1).

1.2. Основные компоненты природных ресурсов и их характеристика

Водные ресурсы – водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т.д.

Земельные ресурсы – ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п.

Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные), поле - и лесозащитные, водоохранные и др.

Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.

Энергетические ресурсы – совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.

Биологические ресурсы – это все живые компоненты биосферы с заключенным в них генетическим материалом. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, то есть сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира.

Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для орошения); источники энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, и т.д.); сырье и материалы (полезные ископаемые, древесина, биоресурсы); непосредственные предметы потребления (кислород воздуха, лекарственные растения, продукты питания - питьевая вода, грибы, продукты охоты и рыболовства), объекты рекреации .

1.3. Классификация природных ресурсов

Естественные ресурсы, их потенциал и возможности его реализации систематизируются и группируются по разным признакам:

  • возобновляемые и не возобновляемые;
  • не произведенные (дары природы) и произведенные (созданные человеком);
  • по видам — водные, лесные, минеральные и др.;
  • по назначению — экономические, оздоровительные и др.;
  • по регионам;
  • разведанные и потенциальные;
  • по степени разведанности;
  • формам собственности и др.

Мы рассмотрим одну из них, основанную по признаку исчерпаемости (2).

При учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия пользуются представлениями об исчерпаемости запасов. Все природные ресурсы по исчерпаемости делятся на две группы:

1. Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре или ландшафтной сфере, но объемы и скорости их формирования измеряются по геологической шкале времени. В то же время потребности в таких ресурсах со стороны производства или для организации благоприятных условий обитания человеческого общества значительно превышают объемы и скорости естественного восполнения. В результате неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. На основе интенсивности и скорости естественного образования ресурсы делят на подгруппы:

а) Невозобновляемые:

- все виды минеральных ресурсов или полезные ископаемые. Они как известно, постоянно образуются в недрах земной коры в результате непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими десятками и сотнями миллионов лет, что практически их учитывать в хозяйственных расчетах нельзя. Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется всевозрастающими объемами изъятия. В этой связи все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых.

- земельные ресурсы в их естественном природном виде - это материальный базис, на котором происходит жизнедеятельность человеческого общества. Рельеф существенно влияет на хозяйственную деятельность человека, на возможность освоения территории. Однажды нарушенные земли (например, карьерами) при крупном промышленном или гражданском строительстве в своем естественном виде уже не восстанавливаются.

б) Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат:

- ресурсы растительного мира.

- ресурсы животного мира.

И те и другие восстанавливаются довольно быстро, и объемы естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при организации хозяйственного использования накопленных запасов древесины в лесах, травостоя на лугах или пастбищах, промысла диких животных в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов (4).

в) Относительно возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы их значительно меньше объемов хозяйственного потребления. К ним относятся:

- продуктивные пахотно-пригодные почвы.

- леса с древостоями спелого возраста.

- водные ресурсы в региональном аспекте.

2. Неисчерпаемые ресурсы . К ним относятся:

- Климатические ресурсы.

- Водные ресурсы планеты.

Исчерпаемые ресурсы – это такие, объем которых с определенной степенью точности может быть установлен и ограничен, запасы которых по мере эксплуатации уменьшились до такой степени, что дальнейшая их эксплуатация грозит полным их исчезновением. В свою очередь, исчерпаемые ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. К возобновляемым природным ресурсам относятся такие, которые могут быть восстановлены либо самими силами природы (естественным путем), либо с помощью целенаправленной человеческой деятельности, но только в том случае, если сохраняются для этого условия и скорость восстановления. К возобновляемым ресурсам обычно относят: земельные (элементы плодородия почвы), водные (пресные подземные воды зоны активного водообмена) и биологические (леса, естественные кормовые угодья, сухопутья, водная фауна, растительный и животный мир и т.д.).

