«Деятельность – единственный путь к знанию»
материал по географии
Опыт работы представленный на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_opyt_raboty.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 20
имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Выступление на методическом объединении
в рамках конкурса «Учитель года- 2017»:
«Деятельность – единственный путь к знанию»
(Опыт работы)
Подготовила:
Учитель географии
Е.А. Углова
2017 год.
- Конкурсное испытание «Методическое объединение»
«Деятельность – единственный путь к знанию»
Б.Шоу
По словам великого английского писателя и мыслителя Бернарда Шоу, только в результате деятельности человек познает окружающий мир, общество и самого себя.
Я согласна с такой точкой зрения. Ведь сидя на одном месте невозможно научиться чему-то новому. Люди всегда учились в процессе деятельности, причем деятельность не всегда бывала правильной. Людям свойственно ошибаться и учиться на ошибках, это и делает людей людьми.
- Здравствуйте! Меня зовут Углова Елена Александровна, я - учитель географии первой категории, МОУ гимназия №20г. Люберцы образование высшее, общий педагогический стаж работы – более 19 лет,
стаж учительской деятельности – 4 года.
Целью своей педагогической деятельности считаю:
Создание условий для развития у обучающихся качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе: инициативности, предприимчивости, коммуникабельности.
- Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности
Технология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)
Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.
Урок – это «сценарий» деятельности учителя.
Моя роль на уроке – сценарист, режиссер, партнёр.
Пересматривая опыт моей работы, могу сказать, что наряду с традиционными я, активно использую новые педагогические технологий, инновационные формы и методы работы, которые направлены на формирование мыслительной деятельности и коммуникативности.
- Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:
- Игровые технологии
- Технологии группового обучения
- Информационные технологии
- Технологии здоровьесбережения
- Технологии проблемного обучения
- Технологии дифференцированного обучения
- Технология проектного обучения
- Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в политике, экономике и т.д. Учитель должен учиться всему постоянно, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен расти постоянно, и также неоспоримо то, что это невозможно без самообразования. Для этого я использую различные средства для профессионального развития: курсы повышения квалификации, семинары, предметные журналы, Интернет-ресурсы. Новые знания, идеи помогают мне повышать развиваться в профессии.
Темой самообразования я выбрала «Применение игровой технологи на уроках географии в аспекте реализации ФГОСС».
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.»
Я считаю эту тему актуальной, т. к. важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий» – формирование умения учиться.
- Игровая технология формирует:
- коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
- познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
- личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
- регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Цель применения игровых технологий для реализации ФГОС
– развитие устойчивого познавательного интереса ребёнка к многообразия явлений жизни.
- Игры способствуют становлению творческой личности ученика.
Формируют умение выделять проблемы и принимать решения.
Развивают познавательный интерес к предмету.
Формируют черты характера.
Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.
Условия использования игровой технологии на уроках:
- Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- Доступность для учащихся данного возраста;
- Умеренность в использовании игр на уроках.
- Виды уроков с использованием игровой технологии:
- Ролевые игры на уроке;
- Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
- Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий, которые обычно предлагают на традиционных уроках;
- Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление, повторение и систематизация изученного);
- Различные виды внеклассной работы (вечера, экскурсии, олимпиады), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
- В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени.
10. Игра на уроке является комплексным носителем информации.
1.«Третий лишний» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.
2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?
3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют ….
4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.
Переход к 11 слайду
12. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
- Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
- Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
- Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
- Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
(Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.)
13. Пример Синквейна « Земля во Вселенной».
14. Собственный опыт педагогической практики в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.
Однако, в применении игровой деятельности на уроках географии есть определённые недостатки и достоинства:
Достоинства | Недостатки |
1. Повышение интереса | 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной |
2. Активизация учащихся | 2. Занимают много времени |
3. Лучшее усвоение | 3. Не для любого материала |
4. Объединение коллектива | 4. Требуют много подготовки |
5. Развитие мышления | 5. Сложности в оценке учащихся |
6. Разрядка напряжения, смена деятельности | 6. Не позволяет формировать систему знаний |
7. Соревновательность, доступность | 7. Работа одних и тех же учащихся |
8. Развитие творческих способностей | |
9. Формирование ответственности | |
10. Хороший способ закрепления |
15. Применение игровых технологий в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету и повышению (стабилизации) уровня знаний у обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ использования современных образовательных технологий:
- «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя, умение детей самостоятельно решать небольшие проблемы, исследовать их, аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу по парам
(в группах).
Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;
- помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека, а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.
Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.
16. В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, о изучении географии в школе:
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»
Основная цель проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...
К вопросу о путях интегрирования знаний при изучении предметов естественно-научного цикла
Статья в помощь молодым учителям...
Урок развития речи в 7 классе "Язык - путь к знаниям"
Урок способствует углублению знаний учащихся о главных, принципиальных законах хорошей, культурной речи...
"Единственный путь"
Статья...
Единственный путь, ведущий к здоровью.
Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести,Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить&helli...
Мастер-класс «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16713401","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"311","width":"480"}}]]...
презентация «Деятельность – единственный путь к знанию»
Перентация к выступлению на МО...