Доклад «Проблемы преподавания географии в школе».
статья по географии

Костюченков Артур Анатольевич

Школьный предмет география всегда стоял на стыке двух наук. Это естественнонаучные и социальные науки.

Такое состояние не позволяет ученику познать всю пространственную полноту данного предмета. Что неприемлемо в эпоху глобализации и 6G технологий. Считаю, что нужно сделать данную науку самостоятельной. Деление географии на социальную науку и науку цикла естествознания в современном мире неприемлемо. Основа данной науки должна строится на факторах глобализации и новой интеграции. А также факторов геоэкологии и природопользовании. Также необходимо уделять большее внимание населению, его занятию , возобновлению и пути решения различных проблем , которые возникают в процессе глобализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Проблемы преподавания географии в школе».

Школьный предмет география всегда стоял на стыке двух наук. Это естественнонаучные и социальные науки.

Такое состояние не позволяет ученику познать всю пространственную полноту данного предмета. Что неприемлемо в эпоху глобализации и 6G технологий. Считаю, что нужно сделать данную науку самостоятельной. Деление географии на социальную науку и науку цикла естествознания в современном мире неприемлемо. Основа данной науки должна строится на факторах глобализации и новой интеграции. А также факторов геоэкологии и природопользовании. Также необходимо уделять большее внимание населению, его занятию , возобновлению и пути решения различных проблем , которые возникают в процессе глобализации.

Больше внимания обращать проблемам хозяйствования. При этом необходимо делать упор на наиболее характерных чертах, присущих данному региону, при этом усиливаются этнографическая, геополитическая, геодемографическая, геоэкологическая и социально-географическая составляющие.  Проблема усиления культурологической составляющей географии, включающей учащихся в глобальный диалог культур. В условиях глобализирующегося мира перед современным человечеством стоит проблема формирования новых геополитических, этнокультурных, этноконфессиональных и социально-экономических реалий, требующих адекватного отражения в содержании современного географического образования. Включение в географическое образование поликультурного контекста позволит раскрыть все многообразие географического пространства, полиэтничность мира, будет способствовать вовлечению учащихся в созидательную, проектно-преобразующую практическую деятельность.  Недостаточно учитываются потенциальные потребности будущих специалистов непрофильных специальностей в географических знаниях. Географическая подготовка должна обеспечивать не только высокое качество знаний, но и играть большую роль в формировании готовности к профессиональной деятельности. Качественная географическая подготовка выпускника является основой для его будущей профессиональной гибкости, мобильности на протяжении всей профессиональной жизни.   

  Пути решения проблем:

Реализация принцип целостности, приведение содержания учебно-методических комплектов предмета области «География» на основе принципов фундаментализации, систематичности, а также методик и педагогических технологий преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами современных школьников.

При  конструировании содержания курсов географии необходимо положить в их основу важнейшие проблемы  географической науки (взаимодействие человека и природы, оптимизация взаимоотношений общества и природной среды, развитие мирового процесса урбанизации, энергетика и проблемы устойчивого развития), с привлечением конкретного географического материала, который позволяет их раскрыть на региональных примерах от локального до регионального уровня.

Усиление метапредметного подхода при изучении глобальных проблем, открывающий широкий простор для применения межпредметных связей, использования космических снимков и компьютерных технологий, организации самостоятельных и практических работ на местности, развития у учащихся основ пространственного мышления.

Развитие принципа гуманистической направленности современного географического образования, нацеливающий процесс обучения географии, его цели на возможно полное развитие способностей учащихся, удовлетворение и развитие их познавательных и иных интересов.

Усиление принципа информатизации географического образования, ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий в географическом образовании, широкое использование школьных ГИС (геоинформационных систем), ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), учебных фильмов, демонстрирующих современные географические исследования и открытия.

Обеспечение единства и взаимного дополнения процессов обучения, воспитания и развития обучающихся средствами школьной географии; эти принципы, а также доступности и др. необходимо учитывать при отборе основного содержания и его структурировании в рамках отдельных учебных курсов школьной географии:

предоставить возможность школам увеличивать в учебном плане количество часов на изучение курса «География родного края» в 8-9 классе за счет школьного компонента (вариативно).

Недостаток технологий.