К невозобновляемым природным ресурсам, прежде всего, относятся к большинству полезных ископаемых (ископаемое топливо, металлическое и неметаллическое минеральное сырье), видовой состав растений и животных, т.е. та часть природных ресурсов, которая не может возрождаться или восстановиться в обозримом будущем. Эти виды ресурсов учитываются и оцениваются особо, определяется обеспеченность ими производства при том или ином уровне их извлечения и использования, а также возможность замены. Наличные запасы невозобновимых ресурсов должны использоваться особенно бережно и экономно (6).

На основе анализа литературы по данному вопросу, я составил схему «Классификация природных ресурсов»

hello_html_2e00a3a1.gif

Рис.1. Классификация ресурсов по признакам исчерпаемости.

1.4.Истощение природных ресурсов

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рано или поздно людям придется задуматься , поскольку запасы природных ресурсов на Земле ограничены.

Природопользование – это совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей людей за счет использования ресурсов

окружающей среды 

Нерациональное природопользование - потребительское использование природных ресурсов, приводящее к их истощению и образованию большого количества отходов, ухудшению экологической обстановки и, как следствие, ухудшению качества жизни населения.

Примеров такого природопользования немало,  среди них можно выделить следующие:

вырубка лесов;

сброс отходов и сточных вод в реки и моря;

загрязнение атмосферы токсичными выбросами;

перевыпас скота;

изменение естественного гидрологического режима водных объектов;

истребление и уничтожение мест обитания редких видов рыб, растений и животных;

открытая разработка природных ресурсов и другие.

Познакомимся с некоторыми наиболее яркими примерами. За последнее столетие наблюдается активное истощение естественных ресурсов воздушной оболочки Земли, сопровождающееся коренным изменением физико-химических свойств атмосферы. Окутывающий планету слой воздуха используется цивилизацией в нескольких направлениях.

Во-первых, люди активно поглощают газовый ресурс атмосферы. По приблизительным подсчетам, человечество ежегодно потребляет более 21,6 млрд. тонн кислорода для поддержания дыхания и сжигания топлива в тепловых машинах. Скажем, типовой легковой автомобиль за 1000 км пробега сжигает примерно 300 тыс. литров кислорода, т. е. объем, достаточный для дыхания одного взрослого человека в течение целого года. На трансатлантический перелет современного самолета типа «Боинг-757» затрачивается до 24,5 млн. литров кислорода. Этого достаточно для поддержания дыхания восьмидесяти человек в течение 1 года.

Уже сегодня потребление техникой кислорода превышает его поступление в атмосферу вследствие фотосинтеза. Около 12 % произведенного растениями кислорода сжигается в технических нуждах. Таким образом, человек эксплуатирует газовый ресурс атмосферы в ущерб собственному дыханию. Темпы расхода кислорода превосходят его поступление примерно в 14,4 раза. Таким образом, люди давно используют атмосферный резерв, накопленный за 3 млрд. лет жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов.

Не остается постоянным объем водных ресурсов планеты. Конечно, количество воды не меняется, т. к. это вещество в процессе глобального круговорота неизменно возвращается в прежние формы. Однако качество воды вследствие неразумной эксплуатации данного ресурса резко снижается, а в результате снижается доступность чистых питьевых и незасоленных технических вод. Расчеты показывают, что к настоящему моменту примерно 9 % пресной воды выведено из круговорота человеком в ходе хозяйственной деятельности. Эта вода израсходована на ирригацию и «заперта» в водохранилищах. При этом необходимо отметить, что запасы пресной воды в природе крайне малочисленны, они составляют в общей сложности около 4 % от общих запасов влаги на планете. Причем значительная часть, более половины объема из указанного количества воды, пребывает в твердом состоянии, т. е. в виде горных, морских и континентальных льдов. Активно эксплуатировать ледники опасно, поскольку это чревато серьезными изменениями климата, в первую очередь повышением уровня Мирового океана, что ведет к затоплению значительных пространств суши.

