Методическая разработка "Изображение на планах местности неровностей земной поверхности".
методическая разработка по географии (5 класс)
Разработка урока по географии по теме "Изображение на планах местности неровностей земной поверхности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.izobrazhenie_na_planah_mestnosti_nerovnostey_zemnoy_poverhnosti.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Изображение на планах местности неровностей земной поверхности», 5 класс
Цель: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; познакомить учащихся с понятиями «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрихи», «горизонтали»; научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную высоту.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Создание проблемной ситуации. Определение темы урока.
– Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но ведь топографический план плоский.
– Как на нем изобразить неровности земной поверхности?
– Решение этой проблемы и будет темой нашего урока.
Сегодня мы узнаем:
- Что называют рельефом.
- Как устроен нивелир.
- Что такое относительная высота.
- Как определить абсолютную высоту местности.
- Для чего нам нужны горизонтали.
- Изучение нового материала
Рельеф – это все неровности земной поверхности.
– Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить?
– Почему мы не можем дать точный ответ? (Не знаем на какой высоте находится домик по отношению к реке.)
Решить эту задачу нам поможет нивелир.
– Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.
– Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу.
Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3 метров.
Теперь мы можем ответить на вопрос:
– Зальет ли домик при половодье? (Нет.)
– Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочтите следующие определение и, подумайте какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?
Относительная высота – это превышение одной точки над другой..
– Итак, у западного склона относительная высота 3 м, а у восточного – 2 м. Так какая же все-таки высота этого холла? Мы должны знать еще и о втором типе высоты – абсолютной высоте
Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.
В России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определенного от нуля футштока в Кронштадте.
– Чего не хватает на нашем рисунке? (Уровня мирового океана)
– Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы.
– Взгляните на топографическую карту, как изображается там высота местности? (Точками отметок высот).
- Определим абсолютную высоту холма (159,3м)
- Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
- Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
- Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
- Относительная высота – относительно его подошвы.
Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.
Абсолютная высота измеряется относительно уровня.
Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.
– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).
– Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте).
– Определите абсолютную высоту точки А.
– Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой).
– Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.
– Представьте, что вы пошли на экскурсию с классом.
– Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (Линии).
Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.
Если сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.
Если сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.
Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.
– Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.
Определите, какой склон круче. (Круче северный склон, т.к. расстояние между горизонталями минимально)
– Чем отличаются эти два изображения? (На каждом из них есть черточки, которые расположены по разному)
Эти черточки называются бергштрихами.
Это короткие линии, которые показывают направление склонов.
Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
Бергштрихи – черточки у горизонталей, показывающие направление вниз по склону.
Определим:
1) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?
(холм, бергштрихи показаны наружу).
2) Через сколько метров проведены горизонтали? (через 5 м)
3) Какова максимальная высота этой формы рельефа? (17 метров).
5. Закрепление изученного материала.
Выполните задания:
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Абсолютная отметка высоты – это:
А) величина, показывающая превышение высоты этой точки над высотой любой другой;
Б) число рядом с соответствующей точкой, показывающее абсолютную высоту в метрах над уровнем моря.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Горизонтали – это:
А) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с любой высотой;
Б) величины, показывающие абсолютную высоту точки над уровнем любого водоёма на суше;
В) условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одной и той же абсолютной высотой.
Задание 3. Выберите правильные утверждения:
А) Вершины цифр (верхняя их часть), показывающих отметки высот горизонталей, всегда направлены в сторону понижения склона.
Б) Бергштрихи (нем. берг – гора и штрих – черта) – это короткие штрихи, указывающие направление вниз по склону.
В) Если горизонтали расположены близко друг к другу (сгущаются), то склон в этом месте крутой.
Задание 4. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены. Выберите правильный ответ.
А) А, Б, В – холмы;
Б) А – впадина, Б, В –холмы;
В) А и Б – впадины, В - холмы.
Задание 5.
Даны три описания неровностей земной поверхности. Определите, к какому изображению подходит каждое из них.
1) Холм высотой 20 м вытянут с запада на восток. Он имеет пологий западный склон, все остальные его склоны крутые.
2) Холм имеет две вершины. Западный склон крутой.
3) Котловина вытянута с севера на юг. Она имеет крутой восточный склон.
6. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
§ 11, стр. 41 (ответить на вопросы устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неровности земной поверхности
демонстрационный материал для 6 класса. тема "Рельеф"...
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок с применением технологии проблемного обучения....
География 6 класс Изображение на плане неровностей земной поверхности
Презентация к уроку географии 6 класс. Изображение на плане неровностей земной поверхности...
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...
урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.
В данной разработке представлена структура и ход урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....
Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...