Первая проблема – в обучении географии имеет место доминанта позиции учителя, сохраняется транслирующий способ обучения, не учитывается личностный опыт субъекта и не затрагивается ценностно-смысловые глубины рефлексии субъекта образовательного процесса;

Вторая проблема - недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной деятельности (когнитивная технология), проектной, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия, а также полноценное применение новых ГИС-технологий, космических снимков и результатов дистанционного зондирования Земли.

Третья проблема - недостаточное использование в школьной практике проектно- исследовательской деятельности, основанной на проведении полевых исследований в природной и социальной среде, завершающейся написанием научно-исследовательской (проектной) работы, которая может стать одной из составляющих итоговой оценки по предмету,

Пути решения проблем:

определить приоритет принципов, которые подчеркивают деятельностно- развивающую, личностную и творческую ориентацию учебного процесса: принцип сознательной и целенаправленной деятельности каждого учащегося (принцип деятельностно - развивающего обучения); принцип согласования педагогического и личностного целеполагания учащегося; принцип выбора собственной образовательной траектории, позволяющий варьировать темп, формы, методы обучения, самому ученику определять цели, задачи, уровень сложности и содержание учебной деятельности с учетом собственных способностей, интересов, психо-физиологических ограничений (в т.ч. для детей с ОВЗ);

усиление принципа метапредметных основ организации учебного процесса, переход от раздельного изучения физической и социальной географии к единой географии, показывающей взаимодействие природных и антропогенных систем;

развитие принципа продуктивности обучения, предполагающий ориентацию учебного процесса на создание собственных образовательных продуктов на основе самостоятельных наблюдений и практических исследований, определение критериев итоговой выпускной научно-исследовательской (проектной) работы.

Проблемы кадров.

Первая проблема – снижение общего уровня географических знаний учителей, и их практико-ориентированной общепедагогической и психологической подготовки. Это в первую очередь связано с сокращением продолжительности подготовки учителей до четырех лет (уровень бакалавриата), а также практически полным разрушением системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионах.

Вторая проблема – в педагогических ВУЗах уменьшается или не производится вообще прием по направлению «География», что уже привело к кадровому дефициту. Сегодня практически отсутствует некогда распространённая целевая подготовка кадров, обучение студентов «по направлению» по запросу конкретного образовательного учреждения. Продолжение этой практики приведет к тому, что школьная география окончательно утратит статус самостоятельного предмета, а отведенные на неё учебные часы превратятся в резерв времени, который займут учителя других специальностей.

Пути решения проблем:

совершенствование системы образования будущих педагогов должно быть направлено на расширение педагогической и методической составляющих содержания образования во взаимодействии высшего и общего образования; повышение роли специальных психолого-педагогических дисциплин в образовании будущих учителей, прохождение постоянной практики в школе и учреждениях дополнительного образования;

пересмотр вступительных испытаний при поступлении в педагогические вузы по направлению «Педагогическое образование» по направлению подготовки бакалавров по предмету «География» должны приниматься результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии, что будет способствовать более качественному отбору абитуриентов и их ранняя профориентация;

оказание методической поддержки учителям географии в инновационной деятельности, определение направлений дополнительного профессионального образования учителей географии и создание методических моделей обучения с помощью современных образовательных технологий, которые конкретизируют особенности работы учителей- профессионалов различного уровня;

оказание методической помощи в повышении профессионального уровня педагогов на основе трансляции передового педагогического опыта и инновационной деятельности, формирование банка инновационных программ, дистанционных курсов дополнительного образования, проектов, методических разработок на основе информационных технологий;

развитие форм сетевой общественной профессиональной экспертизы - открытого обсуждения УМК, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии с последующей экспертизой полученных результатов профессиональным сообществом (ассоциациями учителей географии);

организация и проведение съездов, конференций, ведение информационного портала Всероссийской ассоциации учителей географии, где могли бы обсуждаться актуальные темы развития географической науки и географического образования.

Проблемы узкого кругозора.

Первой причиной является низкий уровень географической культуры, во многом связанный с недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни – умения ориентироваться природной и городской среде по схеме движения транспорта, навигатору, различным ГИС.