Реки и озера являются на сегодняшний день фактически единственным надежным источником пресной воды. Техническая вода не нуждается в такой очистке, как питьевая, однако она тоже не должна содержать солей или большого количества примесей. В среднем на технические нужды затрачиваются тысячи тонн воды. Для получения 1 кг металла или другого промышленного материала необходимо затратить 10 т воды. Возрастает значение подземных вод, добыча которых требует от человека грамотной эксплуатации недр.

За последнее столетие многократно возросла добыча минерального сырья, каковым являются ресурсы земной коры, представленные разнообразными полезными ископаемыми. Объемы горной добычи невероятно велики. Если все породы, извлеченные из недр и перемещенные по земной поверхности за год, сложить в один грузовой состав, то он, чтобы вместить весь этот груз, должен будет иметь длину 640 тыс. км, т. е. в 1,7 раза больше расстояния от Земли до Луны. Масса ежегодно добываемых пород достигает в общей сложности 100 млрд. тонн.

Досадно, что огромное количество (свыше половины от суммарного объема) минерального сырья идет в отвалы как пустая порода. Обрабатывающая промышленность недостаточно эффективно использует добытые из недр минералы. В результате близ горных выработок образуются исполинские терриконы (отвалы), которые вредят окружающей среде, поскольку отрицательно влияют на местную растительность, химию почвы и режим грунтовых вод. Если человек не станет более экономно распоряжаться ресурсами земной коры, то запасы многих металлов и минералов полностью истощатся к 2050 г. Критическая нехватка сырья, ожидаемая в 2070 г., в 2100 г. может перерасти в экономический кризис, сопровождающийся общим спадом производства.

Почва представляет собой особенное природное тело, которое причисляется к ресурсам земной коры только условно. Почвы планеты сформировались в течение многих тысяч лет благодаря суммарному воздействию на вещество земной коры растений, микроорганизмов, беспозвоночных животных, климата и воды. Вкупе плодородные почвы образуют земельный фонд, который сам по себе является ресурсом, играющим ведущую роль в мировом сельском хозяйстве, преимущественно в растениеводстве.

Экстенсивное использование потенциала земельного фонда, наблюдаемое во многих странах мира, главным образом в развивающихся, влечет за собой активное сокращение площади посевных земель. Сокращение обусловлено прогрессирующей эрозией, т. е. разрушением почвенного покрова, спровоцированного нерациональным использованием земель (9).

Эрозия является наиболее широко распространенной формой деградации земель. Известны также нередко ей сопутствующие засоление почв, нарушение их воздухосодержащей пористой структуры, загрязнение химикатами — промышленными отходами, кислотными дождями, пестицидами, удобрениями, а также массовая гибель почвообразующих организмов и некоторые другие виды деградации почвенного покрова.

Темпы эрозии увеличились настолько, что в несколько раз превосходят скорость восстановления земельного фонда. В областях с тропическим климатом подобные нарушения ведут к опустыниванию. Всего на сегодняшний день площадь опустыненных земель составляет 10,1 млн. км2. Площадь плодородных почв сокращается со скоростью 20 га/мин.

Живая природа поставляет человеку многочисленные ресурсы: объекты охоты, рыболовства, пушного промысла, лекарственные средства (преимущественно растительного происхождения), ценные пищевые вещества, древесину и различные материалы. Изменение среды обитания животных и чрезмерная вырубка лесов влекут за собой сокращение численности многих видов растений и животных. В результате неумелого преобразования биосферы человечество истребило 400 видов птиц и млекопитающих, поставило на грань вымирания 1200 видов животных и 30 тыс. видов высших растений.

Скорость сокращения лесов достигает в среднем 30 га/мин. Всего за всю свою историю человек вырубил 70 % лесов планеты. Биомасса Земли, т. е. количество воспроизводящегося живого вещества, уменьшилась на 1/4 по сравнению с первоначальным значением. Следовательно, темпы оскудения ресурсов биосферы в нашу эпоху превосходят таковые в эпоху Великого вымирания, когда с лица Земли полностью исчезли динозавры. Ежегодно из Мирового океана вылавливается 100 млн. тонн рыбы и прочих морепродуктов, т. е. имеет место перепромысел этой разновидности ресурсов живой природы, поскольку оптимальный объем промысла составляет максимум 70 % биомассы океана (8).

Рациональное природопользование – это гармоничное взаимодействие человека с природой, подразумевает бережное к ней отношение. Рациональное природопользование основано на умении людей контролировать все этапы и процессы воздействия на окружающую среду, их стремлении сохранить и защитить природные ресурсы, свести к минимуму вероятность возникновения нежелательных последствий от собственных действий. 

К признакам такого подхода к природопользованию относят:

Многократное использование отходов производства. 

Восстановление возобновляемых природных ресурсов. 

Экономное расходование невозобновляемых природных богатств. 

Бережное извлечение полезных ископаемых. 

Обеспечение охранных мероприятий, направленных на сохранение флоры и фауны. 

Поддержание экологического баланса окружающей среды. 

Ведение интенсивного хозяйства, характеризующееся применением научных достижений, автоматизацией производственных процессов и грамотной организацией труда. 

2. Практическая часть

2.1. Создание плаката «Истощение природных ресурсов»

Результаты работы я решил отобразить в наглядном пособии – плакате «Сохранение природных ресурсов»

Заключение

В начале исследования я поставил перед собой цель - ответить на вопрос «Бесконечны ли природные ресурсы?». Работа была построена на основе анализа литературы и Интернет-ресурсов. Проанализировав имеющиеся материалы, я пришел к следующим выводам: Природа - общее достояние настоящего и будущего поколений. Человечество постоянно использует природные запасы, часть из которых является неисчерпаемыми, то есть неограниченными в использовании. К ним относятся климатические ресурсы, энергия приливов, текучей воды, энергия солнца и ветра, геотермальная энергия. Другая значительная часть природных богатств, относится к группе исчерпаемых природных ресурсов, которые в настоящее время динамично истощаются, и поэтому главной задачей всего человечества является – бережное отношение к минеральному сырью и полезным ископаемым, растительному и животному миру, водным и лесным ресурсам. Данные природные ресурсы не бесконечны и уже сейчас они берутся взаймы у будущих поколений и не могут становиться собственностью представителей ныне живущих поколений. Последняя треть ХХ столетия характеризуется отчетливой угрозой глобальной экологической катастрофы, многократно превышающей экологические кризисы прошлых веков и тысячелетий.

Список литературы

1. Бигон М. Экология.- М.: Мир, 2003.

2. Кормилицын М. С. Основы экологии. - М.: МПУ, 2002.

3. Воронцов А. И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2004.

4. Макевнин С. Г., Вакулин А. А.. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2002.

5. Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.

6. Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2005

7. https://all-ecology.ru/index.php?request=full&id=443

8. https://moiarussia.ru/skolko-prirodnyh-zapasov-ostalos-v-rossii/

9.https://document.wikireading.ru/67603



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Проект на тему « Новый вид источников учебной информации по истории –образовательные ресурсы сети Интернет»

Цели и задачи исследования. Понимая  всю сложность и многогранность работы по использованию образовательных Интернет ресурсов по истории , я попыталась при помощи  изучения разнообразных ре...

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Педагогический проект"Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка"

в данном отчёте говорится о том, как я применяю ИКТ на уроках...

Метод проектов как ресурс междисциплинарной интеграции. Мысли информатика.

В статье рассматривается возможность межпредметной интеграции в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются основные направления интеграции школьного курса информатики с д...

Проект "Почвенные ресурсы села Верхний Жирим"

Проблема плодородия почв является одной из актуальных проблем в агроэкологии. Значение которой резко возросло за последнее время под влиянием человека. Изучение состава свойств, степени эродированност...