Второй причиной является отставание содержание школьного географического образования от опережающего развития современного информационного пространства, которое обеспечивает потребность ребёнка в различных сведениях о Земле.

Третья причина - снижение популярности познавательного и спортивного туризма, числа школьных экскурсий и экспедиций, формирующих конкретные географические знания.

Четвертая причина связана с низкой востребованностью географии, как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах. Лишь 12% школьников включают географию в число значимых для них школьных предметов, незначительное число участников (3%) выбирают для промежуточной (ОГЭ) и итоговой государственной аттестации (ГИА), что приводит к снижению фактического уровня подготовки по предмету.

Пути решения проблем:

использования новейших интегрированных методик и педагогических технологий в целях формирования мотивации и познавательного интереса учащихся к географии;

увеличение учебного времени на самостоятельную научно-исследовательскую работу школьников, развитие системы конкурсов проектно-исследовательских работ по географии;

создание устойчивого позитивного общественного отношения к достижениям географической науки, формирование гордости за достижения отечественных ученых- географов в рамках организации географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, музейных экспозиций, выпуск серии географических изданий, ведение специализированных Интернет - порталов и блогов в социальных сетях, чтение учеными-географами публичных лекций среди школьников и педагогов;

проведение общероссийских образовательных акций (Всероссийский географический диктант), организации географических смен в детских лагерях отдыха и школьных географических экспедиций и широкого географического просвещения совместно с научной географической общественностью в рамках сотрудничества с РГО;

формирование системы дополнительного географического образования через систему школ - участников Всероссийской фенологической сети, многочисленные географические кружки при региональных отделениях РГО, организация сетевого взаимодействия школьников и студентов через проектные Интернет-порталы. - усиление взаимодействия основного и дополнительного географического образования в деле широкого развития познавательного и спортивного туризма в регионах России;

объединение усилий образовательных учреждений с учреждениями культуры (краеведческих и профильных музеев), региональных отделений РГО (Русского географического общества) а также сети национальных парков в экологическом воспитании и поддержке географического просвещения, роста числа школьных экскурсий и экспедиций;

учитывая высокий образовательный и воспитательный потенциал курса «География России» в деле патриотического воспитания будущих поколений рекомендовать проведение обязательного ОГЭ в 9 классе по географии.

Развитие олимпиад  по географии

С целью дальнейшего развития познавательного интереса и усиления мотивации в изучении географии в общеобразовательных организациях, выявления и оказания помощи одаренным учащимся, повышения престижа предмета, а также повышения уровня преподавания данной дисциплины необходима система олимпиад по предмету география.

Задания олимпиады должны быть оригинальными; допускается использование задач и иных видов заданий, опубликованных в сборниках, профильных периодических изданиях и источниках в сети Интернет только в качестве прототипов (моделей) для их составления; многократное использование олимпиадных заданий без их переработки (изменения условий, исходных данных и т.д.) не допускается.

Задачи, построенные на краеведческом материале, могут стать хорошим дополнением и прекрасной возможность для обучающихся перенести полученные теоретические знания на знакомую территорию, а также изучить географические явления на локальном уровне. По уровню сложности и содержанию краеведческие задачи должны различаться для разных параллелей. Например, 5-6 класса можно использовать задания, включающие в себя составление и анализ планов и картам местности, для 7–8 классов задачи должны строиться в основном на физико-географическом материале, а для 9 класса на материале социально-экономической географии.

В задания олимпиады для всех  необходимо включать вопросы на географическую эрудицию – знание участниками географической номенклатуры (названий и местоположения различных природных и социально- экономических объектов, стран мира и т.д.).

В комплект заданий необходимо включать задания, требующие понимания основных географических закономерностей, проверяющие умение делать логические выводы и прослеживать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать ранее полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Доклад "ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ "

Рассмотрены вопросы преподавания дистанцинного обучения математике на примере ЗРЦ по Западному району...

статья по проблемам преподавания географии

статья по теме "Современные педагогические технологии в преподавании географии при реализации ФГОС"...

статья по проблемам преподавания географии

статья по теме "Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС "...

Проблемы преподавания географии в школе.

Что происходит сегодня с географией в школе и как улучшить качество преподавания. Взгляд на проблему и возможные пути ее решения....